В перечне военно-учетных специальностей на июнь 1941 года присутствует "самокатчик". Это первое.
Второе.
http://www.tankfront...msbr/smbr1.html
Вот здесь и штаты, и боевой путь 1-й самокатно-мотоциклетной бригады РККА.
И велосипедов там аж 2 полка.
Сформирована по штатам №№ 010/381-010/386 от 12.05.1942:
- Управление бригады (штат № 010/381)
- Самокатный полк (штат № 010/382)
- Самокатный полк (штат № 010/382)
- Мотоциклетный полк (вероятно 1-й гв. мотоциклетный) (штат № 010/383)
- Бронетанковая рота (штат № 010/384)
- Зенитная батарея (штат № 010/385)
- Рота технического обеспечения (штат № 010/386)
Что особенно насмешило, некоторые тут рьяно пытаются доказать, что не было самокатных частей, а книжка, дескать, не может служить аргументом.
При этом, например, пресловутая брошюра о снаряжении стрелков, которую теперь все кому ни лень выставляют эталоном того, как должен выглядеть боец на лето-осень 1941-го, вообще непонятно, дошла ли до войск, так как только к печати подписана в конце июля, если не ошибаюсь. И как-то это никого не колышет. А тут, при наличии приказов и брошюр, быть не могло!)))
Наличие ВУС самокатчик, само по себе не подтверждает ничего, как например ВУС кузнец не подразумевает формирование кузнечного полка или хотя бы батальона, а самокатчики действовали в качестве связных по ВУС № 41 — самокатчики (всех частей), я об этом упоминала ранее в этой же теме.
Вот нашла аргумент, но очень слабый. по штатам стрелкового полка 41 года 04\601 на полк полагалось 9 самокатов(велосипедов) из них 4 в отделении подвижных средств связи полка, по 1 велосипеду начальникам связи батальонов и 2 велосипеда в штабе полка в политчасти, как я и говорила использовались практически в индивидуальном порядке.
Так же встретились цифры: на 995человек личного состава Моторизованного полка РККА полагались 24 самоката, к сожалению без расписания кому и в каком количестве они полагались.
Кроме того по штатам (№?)от 10.06.1940г(?) в дивизии была положена отдельная разведывательная самокатная рота.
в обоих последних случаях есть лишь упоминания об этом, самих штатов я не видела.
но речь то была о боевых частях ... Что нашел упоминание о самокатном полку 42 года формирования, конечно хорошо, спасибо, я даже рада, но это не отвечает на вопрос "были ли подобные формирования в 41году?" когда вышли физкультспортовские брошюры, которые не являются собственно руководящими документами НКО как официальные инструкции, или боевой устав пехоты КА.
Первые упоминания о боевых действиях бригады относятся к 4 августа 42года, причем везде упоминается что после ливней начала августа, когда должна была начаться операция Ржевско-Сычевская наступательная операция, уровень воды в реках поднялся на 2-2,5 метра, а дороги раскисли так что машины в них застревали намертво, как в таких условиях могли действовать самокатчики, очень интересный вопрос.
1-я самокатно-мотоциклетная бригада с 4 августа по 19 августа 1942 года участвовала в Погорело-Городищенской наступательной операции в рамках армейской подвижной группы в полосе наступления 20-й армии Западного фронта[3].
Бригада прибыла в район сосредоточения в последнюю неделю июля и расположилась юго-западнее Шаховской[4]. Самокатчики были введены в прорыв 4 августа на участке Погорелое Городище — Золотилово. Постройка переправы и сама переправа через реку Дёржа проходила под огнём противника[5]. Несмотря на труднопроходимые лесные дороги и тяжёлые погодные условия (многодневные проливные дожди), а также упорное сопротивление врага бригада выполнила поставленную задачу и 7 августа первой вышла на рубеж реки Гжать в районе Дубинино — Ярыгино — Степанцово[6].
