Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

Ленд-Лиз, Мифы или реальность?


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 400

#361 тычка

тычка

    Генерал-лейтенант

  • Координатор
  • 3 760 сообщений
  • Город:тула

  • ВИК 156 полк НКВД

Отправлено 15 января 2018 - 23:22

http://statehistory....ify-i-realnost/

Занятная такая статейка попалась. И диаграмки в ней приведены наглядные и интересные.

Приведу выдержки

" История ленд-лиза

Ленд-лиз (от англ. «lend» — давать взаймы и «lease» — сдавать в аренду) – своеобразная программа кредитования союзников Соединенными Штатами Америки посредством поставок техники, продуктов питания, оборудования, сырья и материалов. Первый шаг к ленд-лизу был сделан США 3 сентября 1940 года, когда американцы передали Британии 50 старых эсминцев в обмен на британские военные базы. 2-го января 1941 года сотрудник Министерства финансов Оскар Кокс подготовил первый проект закона о ленд-лизе. 10-го января этот законопроект был передан в Сенат и Палату представителей. 11 марта Закон получил одобрение обеих палат и подписан президентом, а спустя три часа президент подписал и две первые директивы к этому закону. Первая из них предписывала передать Британии 28 торпедных катеров, а вторая – предать Греции 50 75-мм пушек и несколько сот тысяч снарядов. Так началась история ленд-лиза.


Суть ленд-лиза была, в общем-то, довольно проста. Согласно закону о ленд-лизе, США могли поставлять технику, боеприпасы, оборудование и проч. странам, оборона которых была жизненно важной для самих Штатов. Все поставки проходили бесплатно. Вся техника, оборудование и материалы, истраченные, израсходованные или уничтоженные во время войны, оплате не подлежали. Имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, должно было быть оплачено.

Что касается СССР, то обещание снабдить его необходимыми для войны материалами Рузвельт и Черчилль дали сразу же, после нападения Германии на Советский Союз, то есть 22 июня 1941 года. 1 октября 1941 года в Москве был подписан Первый Московский Протокол о снабжении СССР, окончанием срока действия которого было определено 30 июня. Закон о ленд-лизе был распространен на СССР 28 октября 1941 года, в результате чего Союзу был предоставлен заем на 1 млрд. долларов. В течение войны было подписано еще три протокола: Вашингтонский, Лондонский и Оттавский, посредством которых поставки были продлены до конца войны. Официально поставки по ленд-лизу в СССР прекратились 12 мая 1945 года. Однако вплоть до августа 1945 г. поставки продолжались по «списку Молотова-Микояна».


Поставки по ленд-лизу в СССР и их вклад в победу

В ходе войны в СССР по ленд-лизу были поставлены сотни тысяч тонн грузов. У военных историков (да, пожалуй, и у всех остальных) наибольший интерес, конечно, вызывает союзническая военная техника – с нее и начнем. По ленд-лизу в СССР было поставлено из США: легких М3А1 “Стюарт” — 1676 шт., легких М5 — 5 шт., легких М24 — 2 шт., средних М3 “Грант” — 1386 шт., средних М4А2 “Шерман” (с 75-мм пушкой) — 2007 шт., средних М4А2 (с 76-мм пушкой) — 2095 шт., тяжелых М26 — 1 шт. Из Англии: пехотных “Валентайн” — 2394 шт., пехотных «Матильда» MkII – 918 шт., легких “Тетрарх”— 20 шт, тяжелых «Черчилль» - 301 шт., крейсерских «Кромвель» - 6 шт. Из Канады: «Валентайн» - 1388. Итого: 12199 танков. Всего за годы войны на советско-германский фронт было поставлено 86,1 тыс. танков. Таким образом, ленд-лизовские танки составили 12,3% от общего количество произведенных/поставленных в СССР танков в 1941-1945 годах. Кроме танков, в СССР поставлялись и ЗСУ/САУ. ЗСУ: М15А1 — 100 шт., М17 — 1000 шт.; САУ: Т48 — 650 шт., М18 — 5 шт., М10 — 52 шт. Итого было поставлено 1807 единиц. Всего за войну в СССР было произведено и получено 23,1 тыс. единиц САУ. Таким образом, доля полученных СССР по ленд-лизу САУ равна 7,8 % от общего числа полученной за войну техники такого типа. Помимо танков и САУ в СССР поставлялись и бронетранспортеры: английские “Универсал Керриер” — 2560 шт. (в том числе из Канады — 1348 шт.) и американские М2 — 342 шт., М3 — 2 шт., М5 — 421 шт., М9 — 419 шт., Т16 — 96 шт., М3А1 “Скаут” — 3340 шт., LVT — 5 шт. Всего: 7185 единиц. Поскольку БТРы в СССР не производились, ленд-лизовские машины составляли 100% советского парка этой техники. Критика ленд-лиза очень часто обращают внимание на низкое качество поставлявшейся союзниками бронетехники. Эта критика действительно имеет под собой определенные основания, поскольку американские и британские танки по ТТХ зачастую уступали и советским, и немецким аналогам. Особенно учитывая то, что союзники обычно поставляли СССР не самые лучшие образцы своей техники. К примеру, наиболее совершенные модификации «Шермана» (М4А3Е8 и «Шерман Файрфлай») в Россию не поставлялись.

