Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

Реставрация 85-мм зенитной пушки, ВИК "Наш Политех", СПб

52-к зенитка политех спб

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 248

#41 KursanT

KursanT

    Полковник

  • Пользователь
  • 2 353 сообщений
  • Город:Питер

  • КВИР "Доброволец"

Отправлено 30 сентября 2015 - 21:32

 Он не как  полузонтик раскрывался?

Пример сетки на фото.
Правда это не она, но укрытие сделанное явно по её мотивам.

5dvdsv2-K.jpg

 

В качестве маскировочной сетки будет использована самодельная копия маскировочной сетки типа 1-У (2-У и т.д.).
Так как это наиболее аутентичный тип сетки, который я нашёл.
(Лубочная картинка из инструкции не в счёт).

post-1131-1253632563.jpg

1941_99.jpg


  • 0

#42 KursanT

KursanT

    Полковник

  • Пользователь
  • 2 353 сообщений
  • Город:Питер

  • КВИР "Доброволец"

Отправлено 30 сентября 2015 - 21:49

В процессе работы над передним ходом (см. выше) - перебрали и разработали привод поворота передних колёс.

 

DSCF5157.jpg DSCF5158.jpg

В основном работа заключалась в его снятии, переборке и смазке, так как он за прошедшее время намертво закис.

Плюс было выставлено схождение передних колёс. Это производится путём изменения длины тяг за счёт закручивания или раскручивания головки тяги, которая имеет резьбу. Почему то на пушке они были очень не одинаково выставлены. Схождение выставили на глаз примерно ровно. Разбег по резьбе там сильно ограничен.
Скоро будем перекатывать зенитку тягачём - там и посмотрим правильно ли выставили.

img-150930204809-001.jpg

 

 

Кроме того на подставке для ствола поменяли пружинную защёлку для ваги. Один лепесток пружинки какие то нехорошие люди сломали и пришлось делать новую.

 

DSCF5163.jpg

 


  • 0

#43 KursanT

KursanT

    Полковник

  • Пользователь
  • 2 353 сообщений
  • Город:Питер

  • КВИР "Доброволец"

Отправлено 30 сентября 2015 - 22:11

Для обслуживания накатника потребовалось снять его с зенитки.

DSCF5180.jpg

Дело в том, что когда накатник установлен на орудии - с него толком не старую жидкость не слить, не новую не залить.
Поэтому по наставлению - его положено снимать и обслуживать отдельно.

img-150930204702-001.jpg

Мы его сняли с целью слить остатки старой жидкости, промыть внутренности накатника и залить его новой жидкостью. Затём уже и заправить азотом.

DSCF5181.jpg

К сожалению пока не смогли найти нужную жидкость - Стеол М или ПОЖ-70.
Просто негде их купить. 

Жидкости надо немного - около 11 литров, но пока не нашли фирму, которая смогла быть продать соразмерное количество жидкости. Все банчат бочками и цистернами.

 

 

Заодно сняли и сопутствующие детали - переднюю обойму и буфер.

Буфер будет очищен от ржавчины и пересмазан, а под обоймой скопилось много ржавчины.

DSCF5182.jpg

 


  • 0

#44 Driver

Driver

    Лейтенант

  • Модератор
  • 738 сообщений
  • Кубинка

Отправлено 30 сентября 2015 - 23:48

Если будет совсем безвыходная ситуация, и стрелять из орудия никто не будет, то можно заправить систему тормозной жидкостью. Лучше БСК, она создана близко по составу со Стеолом - Стеол на глицерине, а БСК - на производном глицерина - глицериде.

Если не удастся найти и БСК тоже, заправляйте любой тормозной жидкостью, но ни в коем случае не маслом - масло может убить резиновые уплотнения.


  • 1

#45 1kompozitor

1kompozitor

    Призывник

  • Новичок
  • 3 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 04 октября 2015 - 16:14

А можно по подробнее о ремонте накатника? Как его снимали?



#46 KursanT

KursanT

    Полковник

  • Пользователь
  • 2 353 сообщений
  • Город:Питер

  • КВИР "Доброволец"

Отправлено 04 октября 2015 - 23:05

А можно по подробнее о ремонте накатника? Как его снимали?

