За немцев не скажу, не разбирался, а вот за наших все просто:
"гражданские" корреспонденты на фронте появлялись только в сопровождении охраны и сопровождающего лица из числа военных. (Так, например, выезжали на фронт писательские бригады - собирали по нескольку писателей сразу и с сопровождением возили по ближайшим тылам и на передовую в минуты затишья. Во время непосредственных боев эти писательские бригады, естессно, сразу отправлялись подальше в тыл.) Но, поскольку гражданский на фронте (даже с сопровождением) - это лишний гимор, то такие случаи были единичны. (Представьте себе гражданского, которому надо дать возможность почти свободного перемещения по фронту и тылам, да еще и выделять ему сопровождающих, да еще и выделять под него машину -
)
Поэтому абсолютное большинство корреспондентов (и пишущих и снимающих) после 22.06.41 считались военнообязанными, подлежали призыву в соответствии с воинской специальностью, и выезжали на фронт в форме, со знаками различия, и подчинялись общеармейской дисциплине, за исключением возможности почти свободного перемещения по фронту и тылам в силу служебной необходимости.
Перед войной, в 1940 и в начале 1941 большинство корреспондентов, фотокоров и редакторов центральных, областных и городских газет (призывного возраста) были направлены на краткосрочные курсы военных корреспондентов. Те, кто их закончил (опять-таки - абсолютное большинство), заносились в учетные списки Главпура и им присваивались звания. С началом войны они А) направлялись в распоряжение фронтовых, армейских или дивизионных газет или Б) оставались при редакциях центральных газет в должности военкоров (один хрен, - при этом подчиняясь Главпуру и выезжая на фронт в форме). Областные и городские газеты в основном пользовались информацией ТАСС для освещения военных действий. Выезжавшие на фронт от ТАССа - ессно, в форме и званиях.
Форму носили в основном общевойсковую. Есть фото, на которых корреспонденты в морской форме, видимо, направленные работать во флотские газеты, но это довольно редкое явление - я такие изображения встречал всего пару-тройку раз. Насчет знаков различия политсостава именно для партийных - не уверен, буду уточнять. Факт - что 1) были люди в званиях и со знаками различия политсостава и 2) были люди в званиях и со знаками различия административного состава. Раньше считал, что нарукавные звезды политсостава были именно у кадровых - т.е. работников политотделов, выпускавших газеты, и центральной газеты "Красная звезда". А мобилизованных, тех, что призывали именно в военное время, - тех в административный состав. Уточню.
Звания всем прошедшим курсы военкоров присваивались, похоже, согласно "величине и важности".
Так как курсы заканчивали многие, а звания им присваивались разные. Примерное соответствие (единичные разбросы могли быть плюс-минус в обе стороны):
- работники местных (городских, областных) газет и люди с маленьким стажем журналистской работы - техник-интендант 2-го или1-го ранга в административных, или младший политрук / политрук в политсоставе
- работники центральных газет, либо люди, совмещающие журналистскую и писательскую деятельность, известные своими книгами и публикациями, имеющие достаточный стаж работы - интенданты 3-го, 2-го или 1-го ранга в административных, или от старшего политрука до полкового комиссара в политсоставе
- работники руководящего звена (редактора отделов, главреды, начальники региональных редакций), "светочи" журналистики и писательства с большим стажем - интендант 1-го ранга / бригвоенинтендант в административных, или от полкового до дивизионного комиссара в политсоставе.
Впоследствии, когда комиссаров упразднили, военкоров тоже перевели всех до кучи на обычные армейские звания. Кому-то за заслуги повысили, присвоив очередные (например, из интенданта 2-го ранга - в подполковники).
Аммуниция - ремни и все остальное - соответственно званию, но во фронтовых условиях бывали вынужденные, для удобства, или наоборот для "форсу", отступления от регламента - солдатские или трофейные ремни, отсутствие (временами и не у всех) противогазной сумки и, ессно (практически поголовно), самого противогаза. Сумку использовали под насущные нужды. И т.д.
