Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

Походная фуражка РИА


Сообщений в теме: 58

#41 babbitt

babbitt

    Рядовой

  • Пользователь
  • 28 сообщений
  • Город:Ленинград

Отправлено 18 Ноябрь 2017 - 01:16

Ну вообще-то фуражка с обтянутым материей козырьком в пошиве сложнее, чем с фибровым или кожаным, посему упрощенной ее назвать как-то язык не поворачивается.

 

 

По поводу козырьков. Форменный кожаный или фибровый козырек устанавливался в том числе на гражданские картузы и фуражки, и до нас дошли сведения по их стоимости. Так вот, такой козырек мог составлять половину стоимости картуза, в начале века его продавали по рублю, тогда как козырек из искусственного материала "под кожу" стоил всего десять копеек. И самое главное, и те, и другие козырьки изготавливались в специальных мастерских и на фабриках. и простой куртуазный мастер вынужден был их покупать. Картон для козырька стоил две копейки. Это в пятьдесят раз меньше форменного лакового козырька. Ещё раз - цена лакового козырька была рубль в начале века. Стоимость готового картуза была от 50 копеек (в два раза дешевле козырька!) до пяти рублей (самый дорогой массовый картуз). 


  • 1

#42 dikiy prapor

dikiy prapor

    Младший сержант

  • Пользователь
  • 92 сообщений
  • Город:Riga

Отправлено 18 Ноябрь 2017 - 01:35

По какой-то досадной ошибке Вы дали ссылки на канадские траншейные фуражки, которые я упомянул выше. Они изготавливались из шерстяных или полушерстяных камвольных тканей, как я и описал. Для предотвращения подобных ошибок напишите лучше официальное или не официальное название британской фуражке, сделанной их хлопка. 

 

Про справочник ссылка не прошла. Опять же, для предотвращения ошибок, лучше дайте конкретное название, чтобы я мог этот справочник в библиотеке найти. 

Канада не входила в состав Британской империи??? ну ладно, это частности. к вопросу о козырьках- ранее также пытался обосновать, что уже в императорской армии( то есть до 1917-1918 года) появились у нижних чинов пехоты фуражки с обтянутыми тканью козырьками. но пока мне это доказать не удалось... а ведь какое искушение- наделать кучу дешевых фуражек "аля оригинал"... надо искать козырьки. 

П.С.- ссылку на справочник я не давал, если вы в курсе, то знаете где его можно найти.


  • 0

#43 babbitt

babbitt

    Рядовой

  • Пользователь
  • 28 сообщений
  • Город:Ленинград

Отправлено 18 Ноябрь 2017 - 03:31

 

П.С.- ссылку на справочник я не давал, если вы в курсе, то знаете где его можно найти.

 

Я всё ищу в библиотеках и архивах.Но пока мне не попадалось документов по плотности сукна для фуражек, хотя справочников попалось достаточно. Потому и спросил. Который конкретно справочник имеется ввиду?


  • 0

#44 Parovoz

Parovoz

    Лейтенант

  • Пользователь
  • 656 сообщений
  • Город:Тула

Отправлено 18 Ноябрь 2017 - 23:01

 

 

Фуражки английского фасона (русские!) имели ряд характерных признаков, как то:

- они изготавливались из льна или хлопка;

- в околыш вставлялся не картон, а парусина, околыш прошивался несколькими строчками;

- козырек английского фасона был направлен более горизонтально и был больше по размеру.

 

Русская фуражка английского фасона даже внешне была мало похожа на британскую фуражку, в первую очередь по форме козырька и по материалам (британские фуражки были суконными). Ближайший аналог русской фуражки английского фасона - это канадская траншейная фуражка, но и она изготавливалась все-таки из шерстяных материалов, и опять же, козырек у неё другой формы.

 

Вам бы, коллега, не во гнев будь сказано, полет фантазии неплохо бы подкреплять чтением специализированной литературы и документов, а то как скажете...