 

Ну если опустить подробности - из накатника выпустили азот, ствол выставили в положение близкое к горизонтальному.
Это нужно - ведь иначе ствол просто съёдет под своей тяжестью - ведь держит его именно накатник.

Потом снимаются две стопорных планки ( на сечении не показаны - места выделил крестами), сначала задняя - она стопорит кольцо "3".
Далее свинчиваем кольцо. (специальных ключей конечно же нет - использовали зубило и большой разводной ключ).
После чего снимается вторая стопорная планка, которая фиксирует накатник в обойме люльки.

Также надо вынуть шплинт и свинтить гайку "89", а также отсоединить тягу механизма переменного наката.

Когда всё отсоединено - накатник просто подаётся вперед усилиями двух человек и свободно выходит из обоих обойм.

По наставлению дальнейшее обсуживание накатника производится на деревянных козлах.

Следует иметь ввиду, что даже пустой накатник очень тяжелый. Перемещать его следует силами хотя бы трёх человек - двое могут и не справиться.

 

post-2358-0-36604700-1443636614.jpg


  • 0

#47 1kompozitor

1kompozitor

    Призывник

  • Новичок
  • 3 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 05 октября 2015 - 01:15

Мы в этом году начинали в Ленино-Снегирёвском музее такое-же орудие реставрировать но в сроки не уложились, поэтому его просто покрасили((

Ствол так и остался в состоянии как на видео.

https://youtu.be/B417aQOsaNo

 

rSLfBPGd_hA.jpg



#48 KursanT

KursanT

    Полковник

  • Пользователь
  • 2 353 сообщений
  • Город:Питер

  • КВИР "Доброволец"

Отправлено 05 октября 2015 - 22:56

Мы в этом году начинали в Ленино-Снегирёвском музее такое-же орудие реставрировать но в сроки не уложились, поэтому его просто покрасили((

Ствол так и остался в состоянии как на видео.

 

 Ну по видео всего конечно не разглядеть, но судя по тому что видно могу вам посоветовать самый простой вариант: 

опустите ствол, подгоните грузовик - зацепите тросом за передний захват ствола и вытяните ствол вперед.
Потом приварите захваты к направляющей ствола, чтобы он обратно не упал.

почему так? Во-первых накатник у вас вроде бы некомплектный. Не факт, что вообще прокатит тема с накачкой азотом.

(в своём накатнике я уверен, так как азот там был я его лично оттуда стравливал)

Во-вторых- сама процедура не из лёгких. В любом случае шток накатника надо вдавить внутрь (вместе со стволом или отдельно - не важно). Потом залить жидкость, а делается это, в прямом смысле, через жопу (надо открутить детали 50, 49 и сб.6 на моей схеме накатника и заливать оттуда), затем собрать под азот крестовину с манометром и винтом, который отжимает клапан.
Ну и закачать туда азот (или воздух) под давлением около 50 атм.

P.S. Пушка у вас той же модификации, что и наша. Разве что - скорее всего  у вас уже послевоенный выпуск.
Клейма с годом в основном на стволе и казеннике.
Ну и на электромоторах есть. :)


  • 0

#49 1kompozitor

1kompozitor

    Призывник

  • Новичок
  • 3 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 05 октября 2015 - 23:20

На казеннике клеймо "1945"



#50 KursanT

KursanT

    Полковник

  • Пользователь
  • 2 353 сообщений
  • Город:Питер

  • КВИР "Доброволец"

Отправлено 06 октября 2015 - 00:37

На казеннике клеймо "1945"

Кстати говоря, когда вернёте ствол в нормальное положение - вертикальная наводка станет достаточно лёгкой.
К моему лично удивлению оказалось, что КЧ так чётко сбалансированно, что даже если снять весь механизм вертикальной наводки, то один человек рукой может без особых усилий поднимать и опускать ствол- настолько точно всё расчитано.


  • 0

#51 KursanT

KursanT

    Полковник

  • Пользователь
  • 2 353 сообщений
  • Город:Питер

  • КВИР "Доброволец"

Отправлено 06 октября 2015 - 09:59

На данный момент ведутся финальные подготовительные работы по подготовке зенитного орудия к пескоструйной очистке и покраске.