В ночь с 7 на 8 августа бригада овладела сильно укреплённым опорным пунктом противника в селе Лебёдки. Во время захвата опорного пункта было уничтожено 270 немцев и захвачено 9 орудий разных систем. Собственные потери бригады в этом бою были оценены заместителем командующего 2-й армии генерал-майором Ермаковым как незначительные[6]. 1-й мотоциклетный полк бригады захватил переправу через реку Гжать в районе Тростянка — Лебёдка — Чернейка и отбил несколько атак противника. За захват и удержание переправ командир полка подполковник Кожушко Пётр Ермолаевич был награждён орденом Александра Невского[7].
9 и 10 августа в районе села Степанцова 1-й самокатный полк (под командованием военного комиссара бригады гвардии старшего батальонного комиссара Хуторянского Исаака Ароновича) в составе 80-100 человек несмотря на малочисленность отбил четыре контратаки противника числом до 2 батальонов[8].
При обороне в районе Карманово бригада активно строила оборонительные рубежи. Постройкой руководил начальник инженерной службы майор Балашов Пётр Ильич. Всего было построено 72 ДЗОТа, 50 блиндажей, отрыто 600 погонных метров траншей, создано 3500 метров лесных завалов с оплёткой проволокой и минированием, установлено 3500 мин. Заслуги майора Балашова были отмечены орденом Отечественной войны (посмертно)[5].
В результате боевых действий с 4 по 22 августа 1942 года 1-я самокатно-мотоциклетная бригада освободила 38 населённых пунктов из них 26 с боями. В этих боях было уничтожено примерно 1500 солдат и офицеров противника, до 30 человек взято в плен, захвачено 299 автомашин, 183 мотоцикла, 168 лошадей, 10 орудий и 4 миномёта, 22 пулемёта и 978 винтовок, 13 тысяч патронов, 3 склада с имуществом, 3 рации[6][8]. За успешное руководство бригадой в период наступления командир бригады гвардии полковник Разгуляев Михаил Викторович был награждён орденом Красного знамени.
Сведения взяты из Википедии - не самый лучший источник, но тем не менее...
Известные списки потерь относятся и к началу сентября, а здесь есть упоминания что 1смб продолжила участие в операции по крайней мере и в октябре.
Дальнейшие действия бригады упоминаются ходе Второй Ржевско-Сычевской наступательной операции (25 ноября — 20 декабря 1942 года), что тоже наверное, не самое удачное время для применения велосипедов в условиях снежного покрова, после завершения которой 29 декабря 42года бригада окончательно расформирована, в отличие от полка мотоциклистов. Опыт боевого применения самокатчиков, повидимому, посчитали неудачным... а может велосипедов на новые формирования не было... и вернулись к самокатным подразделениям уже в Германии когда дело дошло до трофейных велосипедов в достаточном количестве.
Самокатный полк в 1с-м бригаде был один, думаю, это опечатка на сайте, иначе бы они имели или порядковую нумерацию 1-й и 2-й, или упоминались как 2 полка, но одной строчкой, по документам самокатный полк проходит без нумерации, что, вероятнее всего, означает что он и был всего один.
И что в итоге получается? Был самокатный полк, а пусть даже и два, но нигде нет упоминаний, в каком качестве они использовались? В качестве самокатчиков - пехотинцев с велосипедами или простых пехотинцев, вопрос очень интересный и ждущий своего исследователя.
Специально для "смешливых" поясняю свою точку зрения на данный вопрос, отрицать и сомневаться не имея четких подтверждений - разные вещи...
Самокатный полк упоминается без номера, что на мой взгляд говорит об отсутствии второго полка.
Интересный факт что, 1смб снабжалась в основном за счет трофеев:
...самокатно-мотоциклетная бригада (1-я), созданная на Западном фронте и обеспеченная, в основном, трофейными мотоциклами и велосипедами...
Сообщение отредактировал Саша Милосердная: 17 августа 2016 - 07:43