Приветствую!
Интересует вот что…
Велосипеды довольно широко использовались в Вермахте, а как с этим делом обстояло в Красной Армии? Какие марки велосипедов были и использовались в войсках (в 30-40-х годах и в КА и в Вермахте), кем использовались и как именно (для перевозки оружия, например)?
P.S. Есть более конкретный вопрос... На днях "откопал" в сарае старый велосипед (по-моему это ГАЗ В-110 Прогресс 50-х гг.): почистил, прикрутил колеса, цепь, и т.п. В общем, привел его в божеский вид, поглядел на то, что получилось, и задумался, можно ли переделать его под какой-нибудь велосипед (советский или немецкий) времён войны? Вроде на наш МД-1 похож... хотя велосипед - он и в Африке велосипед
#1
Отправлено 17 августа 2012 - 20:07
#3
Отправлено 12 мая 2016 - 17:28
Тут про немцев в основном...а наши на чем катались, могли ли на трофейных ездить? По Вашей ссылке на 57й странице есть фото спортивного вела в обвесе и фрицы вокруг ))), так вот. У меня на даче лежит пара немцев, когда то занимался велоспортом и приобрел по случаю, трех скоростные с такими красивыми кожаными сумками, фарами, большими рычагами переключения и т.д. 40х годов. один черный, другой грязно рыжий.
Так в чем вопрос, насколько часто использовались такие на войне, если вообще использовались...? Мог ли русский солдат на таком ездить?
Сообщение отредактировал Mister Valdemar: 12 мая 2016 - 17:36
#4
Отправлено 12 мая 2016 - 18:20
Тут про немцев в основном...а наши на чем катались, могли ли на трофейных ездить? По Вашей ссылке на 57й странице есть фото спортивного вела в обвесе и фрицы вокруг ))), так вот. У меня на даче лежит пара немцев, когда то занимался велоспортом и приобрел по случаю, трех скоростные с такими красивыми кожаными сумками, фарами, большими рычагами переключения и т.д. 40х годов. один черный, другой грязно рыжий.
Так в чем вопрос, насколько часто использовались такие на войне, если вообще использовались...? Мог ли русский солдат на таком ездить?
В РККА велосипеды не прижились, был эксперимент, но как то не задалось, хотя известна и памятка бойцу велосипедисту.
В 45 году наши могли пользоваться чем угодно, могли и на трековых по грязям ездить, в 45 чего только не творилось
Сообщение отредактировал Саша Милосердная: 12 мая 2016 - 22:44
#5
Отправлено 12 мая 2016 - 19:44
В РККА велосипеды не прижились, был эксперимент, но как то не задалось, хотя известна и памятка бойцу велосипедисту.
В 45 году наши в могли пользоваться чем угодно, могли и на трековых по грязям ездить, в 45 много всяких глупостей творилось
А где эту памятку почитать? )))
Не знаю можно ли сюда ссылку, но вот интересный разбор полетов, буду на них ориентироваться...http://chestmundira..../forum/31-121-1
Сообщение отредактировал Mister Valdemar: 12 мая 2016 - 19:52
#6
Отправлено 12 мая 2016 - 20:23
А на что ориентироваться если применение велосипедистов в боевой обстановке нигде и никак не отмечено? У нас и летом на проселке увязнуть можно, а по осени и по весне трактора вязнут, о каких велосипедах речь? Хотя не спорю тема прикольная, только фотографий красноармейцев на велосипедах 1-2 и обчелся, да и те в основном довоенные, а периода войны использование в индивидуальном порядке, типа военными почтальонами или посыльными и тп. а под индивидуальное использование такую широкую проработку проводить даже не интересноА где эту памятку почитать? )))
Не знаю можно ли сюда ссылку, но вот интересный разбор полетов, буду на них ориентироваться...http://chestmundira..../forum/31-121-1
только заметьте выпущена книжка в Ленинграде через пару дней после начала блокады, плюс к этому издание не армейское а "Физкульт спортовское" не официальное или полуофициальное
Сообщение отредактировал Саша Милосердная: 16 мая 2016 - 03:31
#7
Отправлено 13 мая 2016 - 00:57
http://photo.qip.ru/...gik78/96671488/
С уважением, Сергей.