Все русские фуражки, похожие по фасону на британские, пошитые во время Первой мировой, суть вещи произвольные, которые заказывались владельцами на собственный счет, и посему утверждать, что вот из сукна или косонитной шерстяной ткани они, мол, шиться не могли, а могли исключительно из льна или х/б - это даже как-то забавно. Приведенный вами каталог к армии отношения не имеет, и вдобавок он довоенный.

 

 

А армейские фуражки были лишь разновидностью головного убора, который носили все, буквально все, поголовно, люди мужского пола. Все сословия, все вероисповедания, от последнего нищего до самого царя.

 

Армейские фуражки строились по официально установленным образцам с конкретными описаниями и размерами, и к гражданским имели отношение достаточно отдаленное. К тому же на начало ПМВ в войсках использовались защитные фуражки нескольких образцов.

 

 

Естественно, что с началом войны все мастера, которые делали фуражки, были призваны в армию, и там продолжали заниматься своим делом.

 

Это с какого перепугу? В армию призывают, чтобы служить, а уж где будешь служить - это определяется начальством на основании пригодности к строевой службе и льгот (если таковые имеются).

 

 

Ещё надо помнить, что в 1914 году никакого централизованного снабжения обмундированием в Русской Армии (да и нигде в мире) ещё не было. Появление швейных фабрик - это следствие Первой Мировой войны и введения массовых армий.

 

Тут вы, мягко говоря, погорячились. Казенные обмундировальные мастерские существовали в России еще в эпоху наполеоновских войн. Массовые армии появились во всем мире в 1850-е - 1870-е гг. ("Войны ведутся теперь народами" (с) В.И. Ленин). Централизованное снабжение готовым обмундированием стало постепенно внедряться и в России, и в мире с конца XIX в. На начало ХХ в. в русской армии существовало несколько способов изготовления вещевого имущества, причем основными были заготовка силами казны (крупные обмундировальные мастерские имелись почти в каждом военном округе) и заготовка подрядным способом (частными поставщиками, которые тоже могли располагать весьма крупными предприятиями). Полковые швальни на начало ХХ в. - это либо пошив специфического обмундирования типа гвардейского кавалерийского парадного, либо пригонка готовых вещей по фигуре. Мало того, с середины 1900-х гг. проявилась четкая тенденция свести заботы войск об обмундировке к минимуму, дабы больше внимания уделять боевой подготовке.

 

 

Но и в ходе войны обмундирование, и прежде всего именно фуражки, продолжали изготавливать в полковых швальнях. Поэтому ничего удивительного в том, что в каждой части были свои собственные фуражки, с характерными отличиями от принятого образца и со своим "почерком" я не вижу.

 

Разнобой военного времени - следствие децентрализованной заготовки, но опять-таки в первую очередь силами разных подрядчиков, а уж потом - полковыми. По той хотя бы причине, что доставка в прифронтовую полосу большого количества тканей, когда на патроны и снаряды вагонов не хватает - задача очень непростая. Это скорее исключение из правил.

 

 

И ещё - какими именно документами определена плотность сукна?

 

Все характеристики тканей для армии (плотность, цвет, прочность на разрыв, прочность окраски etc...) регламентировались техническими условиями, разрабатываемыми Техническим комитетом Главного интендантского управления и утверждаемыми Главным интендантом. Эти технические условия являлись руководящим документом при приеме тканей от поставщиков. Ткани, не соответствующие техническим условиям, не принимались. При пригодности для использования их могли принять, но каждый раз с особого разрешения Главного интенданта, со скидкой против контрактной цены. Впрочем, то же касалось и всех прочих материалов (кожи, металлов), а также и готовых изделий. Причем существовали особые методики испытания, например, стойкости окраски тканей или прочности кожи. Для этого в военном ведомстве имелась Центральная научно-техническая лаборатория.