Куда лучшая ситуация сложилась с поставками по ленд-лизу авиации. Всего за годы войны в СССР было поставлено 18 297 самолетов, в том числе из США: истребителей Р-40 "Томагавк" – 247, Р-40 "Китихавк" – 1887, Р-39 "Аэрокобра" – 4952, Р-63 "Кингкобра" – 2400, Р-47 "Тандерболт – 195; бомбардировщиков А-20 "Бостон" - 2771, В-25 "Митчелл" – 861; прочих типов самолетов – 813. Из Англии было поставлено 4171 «Спитфайеров» и «Харрикейнов». Всего советские войска за войну получили 138 тыс. самолетов. Таким образом доля иностранной технике в поступлениях в отечественный авиапарк составила 13% . Правда, и тут союзники отказались поставлять СССР гордость своих ВВС – стратегические бомбардировщики Б-17, Б-24 и Б-29, коих за войну было произведено 35 тыс. штук. А в то же время именно в таких машинах больше всего нуждались советские ВВС. По ленд-лизу было поставлено 8 тыс. зенитных и 5 тыс. противотанковых орудий. Всего же СССР получил 38 тыс. единиц зенитной и 54 тыс. противотанковой артиллерии. То есть доля ленд-лиза в этих типах вооружения составляла соответственно 21% и 9%. Однако если брать все советские орудия и минометы в целом (поступления за войну – 526, 2 тыс.), то доля иностранных орудий в ней составит лишь 2,7%.

В годы войны СССР по ленд-лизу были переданы 202 торпедных катера, 28 сторожевых кораблей, 55 тральщиков, 138 охотников за подводными лодками, 49 десантных кораблей, 3 ледокола, около 80 транспортных судов, около 30 буксиров. Всего около 580 судов. Всего же СССР за годы войны получил 2588 судов. То есть доля ленд-лизовской техники – 22,4%.

Наиболее заметными стали ленд-лизовские поставки автомобилей. Всего по ленд-лизу было поставлено 480 тыс. автомобилей (из них 85% - из США). В том числе около 430 тыс. грузовых (в основном – US 6 фирм «Студебекер» и REO) и 50 тыс. джипов (Willys MB и Ford GPW). Притом, что общие поступления автомобилей на советско-германский фронт составили 744 тыс. единиц, доля ленд-лизовской техники в советском автопарке составила 64%. Кроме того, из США было поставлено 35 000 мотоциклов.

А вот поставки стрелкового оружия по ленд-лизу были весьма скромными: всего порядка 150 000 тысяч единиц. Учитывая то, что общие поступления стрелкового оружия в Красную армию за войну составили 19,85 млн. единиц, доля ленд-лизовского вооружения составляет примерно 0,75%.