"Лишние" крупные детали сняли, занимается ремонтом мелочей.

Где надо - восстанавливаем контровку болтов и винтов.

DSCF5147.jpg DSCF5150.jpg

DSCF5152.jpg

 

Там где старые шплинты совсем сгнили или отсутствуют - поставили новые (как всегда просле травления).

Безымянный222.JPG

 

 

 

На правой стороне прицела была отломан валик указателя барабана углов прицеливания.

Выбили штифт, выбили обломок старого валика.
Для надёжности новый посадили на резьбу и также законтрили штифтом.

DSCF5153.jpg

 

Там же восстановили ограничитель.
Это такой небольшой штифт, который ограничивает углы возвышения правой стороны прицела в рамках реальных углов возвышения орудия.
Этот штифт заметили чисто случайно - под слоем старой краски заметили остатки чего то обломанного и два высоких винта непонятно зачем поставленных (как оказалось это упоря для крайних положений ограничителя).
Осложнялось ещё и тем, что напрямую на схеме он не показан и так просто не увидишь.

К сожелению чтобы его по науке восстановить - необходимо перебирать правую сторону прицела. Мы уже пробовали это сделать, но попробовав здаро оценили , что "травмы" которые в ходе разборки неизбежно получит прицел, того не стоят.
Ограничитель просто приварили.

img-150930204734-001.jpg DSCF5156.jpg

 

 

Расшевелили и выправили все защёлки. Одна из них была сделана с низкой точностью и не укладывалась в паз. Из-за это постоянно клинила и застревала.

DSCF5162.jpg

 

Там же, на задней оси была отломана пружинная защёлка, которая держит рукоятку сторона в открытом положении.
Сделали по образцу с передней оси и приклепали.

Безымянный2.JPG

 

 

На ящике под оптическую трубу была отломана ответная часть замка.
Сделали по образцу и приварили.

Безымянный22.JPG

 

 


  • 3

#52 KursanT

KursanT

    Полковник

  • Пользователь
  • 2 353 сообщений
  • Город:Питер

  • КВИР "Доброволец"

Отправлено 06 октября 2015 - 10:15

Отдельного поста заслуживают механизмы переменного наката и отката.
Эти механизмы приходят в движение при изменении угла возвышения орудия (при опускании и поднятии ствола).

Но ввиду своих особенностей очень сильно ржавеют, клинят и двигаться не хотят.

Как итог этого - чрезвычайная склонность данных узлов к суициду. 

Например рычаг изменения скорости наката настолько сильно закис, кто при изменении угла возвышения орудия выломал сам себя из люльки вместе со сваркой. И это при том, что приваривается он 5мм электродом...

 

Рычаг быд перебран, зачищен и приварен на место.

DSCF5113.jpg

DSCF5168.jpg img-150919131505-001.jpg

 

 

Аналогичная ситуация с бугелем переменного отката.
Давно, видимо ещё задолго до нас, он так закис, что при очередных шевелениях ствола отломал шаровую пяту бугеля вместе с куском самого бугеля.
Бугель бул разработан и пересмазан.

(фото натурного сделать забыл, выложу потом).

img-150919131448-001.jpg

img-150919131533-001.jpg


  • 2

#53 KursanT

KursanT

    Полковник

  • Пользователь
  • 2 353 сообщений
  • Город:Питер

  • КВИР "Доброволец"

Отправлено 06 октября 2015 - 10:30

Если будет совсем безвыходная ситуация, и стрелять из орудия никто не будет, то можно заправить систему тормозной жидкостью. Лучше БСК, она создана близко по составу со Стеолом - Стеол на глицерине, а БСК - на производном глицерина - глицериде.

Если не удастся найти и БСК тоже, заправляйте любой тормозной жидкостью, но ни в коем случае не маслом - масло может убить резиновые уплотнения.

Наверное так и придётся, но пока ещё надеемся.
Пытаемся найти в продаже или армейских частях, но очень уж специфичная штука.


  • 0

#54 wadimych

wadimych

    Лейтенант

  • Пользователь
  • 745 сообщений

Отправлено 06 октября 2015 - 12:23

Поинтересовался у эксперта о демилитаризации стволов калибром от 37 мм.