Другое дело, что с сентября 1914 г. по обстоятельствам военного времени обмундирование разрешили вообще строить из любых подходящих тканей, имевшихся на рынке, так что какое уж тут единообразие.

 

 

Ну а офицеры практически в 100% случаях заказывали себе фуражки у частных мастеров. Естественно, каждый стремился как-то выделиться.

 

Не совсем так. Все офицерское обмундирование, снаряжение и оружие заказывалось или приобреталось за собственный счет, однако в том же магазине Гвардейского экономического общества в Питере вполне себе продавались готовые офицерские вещи - головные уборы, погоны, снаряжение и прочее. И не только там. Естественно, они были дешевле заказных, что при скудном офицерском жалованье имело важное значение.

 

 

Я всё ищу в библиотеках и архивах.Но пока мне не попадалось документов по плотности сукна для фуражек

 

Возможно, вы не там ищете. РГВИА, фонд 499 (Главное интендантское управление) вам в помощь. Там есть все, хотя придется покопаться.

 

 

По поводу козырьков. Форменный кожаный или фибровый козырек устанавливался в том числе на гражданские картузы и фуражки, и до нас дошли сведения по их стоимости. Так вот, такой козырек мог составлять половину стоимости картуза, в начале века его продавали по рублю

 

К армейским фуражкам это не относится. Заготовительная стоимость козырьков для военного ведомства в предвоенные годы - что-то там в пределах копеек 10-15. Кстати, в войну они вполне могли делаться из фибры.

Прикрепленные изображения

  • 0_04.jpg

Сообщение отредактировал Parovoz: 18 Ноябрь 2017 - 23:10

  • 1

#45 babbitt

babbitt

    Рядовой

  • Пользователь
  • 28 сообщений
  • Город:Ленинград

Отправлено 19 Ноябрь 2017 - 02:36

1. Про британские я ничего не понял. Я лишь написал, что в России существовал "английский" фасон фуражек. К Британии он отношения не имеет, кроме названия. Я про эти фуражки. В армии они не принимались. Признак гражданской английской фуражки - материал изготовления (хлопок). Но это мы обсуждать не будем, потому что к армии отношения не имеет. Все армейские стандартные фуражки строились из сукна. Я не понял какие документы Вы рекомендуете мне почитать по теме английской фуражки. 

 

2. Армейские фуражки ничем не отличались от гражданских. Изготавливались в тех же мастерских теми же мастерами. Понятно что разнообразие фасонов армейских было больше, но такие же как армейские тоже были в ходу. У меня есть несколько гражданских картузов начала века, которые кроме цвета ничем от армейской фуражки не отличаются. 

 

3. Когда в армию призывают людей, то стараются их использовать по полной. Поэтому слесарей обычно призывали на флот, а портных - в полковые швальни. А музыкантов - в полковые оркестры. Глупо призывать крестьянина и определять его в оркестр, согласитесь. Именно поэтому в полковых швальнях трудились в основном люди, которые на гражданке тоже что-то шили. Это общепринятая практика.

 

4. Расскажите про казенные мастерские? Где они располагались, как были устроены, какое оборудование стояло? Например, швейные машины были там при Наполеоне? Если были - то какие? Почему первые промышленные швейные  машины, с первыми промышленными (ременными от общего парового двигателя) появились уже в ходе ПМВ, в США? Зингер этим занимался.  Как шили обмундирование в государственных мастерских до их появления? Интересуюсь этой темой, но пока то что мне попадалось (статья в Интендантском журнале) описывает происходящие примерно как я описал. У Вас есть другие источники? 

 

5. Вы мне пишите сначала о том, что ткани строго регламентировались, и в следующем абзаце - про разнобой в тканях. Это как понимать? Ну и сукно такая штука, даже сейчас на Купавне каждый следующий рулон сукна чуть-чуть отличается от предыдущего. Через сто лет прогресса. 