За годы войны в СССР по ленд-лизу было поставлено 242,3 тыс. тонн автомобильного бензина (2,7% от общего производства и поступления а/м бензина в СССР). Ситуация с авиационным бензином выглядит следующим образом: из США было поставлено 570 тыс. тонн бензина, из Британии и Канада – 533,5 тыс. тонн. Кроме того, из США, Британии и Канады было поставлено 1483 тыс. тонн светлых бензиновых фракций. Из светлых бензиновых фракций в результате риформинга производится бензин, выход которого равен примерно 80%. Таким образом, из 1483 тыс. тонн фракций может быть получено 1186 тыс. тонн бензина. То есть общие поставки бензина по ленд-лизу можно оценить в 2230 тыс. тонн. В СССР за войну было произведено около 4750 тыс. тонн авиационного бензина. Вероятно, в это число включен и бензин, произведенный из поставленных союзниками фракций. То есть производство СССР бензина из собственных ресурсов можно оценить примерно в 3350 тыс. тонн. Следовательно, доля ленд-лизовского авиационного топлива от общего количества бензина, поставленного и произведенного в СССР, равна 40%.

В СССР было поставлено 622,1 тыс. тонн железнодорожных рельсов, что равно 36% от общего количества рельсов, поставленных и произведенных в СССР. В ходе войны было поставлено 1900 паровозов, в то время как в СССР за 1941-1945 годы было произведено 800 паровозов, из них в 1941 – 708. Если принять число произведенных с июня по конец 1941 года паровозов за четверть от общего объема производства, то количество паровозов, произведенных за время войны, станет равным примерно 300 штукам. То есть доля ленд-лизовских паровозов в общем объеме паровозов, произведенных и поставленных в СССР, равна приблизительно 72%. Кроме того, в СССР было поставлено 11075 вагонов. Для сравнения в 1942-1945 годах в СССР было произведено 1092 ж/д вагона. За годы войны по ленд-лизу было поставлено 318 тыс. тонн взрывчатых веществ (из них США – 295,6 тыс. тонн), что составляет 36,6% от общего производства и поставок ВВ в СССР.

По ленд-лизу Советский Союз получил 328 тыс. тонн алюминия. Если же верить Б.Соколову («Роль ленд-лизу в советских военных усилиях»), который оценил советское производство алюминия за время войны в 263 тыс. тонн, то доля ленд-лизовского алюминия от общего количества алюминия, произведенного и полученного СССР, составит 55%. Меди в СССР было поставлено 387 тыс. тонн – 45% от общего производства и поставок этого металла в СССР. По ленд-лизу Союзом было получено 3606 тыс. тонн автопокрышек – 30% от общего количества покрышек, произведенных и поставленных в СССР. Было поставлено 610 тыс. тонн сахара - 29,5%. Хлопка: 108 млн. тонн – 6%. Из США в СССР в годы войны было поставлено 38,1 тыс. металлорежущих станков, из Великобритании — 6,5 тыс. станков и 104 пресса. За время войны в СССР было произведено 141 тыс. м/р станков и кузнечных прессов. Таким образом, доля иностранных станков составила в отечественном хозяйстве составила 24%. В СССР также поступило 956,7 тыс. миль полевого телефонного кабеля, 2,1 тыс. миль морского кабеля и 1,1 тыс. миль подводного кабеля. Кроме того, в СССР по ленд-лизу было поставлено 35 800 радиостанций, 5899 приемников и 348 локаторов, 15,5 млн. пар армейских ботинок, 5 млн. тонн продовольствия и проч. По данным, сведенным в диаграмму №2 видно, что даже по основным типам поставок доля ленд-лизовской продукции в общем объеме производства и поставок в СССР не превышает 28%. В целом же доля ленд-лизовской продукции в общем объеме произведенных и поставленных в СССР материалов, оборудования, продовольствия, техники, сырья и проч. Обычно оценивается в 4%. По моему мнению, эта цифра, в общем, отражает реальное положение дел. Таким образом, можно с определенной долей уверенности заявлять, что ленд-лиз не оказал никакого решающего воздействия на возможности СССР по ведению войны. Да, по ленд-лизу поставлялись такие типы техники и материалов, которые составили большую часть от общего производство таковых в СССР. Но стало ли бы критичным отсутствие поставок этих материалов? На мой взгляд, нет. СССР вполне мог перераспределить производственные усилия так, чтобы обеспечить себя всем необходимым, включая и алюминий, и медь, и локомотивы. Мог ли СССР обойтись вообще без ленд-лиза? Да, мог. Но вопрос в том, чего бы это ему стоило. Не будь ленд-лиза, СССР мог пойти двумя пути решения проблемы дефицита тех товаров, которые по оному ленд-лизу поставлялись. Первый путь – просто закрыть на этот дефицит глаза. В результате в армии наблюдался бы недостаток автомобилей, самолетов и еще ряда наименований техники и оборудования. Тем самым, армия, безусловно, была бы ослаблена. Второй вариант – увеличить собственное производство поставлявшейся по ленд-лизу продукции посредством привлечения к процессу производства лишней рабочий силы. Силу эту, соответственно, можно было взять только на фронте, и тем самым опять же ослабить армию. Таким образом, при выборе любого из этих путей РККА оказывалась в проигрыше. Как следствие – затягивание войны и лишние жертвы с нашей стороны. Иными словами, ленд-лиз хоть и не оказал решающего влияния на исход войны на Восточном фронте, но, тем не менее, спас сотни тысяч жизней советских граждан. И уже за одно это Россия должна быть благодарна своим союзникам.