Получил ответ с отсылом на некую методику, по ней накатник прорезан, а жидкость слита.... 

Как вопрос демилитаризации в вашем случае решен?


  • 0

#55 KursanT

KursanT

    Полковник

  • Пользователь
  • 2 353 сообщений
  • Город:Питер

  • КВИР "Доброволец"

Отправлено 06 октября 2015 - 22:01

Поинтересовался у эксперта о демилитаризации стволов калибром от 37 мм.

Получил ответ с отсылом на некую методику, по ней накатник прорезан, а жидкость слита.... 

Как вопрос демилитаризации в вашем случае решен?

Вообще там говорится как бы об откатнике (тормоз отката, он же ПОУ - противоткатное устройство).
Конечно накатник тоже там чего-то тормозит, но вы ни в одной книге по данному орудию не найдёте ссылки на это. У накатника есть своё функциональное предназначение и торможение ствола не в их числе.

По такой логике можно срезать со ствола захваты - так как они тоже его тормозят чисто за счёт силы трения.

И тут не совсем тот случай.
Всё таки ставится задача сохранить возможность имитации выстрела (холостой выстрел).
Есть методика по приведению артиллерийских орудий в глухое ММГ, но нам она не подходит.
Мы используем лишь отдельные её пункты для тех узлов которые нам не принципиальны.
А по целому ряду пунктов и узлов наш дезактив безопаснее и надёжнее (кстати ждёт своей очереди отчёт по откатнику - его то как раз порезали).

Ни Политех, ни ФСБ не устраивал имевшийся армейский дезактив (в частности он был кустарным и данной методике не соответствовал).

Поэтому, было принято и согласовано решение об изменении дезактива на тот, который:

1) позволит полноценно использовать орудие для тех целей, для которых оно и было передано Министерством Обороны Политеху (патриотическое воспитание и всё такое);
2) обеспечит невозможность производства боевых выстрелов. В целом там полная аналогия с холостым стрелковым оружием, только ещё жестче;
3) позволит пушке пройти соответствующую экспертную проверку, в ходе которой и будет установлено что пушка уже не пушка, а средство имитации и т.д и т.п. 

 

В данной теме я принципиально не раскрываю нюансы демилитаризации, так как те кому оно надо (ФСБ, эксперты и прочие органы) итак держат пушку на контроле и приходят проверять её лично.


  • 0

#56 KursanT

KursanT

    Полковник

  • Пользователь
  • 2 353 сообщений
  • Город:Питер

  • КВИР "Доброволец"

Отправлено 06 октября 2015 - 23:44

Оглядываясь на методику ГРАУ по деактивации артиллерии было принято решение о внесении некоторых изменений в тормоз отката.

Откатник помещается в корпусе под стволом. К нам он попал уже без жидкости - её слили сами военные.

Для начала снали крышку и освободили компенсатор с веретеном.
Поидее нужен специальный съёмник, но его заменили приспособой из подручных средств.

 

img-150919131721-001.jpg 3.JPG

 

Веретено с частью запчастей было вынуто из тормоза отката и теперь отдано на вечное хранение в музейный фонд.

DSCF5120.jpg img-150919131414-001.jpg

 

 

Вид на поршень откатника без веретена.

DSCF5119.jpg

 

 

Так как именно через веретено сам откатник крепится в корпусе на люльке, то без него получается что корпус ничего не держит.
Чтобы он никуда не двигался и не выпал вниз по штоку - приварили его к обойме бугеля.

DSCF5151.jpg

 

Как и положено корпус откатника был порезан насквозь. Хотя веретена итак уже нет, так что в любом случае как было уже не будет.

DSCF5125.jpg

 

 

Чтобы веретено всё-таки нельзя было поставить назад - поперёк цилиндра была вварена шпилька. 
Перед окончательной установкой, из толстой фанеры вырезали проставку для откатника, чтобы его задний конец встал на своё место и выглядел аутентично, как и было.
Ведь веретена нет - и спереди цилиндр ничего не поджимает назад.

Потом был одет колпак и поэтому никаких внешних изменений орудие не притерпело.