Если не откроется предыдущая.
http://forum.ww2.ru/...howtopic=139996
#8
Отправлено 13 мая 2016 - 01:08
Добрый день.
http://photo.qip.ru/...gik78/96671488/
С уважением, Сергей.
Если не откроется предыдущая.
http://forum.ww2.ru/...howtopic=139996
О, благодарю! )
#9
Отправлено 13 мая 2016 - 07:45
И обратите внимание на способы ношение винтовки, дополнительный ремень, ножны.
По второй ссылке разрешение выше. Кому интересно, у издательства "Физкультура и Спорт" есть и другие полезные в армейском деле книги, например "Фехтование на штыках", 1955 г.
Потому, уверен, название издательства не должно вызывать подозрительной настороженности. Книга создана специально для армии, учтены типы оружия, возможности стрельбы, способы перевозки ранца, обувь. Подготовлены рисунки бойца в военной форме, а не просто безликий контурный силуэт.
Сообщение отредактировал Саша Милосердная: 14 мая 2016 - 17:44
#10
Отправлено 13 мая 2016 - 15:05
А есть ли ссылки на фотографии велоподразделений Красной армии? или другие подтверждения их формирования? Если бы это было наставление НКО, доверия было бы больше, а так получается планировали развернуть, предположим, батальон или несколько отдельных рот занялись разработкой документации, но не задалось и все что осталось от этого проекта - одна маленькая брошюрка, изданная, опять же прошу учесть, в уже блокадном Ленинграде, что, мне кажется, должно свидетельствовать о её малом распространении
#11
Отправлено 13 мая 2016 - 18:28
А есть ли ссылки на фотографии велоподразделений Красной армии? или другие подтверждения их формирования? Если бы это было наставление НКО, доверия было бы больше, а так получается планировали развернуть, предположим, батальон или несколько отдельных рот занялись разработкой документации, но не задалось и все что осталось от этого проекта - одна маленькая брошюрка, изданная, опять же прошу учесть, в уже блокадном Ленинграде, что, мне кажется, должно свидетельствовать о её малом распространении
Я по ходу своей работы на ТВ общался с ветеранами которые имели непосредственное отношение к самокатчикам пограничникам...(лет 10 назад) Рассказывали про роты самокатчиков, в основном на границе Белорусского фронта... К сожалению тогда особого интереса у меня это не вызывало и не вникал в подробности...Жаль. Пытался найти подтверждения в сети...но пока тщетно! Будем рыть в направлении границ!
#12
Отправлено 13 мая 2016 - 21:52
Для интересующихся, есть несколько интересных тем:
http://forum.ww2.ru/...owtopic=4063083
http://www.istpravda...artifacts/8644/
#13
Отправлено 13 мая 2016 - 22:08
Не смотря на то, что брошюра выпущена уже с началом блокады, следует учесть, что текст для её надо было ещё написать. Подготовить материал, создать рисунки. Уверен, когда эта работа начиналась, про саму возможность блокады никто не задумывался. Но и само появление книги спустя несколько месяцев после начала войны, то же не случайно. Полагаю, тут следует учитывать общую обстановку складывающуюся на фронтах в первые месяцы войны. Большие потери в транспортных средствах, машинах, мотоциклах, и лошадях в том числе. Выход такого издания, уверен, как раз и нёс в себе идею и повышения мобильности бойцов в сложившихся условияъ. Ведь велосипеду, в отличии от автомобиля, мотоцикла или лошади, по сути, не нужно ничего кроме седока.
Для интересующихся, есть несколько интересных тем:
http://forum.ww2.ru/...owtopic=4063083
http://www.istpravda...artifacts/8644/
Книжка свидетельствует лишь о том что были мысли на этот счет, и идея это просто замечательная, а вот кроме удостоверения самокатного отряда МПВО Москвы (хотя это и вовсе не армейское формирование) есть хоть какие то подтверждения существования в ВОв велосипедных отрядов Красной армии? Я собственно и не спорю что до войны что-то такое было и саперов кинологов на велики сажали и минеров-подрывников, но это все можно отнести к экспериментальным разработкам, как и саму книжку ну написали до войны и даже напечатали, дальше намерений дело пошло?