 

6. Покупка офицерами готовых фуражек как раз и есть то о чем я написал. Готовые фуражки не в полковых швальнях делались, и фуражки можно было себе по фасону подобрать. 

 

7. У меня сведения от 1900 года про "форменный козырек", который ставился на фуражки студентов, чиновников и офицеров. Стоимость его составлял ровно рубль. Про солдатские козырьки у меня сведений нет, но то что они отличались от офицерских я знаю.


Сообщение отредактировал babbitt: 19 Ноябрь 2017 - 02:55

  • 0

#46 Parovoz

Parovoz

    Лейтенант

  • Пользователь
  • 656 сообщений
  • Город:Тула

Отправлено 19 Ноябрь 2017 - 17:29

Очень хорошо, что вы пронумеровали пункты. По ним я и буду отвечать.

1. Тему британских фуражек поднял не я. Но раз уж я подключился к дискуссии, то могу лишь констатировать, что в завершающий период ПМВ в русской армии некоторые офицеры носили фуражки, в общих чертах напоминавшие английские.

2. На начало ПМВ существовало несколько образцов фуражек, в том числе защитных как минимум два: обр. 1910 г. (строилась по типу цветной фуражки обр. 1881 г., но из сукна защитного цвета и с некоторыми изменениями) и обр. 1914 г. Причем образцы и модификации отличались как размерами, так и конструкцией (дно круглое или овальное, тулья мягкая или со вставкой, подтулейник холщовый или кожаный, у фуражки обр. 1914 г. присутствуют камышинка и круг-сталька, коих в предыдущих описаниях не упомянуто и многое другое). Посему заявлять, что армейские ничем не отличались от гражданских, неправильно. Были похожи, да, но об идентичности речь не идет.

3. Не факт. Зависит от обстоятельств военного времени. Уездный воинский начальник при мобилизации отвечает за своевременный призыв новобранцев и отправку команд, командир полка, разворачиваемого при мобилизации - за укомплектование строевых подразделений. Прочее - как повезет. С оркестрами вообще отдельная песня, там половина музыкантов были вольнонаемные, по сути гражданские люди, носящие форму. Так что пример хороший, но несколько из другой оперы. Швальня входила в состав нестроевой роты, и ее, естественно, старались комплектовать людьми, знающими портняжное ремесло. Но из этого не следует, что мастер-шапочник, призванный по мобилизации, непременно должен был в нее попасть.

4. Всеобъемлющего труда по обмундировальным мастерским пока не существует. Могу лишь порекомендовать монографию коллеги А.В. Арановича по интендантскому снабжению русской армии, только вот выпущена она 13 лет назад тиражом в 500 экз. Некоторые выжимки из нее можно почитать здесь http://armflot.ru/in...j-mirovoj-vojny . Приведу две цитаты:

"Центральные мастерские учреждались в крупных военно-административных центрах. В них шились все новое обмундирование для пехоты, легкой артиллерии и инженерных войск (кроме частей гвардии), а также обувь для них. Районные мастерские учреждались при воинских частях. Для каждой отдельной части кавалерии и конной артиллерии, а также для гвардейской части учреждалась своя районная мастерская. В этих мастерских шились все новое обмундирование по меркам на каждого отдельного нижнего чина
Источник: http://armflot.ru/in...j-mirovoj-vojny".

"В 1912 г. интендантская служба располагала 17 центральными мастерскими для шитья обмундирования: из них две казенных мастерских (Двинск и Киев), три тюремных (Санкт-Петербург, Херсон и Томск) и 12 частных (в Санкт-Петербурге, Москве и Елисаветграде по две; в Варшаве, Казани, Кременчуге, Ставрополе, Тифлисе и Ташкенте по одной)
Источник: http://armflot.ru/in...j-mirovoj-vojny".