Говоря о роли ленд-лиза в победе СССР, не стоит забывать и еще о двух моментах. Во-первых, подавляющее большинство техники, оборудования и материалов было поставлено в СССР в 1943-1945 годах. То есть уже после перелома в ходе войны. Так, например, в 1941 году по ленд-лизу было поставлено товаров на сумму примерно 100 млн. долларов, что составило менее 1% от общего объема поставок. В 1942 году этот процент составил 27,6. Таким образом, более 70% поставок по ленд-лизу пришлись на 1943-1945 года, а в самый страшный для СССР период войны помощь союзников была не слишком заметна. В качестве примера на диаграмме №3 можно увидеть, как изменялось в 1941-1945 годах количество самолетов, поставлявшихся из США. Еще более показательный пример – это автомобили: их на 30 апреля 1944 года было поставлено всего 215 тысяч штук. То есть больше половины ленд-лизовских машин были доставлены в СССР в последний год войны. Во-вторых, далеко не вся поставленная по ленд-лизу техника была использована армией и флотом. Например, из 202 поставленных в СССР торпедных катеров, 118 так и не пришлось поучаствовать в боевых действиях Великой Отечественной, поскольку они были ведены в строй после ее окончания. Все 26 полученных СССР фрегатов также вступили в строй лишь летом 1945. Аналогичная ситуация наблюдалась и с другими типами техники.

И, наконец, в завершение этой части статьи небольшой камень в огород критиков ленд-лиза. Многие из оных критиков делают упор не недостаточность поставок союзников, подкрепляя это тем, что, мол, США-то при их уровне производства могли бы поставлять и побольше. И действительно, стрелкового оружия США и Британия произвели 22 млн. единиц, а поставили всего 150 000 тыс. (0,68%). Из произведенных танков союзники поставили СССР 14%. Еще хуже ситуация обстояла с автомобилями: всего в США за годы войны было произведено около 5 млн. машин, а в СССР поставлено около 450 тыс. – меньше 10%. И так далее. Однако подобный подход, безусловно, неверен. Дело в том, что поставки в СССР ограничивались не производственными возможностями союзников, а тоннажем имевшихся транспортных судов. И вот как раз с ним у англичан и американцев были серьезные проблемы. Союзники просто физически не располагали количеством транспортных судов, необходимым для того, чтобы перевезти в СССР большее количество грузов.

Оплата ленд-лиза


Это, пожалуй, главная тема для спекуляций людей, пытающихся как-то очернить программу ленд-лиза. Большинство из них считают своим непременным долгом заявить, что СССР, мол, платил за все поставляемые по ленд-лизу грузы. Разумеется, это является не более чем заблуждением (или сознательной ложью). Ни СССР, ни какие-либо другие страны, получавшие помощь по программе ленд-лиза, в соответствии с законом о ленд-лизу во время войны за эту помощь не платили, так сказать, ни цента. Больше того, как уже писалось в начале статьи, они не обязаны были платить и после войны за те материалы, технику, вооружение и боеприпасы, которые были израсходованы во время войны. Платить нужно было лишь за то, что оставалось после войны в целости и могло быть использовано странами-получательницами помощи. Таким образом, никаких оплат ленд-лиза во время войны не было. Другое дело, что СССР действительно отправлял в США различные товары (в том числе 320 тыс. тонн хромированной руды, 32 тыс. тонн марганцевой руды, а также золото, платину, древесину). Делалось это в рамках программы обратного ленд-лиза. Кроме того, в ту же программу входил бесплатный ремонт американских судов в русских портах и прочие услуги. К сожалению, мне не удалось найти, на какую общую сумму союзникам было предоставлено товаров и услуг в рамках обратного ленд-лиза. Единственный, найденный мною источник, утверждает, что эта самая сумма составила 2,2 млн. долларов. Однако лично я не уверен в аутентичности этих данных. Тем не менее, их вполне можно рассматривать в качестве нижнего предела. Верхним же пределом в таком случае будет являться сумма в несколько сотен миллионов долларов. Как бы то ни было, доля обратного ленд-лиза в общем ленд-лизовском товарообороте между СССР и союзниками не будет превышать 3-4%. Для сравнения, сумма обратного ленд-лиза из Великобритании в США равняется 6,8 млрд. долларов, что составляет 18,3% от общего объема обмена товарами и услугами между этими государствами.