Ополченцы на велосипедах
В канун битвы за Москву мы вспоминаем доблестных защитников нашей столицы. Город тогда защищали все – от мала до велика. Даже дети были готовы дать отпор врагу. Они наравне со взрослыми сражались за Родину, однако о подвиге 800 велосипедистов, или самокатчиков, как их тогда называли, до сих пор было известно немногое.
КУЧА-МАЛА НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ
Как-то судьба свела меня с ветераном Великой Отечественной войны Константином Аркадьевичем Пигулевским, который поведал о неизвестных эпизодах обороны Москвы.
- С конца 1930-х годов я работал инструктором в Московском комитете физкультуры. Тогда, несмотря на нехватку машин, был весьма популярен велосипедный (самокатный) спорт. С 1924 года ни один парад на Красной площади не обходился без самокатчиков: первым катил полк военных, потом ехали гражданские велосипедисты. К парадам готовились целый месяц. Прохождение было сложным - приходилось объезжать с двух сторон Исторический музей, затем 24 велосипедиста смыкались в одну шеренгу. Смотреть по сторонам было нельзя ни в коем случае, иначе нарушишь строй. Однажды кто-то зазевался - ну решил взглянуть на Сталина. Руль вильнул, парень упал, следовавшие за ним на приличной скорости спортсмены стали наезжать на недотепу. В считаные секунды на Красной площади образовалась куча-мала вровень с Мавзолеем. Правительство поначалу рты раскрыло, а потом давай хохотать, смеялись до слез. А мы по команде без разбору хватали машины и бегом с площади. Но никого за эту промашку не наказали.
ЭСКАДРОН САМОКАТЧИКОВ
В начале 1941 года я стал штурманом скоростных бомбардировщиков. Началась война, рвусь на фронт, а в военкомате говорят: “Всю авиацию перебили, есть приказ Сталина летные кадры пока не призывать, гуляйте”. Но воевать-то хотелось. Пошел в горком партии к заведующему военным отделом полковнику Чугунову, тот быстро нашелся: “Ты подумай, как помочь городу. Вон у нас на крышах сидят посты ВНОС (внешнего наблюдения, оповещения и связи), там в основном старички, которые всего боятся. Надо им помочь...”
В помощь ночному хозяину города - местной противовоздушной обороне (МПВО) - из велосипедистов, участвовавших в парадах на Красной площади, было решено создать самокатный полк. А из кого создавать, когда почти все спортсмены ушли на фронт? Пришлось привлечь допризывников и подростков. Отобрали 800 самых от- чаянных ребят. Пользуясь указом Президиума Верховного Совета СССР, мобилизовали у населения машины и роздали их пацанам. Командиром отряда стал я, начальником штаба - заслуженный мастер спорта Миронов. Во главе отряда стояла элита велосипедного спорта столицы, чемпионы-гонщики: Чистяков, Логунов, Крылов, Гладкий, Богомолов, Прянишников...
Ребята патрулировали улицы, проверяя светомаскировку. Как-то на Сретенке нашли интересную сигнализацию. В квартире, хозяева которой находились в эвакуации, в печке была установлена 500-ваттная лампа, дававшая через трубу яркий свет в небеса. Те, кто контролировал светомаскировку, попутно высматривали подозрительные предметы у метро, обыскивали мусорные урны в поисках взрывных устройств, выслеживали мародеров. Последние были настоящим бедствием. После объявления тревоги город замирал - по улицам передвигались лишь те, кто имел пропуска, вот тут-то и было раздолье для всяких темных личностей. Задними дворами они пробирались к небольшим магазинчикам, палаткам, разбивали стекла и тащили что под руку попадет. Немало таких грабителей с помощью наших пацанов арестовала милиция.
Другие ребята занимали свои места на крышах. Тушили зажигательные бомбы, фиксировали очаги поражения в своей округе. На велосипедах мчались к месту падения бомбы, оценивали ситуацию и сразу вызывали необходимые службы - пожарных, “скорую помощь”, водопроводчиков, газовиков... А до их приезда сами, как могли, тушили пожары, вытаскивали из-под обломков раненых и контуженых, оказывали им первую помощь.