2.JPG

 

 

 


Общая схема тормоза отката и принцип его работы.
В предыдущее сообщение не влезло - ограничения форума.

 

1.JPG

img-150919131655-001.jpg

 


  • 1

#57 KursanT

KursanT

    Полковник

  • Пользователь
  • 2 353 сообщений
  • Город:Питер

  • КВИР "Доброволец"

Отправлено 08 октября 2015 - 06:09

В эти выходные был пройден важный этап в реставрации зенитного орудия.

Пушка была полностью отпескоструена, загрунтована и покрашена.



Пушка подготовлена к транспортировке на место, где будет проводиться пескоструйная очистка.

DSCF5187.jpg

 

 

Так же к пескоструйке подготовлены все основные узлы и детали.

DSCF5165.jpg

 

Кроме того для пескоструйки разобрали опоры домкратов, так как в шаровых опорах уже давно нет никакой смазки, только ржавчина и поэтому часть из них и вовсе закисла и не двигалась.

DSCF5190.jpg

 

 

Буксировка к месту проведения работ и само место.

DSCF5189.jpg DSCF5192.jpg

 

 

Идёт пескоструйная очистка.
Для этого заключили договор с фирмой, которая занимается пескоструйной очисткой "на выезде". Т.е. работы проводились на территории Политехнического университета.

Очистка велась мощным промышленным пескоструем, степень очистки Sa 2 1/2 - Sa 3.

 

Ребята из фирмы молодцы, работали весь день с утра и до самой темноты. Хотя процедура недешевая, но в данном случае мы все сошлись во мнении, что ценники на подобные процедуры более чем адекватные.

Изначально мы конечно рассматривали возможность отпескоструить самостоятельно (имеется мощный компрессор и "любительский" пескоструйный пистолет). Но адекватно оценив объёмы работы и её трудоёмкость (ржавчина и толстые слои самопальных перекрасов), поняли что такие работы займут недели (!).

А тут справились за день.

После такой очистки также не трубуется обезжиривание поверхности металла.
Специально обезжиливали только несколько мест, где было очень много густой смазки и откуда её не смогли полностью удалить до пескоструйки.
(Так как прошприцовывались все пресс-маслёнки, которых на зенитке до дури)

DSCF5194.jpg

 

 

Покраска.

Покраску решили проводить с предварительной грунтовкой.

Если смотреть по самой зенитке: основные крупные узлы самой пушки либо не грунтовались, либо в качестве грунта выступала сама краска защитного цвета.

Но менее крупные детали (корпуса редукторов, принимающих приборов, щитки) грунтовались, причём каждая деталь своим грунтом в зависимости от материала- в основном грунт серого и красного цвета.

 

Нами были выбраны следующие ЛКМ:

грунт АК-070, к нему растроритель 648;
краска ХВ-518 защитная, к ней растворитель Р-4А.

Грунт АК-070 - , антикоррозионный, относительно быстросохнущий (от 30 мин до 1 часа до степени 3). Учитывая размеры зенитки, пока заканчиваешь первый слой, уже можно начинать наносить второй - очень удобно.
Неудобство лишь в том, что грунт сохнет настолько быстро, что успевает застывать прямо в краскопульте - приходится регулярно прочищать растворителем.
Сам грунт поставляется в очень жидком виде и разбавления не требует.
Грунт в жидком виде имеет ядовито жёлтый цвет.

Краска ХВ-518 защитного цвета.
Стандартная армейская краска. Имеет, по нашему мнению, наиболее близкий к оригиналу цвет. К тому же приобретает всё большую популярность среди Красной Армии и реставраторов техники.
Образует прочное и самое главное матовое покрытие. Легко наносится пульверизатором и образует равномерную плёнку без подтёков. Стойкая к маслам, смазкам и атмосферным воздействиям.
Поставляется в достаточно жидком виде и разбавления не требует.
Время высыхания до степени 3 - 4 часа, "на отлип" высыхает гораздо быстрее.

 

 

Отпескоструеная пушка и детали.

DSCF5196.jpg DSCF5195.jpg

 

 

На пушку нанесён грунт АК-070.
Грунт наносился последовательно в два слоя на все поверхности.