Что касается наполеоновских времен, то известна, например, Московская казенная шляпная фабрика, создавшая в 1800-е гг. на основе французского прототипа первый отечественный кивер. Естественно, по нынешней терминологии это была не фабрика, а мануфактура, где все работы производились вручную, какая уж тогда могла быть механизация. Тем не менее пооперационное разделение труда, большое число работников и государственный контроль делают чудеса - руками можно изготовить очень много. Какие именно швейные машины применялись в казенных обмундировальных мастерских, мне пока, к сожалению, неизвестно, но вообще-то швейная машина с челночным стежком изобретена в 1845 г., а машины Singer появились в 1850-х. Так что ручные швейные машины могли применяться в обмундировальных мастерских в середины XIX в. Прочую информацию надо искать в том же РГВИА, там вроде что-то было по обмундировальным мастерским.

5. Очень просто: существовали строгие техусловия, но в войну разрешили отступать от них, дабы не останавливать заготовку обмундирования из-за нехватки подходящих тканей. Купавна делает все же приборное сукно, это несколько другое. "Чуть-чуть" другой цвет был и тогда, я образцы сукна разных фабрик видел, они друг к другу весьма близки, хоть и не идентичны. Кстати, по толщине и фактуре тогдашнее сукно сильно отличается от нынешнего.

7. Ключевая фраза - "студентов, чиновников и офицеров". Заготовительная стоимость офицерских вещей могла отличаться на целый порядок. Там и кожа другая, и лакировка, да наконец, и производство мелкосерийное, стало быть, себестоимость выше. Тогда же частники заключали контракты на поставку для армии, как и сейчас на госзакупках: кто дешевле предложит, тот и выиграл.


  • 2

#47 dikiy prapor

dikiy prapor

    Младший сержант

  • Пользователь
  • 92 сообщений
  • Город:Riga

Отправлено 19 Ноябрь 2017 - 17:46

1. Про британские я ничего не понял. Я лишь написал, что в России существовал "английский" фасон фуражек. К Британии он отношения не имеет, кроме названия. Я про эти фуражки. В армии они не принимались. Признак гражданской английской фуражки - материал изготовления (хлопок). Но это мы обсуждать не будем, потому что к армии отношения не имеет. Все армейские стандартные фуражки строились из сукна. Я не понял какие документы Вы рекомендуете мне почитать по теме английской фуражки. 

 

2. Армейские фуражки ничем не отличались от гражданских. Изготавливались в тех же мастерских теми же мастерами. Понятно что разнообразие фасонов армейских было больше, но такие же как армейские тоже были в ходу. У меня есть несколько гражданских картузов начала века, которые кроме цвета ничем от армейской фуражки не отличаются. 

 

3. Когда в армию призывают людей, то стараются их использовать по полной. Поэтому слесарей обычно призывали на флот, а портных - в полковые швальни. А музыкантов - в полковые оркестры. Глупо призывать крестьянина и определять его в оркестр, согласитесь. Именно поэтому в полковых швальнях трудились в основном люди, которые на гражданке тоже что-то шили. Это общепринятая практика.

 

4. Расскажите про казенные мастерские? Где они располагались, как были устроены, какое оборудование стояло? Например, швейные машины были там при Наполеоне? Если были - то какие? Почему первые промышленные швейные  машины, с первыми промышленными (ременными от общего парового двигателя) появились уже в ходе ПМВ, в США? Зингер этим занимался.  Как шили обмундирование в государственных мастерских до их появления? Интересуюсь этой темой, но пока то что мне попадалось (статья в Интендантском журнале) описывает происходящие примерно как я описал. У Вас есть другие источники? 

 

5. Вы мне пишите сначала о том, что ткани строго регламентировались, и в следующем абзаце - про разнобой в тканях. Это как понимать? Ну и сукно такая штука, даже сейчас на Купавне каждый следующий рулон сукна чуть-чуть отличается от предыдущего. Через сто лет прогресса. 