взято отсюда
Зачислили меня служить самокатчиком в специальное подразделение связи. ...привезли на грузовике «боевую матчасть» — несколько десятков разнокалиберных велосипедов. Мне достался полугоночный, с изогнутым «бараньими рогами» рулем. Вывели нас за ворота на улицу, построили в колонну — и вперед! Сзади полуторка шла, выполнявшая роль машины сопровождения, технички. Через пол-Москвы вырулили на Минское шоссе и дальше двинулись на запад — к фронту. Переночевали где-то в лесу рядом с магистралью (на этом биваке, помнится, обучали, как из винтовки стрелять). На следующий день опять команда «по седлам!»... В итоге своим ходом добрались до поселка Дорохово, в ста километрах от столицы, где формировался велобатальон в составе отдельного полка связи.
Вскоре мне и еще одному самокатчику командир дал задание: «Направляю вас в 9-ю дивизию 33-й армии; смотрите на карту: поедете сейчас туда-то и туда-то, в районе вот этой высотки вас будет лейтенант ждать». Мы отправились, даже не получив хотя бы одну винтовку на двоих.
Моя армейская велослужба продолжалась вплоть до начала октября 1941-го. Нас, военных самокатчиков, использовали для доставки документов. Чаще всего приходилось «курсировать» между штабами полков и штабами дивизий. Отправляясь в очередной «рейд», запечатанные конверты и пакеты с приказами, со сводками мы приспособились оборачивать вокруг гранаты — чтобы в случае явной опасности взорвать ее и уничтожить доверенные нам секретные штабные документы (впрочем, до такого ни разу не доходило). Обычно на пакете с пересылаемыми бумагами штабные помечали: во сколько отправлен связной и во сколько он должен доставить конверт в назначенное место. Нас с самого начала службы в полку связи предупредили: если опоздаете с доставкой — запросто попадете под трибунал. Конечно, порой было очень трудно уложиться в срок: то дорог, мало-мальски проезжих, для велосипеда нет, то сориентироваться по карте-километровке на местности не получалось... Но все-таки мы успешно выполняли порученные задания. Помню, были случаи, офицеры в штабах, куда я приезжал с пакетом, даже удивлялись: «Как это ты умудрился так быстро сюда добраться?»
В октябре, когда немцы прорвали оборону под Москвой, дивизия с боями отходила к Наро-Фоминску. В один из дней подразделение, в котором я служил, отстало от «родного» велобатальона связи. Добрались до какой-то деревни, и наш ротный распорядился все двухколесные машины затащить на чердак одного из домов и там спрятать: мол, когда фрицев назад погоним, эти «велики» снова пригодятся... Дальше шли пешим порядком и в конце концов вернулись в полк связи 33-й армии.
Самокатчиков в нашей части ближе к зиме уже не оставалось: морозы ударили, снег выпал — какие тут велосипеды! Служил я теперь в роте передвижных средств связи. У нас по штату было два мотоцикла и два легких броневичка...
Нашлось еще такое упоминание о самокатном батальоне отдельного полка связи 33 армии. Взято здесь
Речь по видимому идет о 104 опс 33 армии (Сформирован на базе 639 обс 24.10.41-17.2.44 Переименован в 10 опс) отсюда
Сообщение отредактировал Саша Милосердная: 18 августа 2016 - 03:33
#14
Отправлено 13 мая 2016 - 22:36
Ещё одна ссылка:
http://chestmundira..../forum/31-121-1
#15
Отправлено 13 мая 2016 - 22:45
Я так полагаю оригинал книжки пришёл из РНБ (сканы в свободном доступе)
https://vivaldi.nlr....b000002465/view
Автор:Панин, Николай Александрович
Заглавие:Подготовка военных самокатчиков Краткое пособие
Место издания:Ленинград]
Издательство:"Физкультура и спорт"
Дата издания:1941
Есть и её аналог.
https://vivaldi.nlr....b000001749/view
Автор:Панин, Николай Александрович
Заглавие:Каждый самокатчик - связист и разведчик
Место издания:Ленинград]
Издательство:"Физкультура и спорт"
Дата издания:1941
Желающие могут поискать и ещё книжки по ключевым словам, но в сканах там лишь часть литературы.
http://primo.nlr.ru/...e&vid=07NLR_VU1
Кстати говоря в мемуарах и отчётах о боях именно ополченцев под Ленинградом встречал описание использование именно велосипедистов в качестве передовой разведки на дорогах (когда другой разведки не было в принципе). Равно как и финны такое практиковали. Как то так.