Не смотря на то, что в жидком виде грунт имеет ядовито-жёлтый цвет, по факту покрытие - бесцветное, так как при такой толщине слоя цвет теряется и виден лишь в местах подтёков и скоплений грунта.

DSCF5198.jpg

 

 

Пушка покрашена краской ХВ-518.
Все поверхности были покрашены в два слоя, а поверхности по которым будут ходить (полики и верх станины) - в три слоя.

DSCF5200.jpg


  • 9

#58 KursanT

KursanT

    Полковник

  • Пользователь
  • 2 353 сообщений
  • Город:Питер

  • КВИР "Доброволец"

Отправлено 09 октября 2015 - 23:37

А работа идёт дальше.

Совсем скоро надеемся всё-таки отлить из стали крышку червячного редуктора вертикальной наводки.
post-2358-0-95259500-1437329941.jpg post-2358-0-65402600-1437407259.jpg

 

К сожаленю для удешевления и упрошения производства отливки - внесли изменения в конструкцию крышки, сделали её более технологичной для литья.
В данному случае очевидно, что конструктора этой крышки боролись не за технологичность, а за уменьшение расхода металла.
Ведь металл нужно было экономить, а формовочной смеси (песок) можно было не жалеть.

Кроме того сделали технологические напуски для упрощения последующей механической обработки.

 

Сделали чертеж и 3д модель.

rgwrege.jpg

2015-10-09_223639.jpg 2015-10-09_223629.jpg

 

 

На данный момент уже готова деревянная модель, по которой и будут формовать.

DSCF5201.jpg DSCF5202.jpg


  • 1

#59 KursanT

KursanT

    Полковник

  • Пользователь
  • 2 353 сообщений
  • Город:Питер

  • КВИР "Доброволец"

Отправлено 12 октября 2015 - 01:02

Так как зенитка уже покрашена - собрали и поставили на место карабин с верёвкой для торможения.

Напомню как использовался тормоз: другой конец шнура брал в руки крайний боец в кузове тягача. И когда тормозин тягач - боец тянул верёвку и зенитка тоже начинала подтормаживать.

(Ранние версии зенитных орудий вроде бы имели возможность подцеплять тросик тормозов к тормозной системе тягача)

post-2358-0-53183700-1439413953.jpg DSCF5205.jpg

 

 

В основном сейчас грунтуем и красим крупные части зенитки и готовим их к установке на саму зенитку.
Покраска по стандартной схеме:

2 слоя грунта АК-070;

детали к которым предъявляются общие требования - 2 слоя эмали ХВ-518;

детали и поверхности к которым предъявляются особые требования - 3 слоя эмали ХВ-518.

 

DSCF5206.jpg


  • 4

#60 KursanT

KursanT

    Полковник

  • Пользователь
  • 2 353 сообщений
  • Город:Питер

  • КВИР "Доброволец"

Отправлено 14 октября 2015 - 01:07

Недавно сделали задний катафот.

post-2358-0-53183700-1439413953.jpg

 

Оригинальный был в очень плохом состоянии:
DSCF4757.jpg

Стекляшка, естественно, была разбита, а тонкий металл сильно сгнил.

После безуспешных поисков подходящей замены, решили сделать сами. В качестве доноров выступили катафот из автомагазина и основа китайской лампы.
Детали были отпескоструены и покрашены. Катафот установлен на своё место.

 

DSCF5210.jpg DSCF5211.jpg

 

(В довоенное время зенитные орудия имели даже электрический красный задний фонарь, который подключался, вроде бы, к сети тягача. Однако очевидно, что с началом войны от таких изысков отказались. 
В частности, в имеющихся наставлениях, даже не рассматривается сама возможность того, что в частях могут иметься орудия с электрическими стопами. По умолчанию принимается, что у всех орудий  катафоты)

 

 

Ведём работы и на самой зенитке.
Всю пушки тщательно обследуем на наличие непрокрашенных мест для того, чтобы всё докрасит до финальной сборки.
Попутно, там где ситуация позволяет, отрабатываем и более мелкие моменты, приводим в должный вид.

 

DSCF5213.jpg DSCF5214.jpg DSCF5215.jpg


  • 5





Темы с аналогичным тегами 52-к, зенитка, политех, спб