 

6. Покупка офицерами готовых фуражек как раз и есть то о чем я написал. Готовые фуражки не в полковых швальнях делались, и фуражки можно было себе по фасону подобрать. 

 

7. У меня сведения от 1900 года про "форменный козырек", который ставился на фуражки студентов, чиновников и офицеров. Стоимость его составлял ровно рубль. Про солдатские козырьки у меня сведений нет, но то что они отличались от офицерских я знаю.

1. не регламентировались, полная вольность в изготовлении, но изготовление для нужд реконструкции сомнительно в виду малого процента использования их в то время.

2. нет, гражданские мастерские могли быть привлечены к изготовлению военных заказов в случае необходимости, но по предъявляемым военными особым требованиям, а не о своей фантазии.

3. нет, солдат есть солдат- одна штука. он должен уметь воевать, и если умение воевать превышает прочие навыки, то прочие навыки становятся второстепенными.

4. читайте http://bergenschild....evskii03-00.htm

5. это война, не до шику. но общие требования остаются в силе, советую приобрести 3-4 оригинальных солдатских фуражек для наглядного пособия.

6. вы не совсем правы, внешний вид офицеров менялся постепенно по ходу войны и в каждый ее последующий год появлялись новые тенденции в моде, по вашим словам вижу,что вам кажется, что изменения произошли резко в августе 1914 года.

7. огласите сведения.


  • 0

#48 babbitt

babbitt

    Рядовой

  • Пользователь
  • 28 сообщений
  • Город:Ленинград

Отправлено 19 Ноябрь 2017 - 18:12

 

5. это война, не до шику. но общие требования остаются в силе, советую приобрести 3-4 оригинальных солдатских фуражек для наглядного пособия.

 

 

Тех восьми, что у меня уже есть недостаточно?


  • 0

#49 dikiy prapor

dikiy prapor

    Младший сержант

  • Пользователь
  • 92 сообщений
  • Город:Riga

Отправлено 19 Ноябрь 2017 - 18:31

Тех восьми, что у меня уже есть недостаточно?

вы можете их продемонстрировать? 


  • 0

#50 babbitt

babbitt

    Рядовой

  • Пользователь
  • 28 сообщений
  • Город:Ленинград

Отправлено 19 Ноябрь 2017 - 18:54

вы можете их продемонстрировать? 

 

Нет.


  • 0

#51 babbitt

babbitt

    Рядовой

  • Пользователь
  • 28 сообщений
  • Город:Ленинград

Отправлено 07 Декабрь 2017 - 14:41

Интересное нашел про фуражки автомобилистов. Фуражка была установленного образца, за исключением козырька. Козырек был другой формы, и прикреплялся к фуражке под прямым углом, чтобы не закрывать поля зрения. Самое интересное - козырек кроился по форме козырька для кепи, установленный в 1865 году! В ПСЗРИ есть его чертеж. Попробую поискать.


  • 0

#52 babbitt

babbitt

    Рядовой

  • Пользователь
  • 28 сообщений
  • Город:Ленинград

Отправлено 07 Декабрь 2017 - 16:30

История такая. Было дело, случайно получилось, что я положил козырек фуражки образца 1935 года на козырек шапки 1865 года, и удивился их сходству. Ну удивился, и забыл. Но оказалось, что сходство не случайно. Попался мне такой документ, описание принятой в 1911 году фуражки для автомобильных рот. Оказалось, что именно этот козырек был принят для таких фуражек. И в конечном итоге, именно он, кочуя с одной фуражки на другую был принят за образец для козырька 1935 года! Вот такие удивительные приключения одного козырька. Хорошего чертежа козырька шапки 1965 года я не нашел, но нашел козырек гражданской шапки 1862 года, я отличий не вижу.

AG8lduWqAi0.jpg 3mLyFD9IZGY.jpg

То есть изначально этот козырек шел вот к такой шапке:

MOu8fAS7kUU.jpg


  • 0

#53 Князь

Князь

    Младший лейтенант

  • Пользователь
  • 505 сообщений
  • Город:Новосиль

Отправлено 08 Декабрь 2017 - 11:42

но нашел козырек гражданской шапки 1862 года, я отличий не вижу. 