#16
Отправлено 13 мая 2016 - 23:04
Кстати говоря в мемуарах и отчётах о боях именно ополченцев под Ленинградом встречал описание использование именно велосипедистов в качестве передовой разведки на дорогах (когда другой разведки не было в принципе). Равно как и финны такое практиковали. Как то так.
Шапка "Для народного ополчения" многое объясняет и ставит на свои места, полагаю что велосипеды использовались свои, или из института им Лесгафта, или и те и другие, вообще Лесгафтовцы внесли огромный вклад в оборону Ленинграда.
#17
Отправлено 13 мая 2016 - 23:44
https://vivaldi.nlr....b000001753/view
https://vivaldi.nlr....202/view#page=1
#19
Отправлено 14 мая 2016 - 03:59
http://desantura.ru/articles/58565/
П Р И К А З
ПО 106 ГВАРДЕЙСКОЙ СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИИ 9 ГВАРДЕЙСКОЙ АРМИИ
№ 01/Н
20 февраля 1945 года
Действующая Армия
От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество - НАГРАЖДАЮ:
В ы п и с к а
Медалью «ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ»
....
14. Стрелка-самокатчика разведывательно-самокатной роты - гвардии красноармейца ГЛУШАКОВА Аркадия Никифоровича за то, что участвуя в боях 9 октября 1943 года по форсированию реки Днепр, первым форсировал ее и с группой красноармейцев закрепился на правом берегу. 9 июля 1943 года при наступлении на населенный пункт Катилово Полтавской обл. в рукопашном бою с противником стойко защищал занятые рубежи. В этом бою был легко ранен, при форсировании реки Днепр также получил легкое ранение.
22. Стрелка-самокатчика разведывательно-самокатной роты - гвардии красноармейца ЕРГАЕВА Александра Михайловича за то, что будучи наводчиком станкового пулемета в бою при наступлении на село Жаворонки, Западный фронт, в составе 67 ГСП 1 гвардейской Краснознаменной дивизии с расчетом проник в глубину расположения немцев и пулеметным огнем рассеивал группы отступающих противника, тем самым помог батальону успешно развивать наступление. Был легко ранен.
62. Командира самокатного отделения роты связи – гвардии старшего сержанта ТРАВКИНА Сергея Степановича за то, что будучи командиром орудийного расчета 20 октября 1942 года при отражении танковой атаки немцев в районе Мамаев Курган, Сталинградский фронт в составе 38 ГСД 42 ИПТД был тяжело ранен, но от орудия не ушел, продолжая вести пушечный огонь до полного отражения танковой атаки немцев.
66. Командира отделения разведсамокатной роты – гвардии сержанта ХОСНУДИНОВА Сулеймена Шигабудиновича за то, что будучи командиром расчета станкового пулемета 7 мая 1942 года при наступлении на высоту активно поддерживал наступающую роту, несмотря на легкое ранение с поля боя не ушел. 1 июня 1942 года при наступлении батальона 52 СП 171 СД на высоту «Перчатка» Северо – Западный фронт со своим расчетом выдвинулся вперед и массивным огнем поддержал наступающую роту. В этом бою получил второе легкое ранение.
Орденом КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ
93. Гвардии сержанта ФЕДОРИНА Константина Алексеевича - заместителя командира отделения отдельной разведывательно-самокатной роты 7-й Гвардейской воздушно-десантной бригады.
#20
Отправлено 14 мая 2016 - 07:06
А вот это уже аргумент!П Р И К А З
ПО 106 ГВАРДЕЙСКОЙ СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИИ 9 ГВАРДЕЙСКОЙ АРМИИ
№ 01/Н
20 февраля 1945 года
Действующая Армия
Темы с аналогичным тегами велосипед - тоже техника
ОБЩИЕ ФОРУМЫ →
ВОЕННАЯ ТЕХНИКА →
Вело-мото →
Прошу помощи в определении велосипедов и запчастейАвтор Pan_Kamenski , 26 июн 2015 велосипед - тоже техника, трофеи и 1 еще... |
|
|
||
ОБЩИЕ ФОРУМЫ →
ВОЕННАЯ ТЕХНИКА →
Вело-мото →
Восстановление довоенного велосипеда МД -1.Автор Кронштадтец , 16 июл 2015 мд-1, велосипед ркка мд-1 и 2 еще... |
|
|