Вооружение - "Лейка" и блокнот
. В начале войны были довольно часты случаи, когда военкоров отправляли на фронт в форме, но безоружными. С формулировкой "оружие достанете в частях". Поэтому в 1941-начале1942 могли встречаться варианты военкора вообще без оружия, или с винтовкой или с автоматом. Но журналистская братия относилась к такому оружию как к громоздкому и неудобному и при первой же возможности вооружалась пистолетами или револьверами. С 1942 практически все военкоры были только с кобурой и пистолетом/револьвером. Автомат - единичное явление, в основном в качестве "личного наградного".
На фронт газетчики центральных изданий и ТАССовцы выезжали в основном парами - пишущий и фотограф. Случаи отправки на задание одного человека были, но реже. А вот работники фронтовых, армейских или дивизионных газет ездили по приказу и по необходимости - как пошлют (не хватает людей - значит в одиночку). А вот кинохроникеры ездили в основном в одиночку, без напарников.
На задание люди отправлялись на редакционных машинах с водителями, реже - на машинах, выделенных штабами частей под поездки в зоне действий этих самых частей. В таком случае кроме водителя могли выделить еще и сопровождающих/охрану. Редакционные машины не закреплялись за военкорами, а распределялись по необходимости - кто с кем едет, решал главред.
Это вам если хотите именно военкора реконструировать.
А если надо просто участвовать и снимать, не отсвечивая, - то как уже выше сказали:
форма рядового/сержантского состава и камеру (если современная) прятать в сидор. А еще лучше, если техника и руки позволяют, замаскировать ее - тушку и объектив замотать лентой, как снайпера свои стволы маскируют, или чехольчик камуфляжный смастерить...
Пошукал по сусекам - уточнил за моряков. Ессно, флотскую форму носили работники флотских политотделов, выпускавших соответствующие газеты.
Примеры:
Всеволод Вишневский, писатель и журналист, во флотском в Ленинграде:
А вот фотокорр в общеармейском (тот самый Халип) и военкор флотского политотдела во флотском (район Одессы, 1941):
Кстати, тот же Халип, там же, но уже погруженный в работу:
про звания и петлицы военкоров:
из книги Ортенберга:
" У читателей может возникнуть вопрос: а почему, собственно, писатель Габрилович имел интендантское звание. Разъясняю: такие же звания присваивались и другим писателям, не являвшимся членами партии. В отличие от них, писатели-коммунисты числились в политсоставе и соответственно имели звания от политрука до бригадного комиссара.
В "Красную звезду" с интендантскими званиями пришли Лев Славин, Борис Лапин, Захар Хацревин, Семен Кирсанов и другие. У кого и почему возникла мысль породнить литературу с интендантством - не знаю. Зато хорошо знаю, что сами писатели тяготились этим званием. Они нередко подтрунивали друг над другом, вспоминая злую тираду Суворова о корыстолюбивых интендантах. Доставалось им и от солдат за перебои в снабжении табачком, за непорядки в пищ*цензура*ках. А иногда писателей принимали за военных врачей (петлицы у медиков были такого же темно-зеленого цвета) и требовали от них оказания помощи раненым. Что же касается Габриловича, то, вдобавок ко всему, над его званием потешался водитель редакционной автомашины, на которой он ездил по фронту: величал его "майором с колесами", имея в виду интендантские эмблемы на петлицах гимнастерки писателя. Они и впрямь отдаленно напоминали колеса.
Вскоре мы заменили писателям "Красной звезды" если не звания, то интендантские петлицы на комиссарские или командирские. А когда произошла унификация военных званий, вопрос разрешился сам собой к вящему удовольствию наших "интендантов"..."
Это что касается именно ""Красной Звезды .
При этом, судя по фотоматериалам, - многие военкоры интендантских эмблем на петлицах вообще не носили - только сами петлицы и "кубари" или "шпалы". Получается, цвета петлиц и звания было достаточно.