Не совсем верное суждение для головного убора обр. 1862 года.


  • 0

#54 babbitt

babbitt

    Рядовой

  • Пользователь
  • 28 сообщений
  • Город:Ленинград

Отправлено 08 Декабрь 2017 - 14:08

но нашел козырек гражданской шапки 1862 года, я отличий не вижу. 

Не совсем верное суждение для головного убора обр. 1862 года.

 

Вот у меня есть этот чертеж, и чертеж на шапку 1865 года (сканировать лень, простите). Строятся они по-разному, но итог получается практически идентичный. Армейская строится дугами, я не знаю как это можно осуществить практически (там дана длина дуги внутреннего выгиба, и длина дуги внешнего, и ширина козырька). Не совсем верное - так поправьте. Я именно для этого и написал. 

 

PS: Может быть я не совсем правильно сформулировал? Я не вижу отличий в форме козырька! Про шапку не писал, в данном случае шапка значение не имеет, так как на фуражку автомобилистов шел только козырек. Так что характеристик шапок я даже не смотрел. 


Сообщение отредактировал babbitt: 08 Декабрь 2017 - 14:11

  • 0

#55 Parovoz

Parovoz

    Лейтенант

  • Пользователь
  • 656 сообщений
  • Город:Тула

Отправлено 09 Декабрь 2017 - 01:42

Ну да, факт довольно известный. Вообще интендантское ведомство старалось при случае не изобретать велосипед, а подобрать что-нибудь либо из имеющихся образцов, либо из ранее использовавшихся. Причем такие козырьки бывали как кожаные, так и обтянутые тканью.

Во время Первой мировой фуражку защитного цвета с таким козырьком присвоили также мотоциклистам и еще кое-кому.

Вот когда-то публиковавшееся в Сети фото с такими фуражками

Прикрепленные изображения

  • 0_05.jpg

Сообщение отредактировал Parovoz: 09 Декабрь 2017 - 01:43

  • 0

#56 babbitt

babbitt

    Рядовой

  • Пользователь
  • 28 сообщений
  • Город:Ленинград

Отправлено 09 Декабрь 2017 - 01:47

 

Во время Первой мировой фуражку защитного цвета с таким козырьком присвоили также мотоциклистам и еще кое-кому.

 

 

На картинке описано кому, второй абзац. Там же внизу - про одноцветные фуражки. Видимо, они и шли с обтяжным козырьком.

 

А что за павлины на погонах у товарища на Вашей фотографии? Это кто вообще? Интересно. Товарищ с гитарой вообще на Золотухина похож :)


  • 0

#57 Parovoz

Parovoz

    Лейтенант

  • Пользователь
  • 656 сообщений
  • Город:Тула

Отправлено 09 Декабрь 2017 - 02:08

Это спец. знаки (эмблемы) автомобильных батарей для стрельбы по воздушному флоту.

Я имел в виду, что именно защитные фуражки обр. 1911 г. (автомобильные) могли быть как с кожаным, так и с обтяжным козырьком.


  • 0

#58 babbitt

babbitt

    Рядовой

  • Пользователь
  • 28 сообщений
  • Город:Ленинград

Отправлено Вчера, 01:50

Вот такой офицер из журнала Нива № 46 за 1914 (подпись: стрельба из пулемета с автомобиля):

 

Без имени-33.jpg


Сообщение отредактировал babbitt: Вчера, 01:51

  • 0

#59 Parovoz

Parovoz

    Лейтенант

  • Пользователь
  • 656 сообщений
  • Город:Тула

Отправлено Вчера, 13:30

Ну, тут-то козырек явно матерчатый. Хотя это офицер, он себе что угодно мог заказать.


  • 0