Итак, никакой оплаты ленд-лиза во время войны не происходило. Счет американцы предоставили странам-получательницам помощи лишь после войны. Объем долгов Великобритании перед США составил $4.33 млрд., перед Канадой - $1.19 млрд. Последний платеж в размере $83.25 млн. (в пользу США) и $22.7 млн. (Канада) был проведен 29 декабря 2006. Объем долгов Китая был определен в 180 млн. долларов, и долг этот до сих пор не погашен. Французы расплатились с США 28 мая 1946 года, предоставив Штатам ряд торговых преференций.

Долг СССР был определен в 1947 году в размере 2,6 млрд. долларов, однако уже в 1948 году эта сумма была снижена до 1,3 млрд. Тем не менее, СССР платить отказался. Отказ последовал и в ответ на новые уступки США: в 1951 году сумма долга вновь была пересмотрена и на этот раз составила 800 млн. Соглашение о порядке погашения долга по оплате ленд-лиза между СССР и США было подписано лишь 18 октября 1972 года (сумма долга вновь была снижена, на этот раз до 722 млн. долларов; срок погашения – 2001 год), причем СССР пошел на это соглашение только при условии предоставления ему кредита Экспортно-импортного банка. В 1973 году СССР произвел два платежа на общую сумму 48 млн. долларов, но затем прекратил выплаты в связи с введением в действие в 1974 году поправки Джексона-Веника к советско-американскому торговому соглашению 1972 года. В июне 1990 г. в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности – 2030 года, и сумма – 674 млн. долларов. В настоящий момент Россия за поставки по ленд-лизу должна США 100 млн. долларов.



Другие виды поставок



Ленд-лиз был единственным значимым типом союзнических поставок СССР. Однако не единственным в принципе. До принятия программы ленд-лиза США и Британия поставляли СССР оборудование и материалы за наличный расчет. Однако размеры этих поставок были довольно малы. Например, с июля по октябрь 1941 года США поставило СССР грузов всего на 29 млн. долларов. Кроме того, в Британии были предусмотрены поставки в СССР грузов в счет долгосрочных кредитов. Причем поставки эти продолжались и после принятия программы ленд-лиза.

Не стоит забывать и о множестве благотворительных фондов, созданных для сбора средств в пользу СССР по всему миру. Оказывали помощь СССР и частные лица. Причем помощь такая шла даже из Африки и Ближнего Востока. Например, в Бейруте была создана «Русская патриотическая группа», в Конго – Общество медицинской помощи России.. иранский купец Рахимьян Гулам Гусейн отправил в Сталинград 3 тонны сушеного винограда. А купцы Юсуф Гафурики и Мамед Ждалиди передали СССР 285 голов скота.

освежу.


  • 3

#362 Саша Милосердная

Саша Милосердная

    Генерал-полковник

  • Координатор
  • 7 483 сообщений
  • Город:город-герой Ленинград

Отправлено 16 января 2018 - 02:27

Хочется уйти от идеологии в этой теме. Очень интересно увидеть цифры- штуки, тонны, стоимость, % от выпущенного в СССР, привязку к разным периодам войны. Привязку к возможностям промышленности САСШ, сколько ушло и чего в СССР, сколько в Великобританию. Сколько и чего выпустила Германия и ее союзники. Сколько контрабандой поставили американцы в германию и т.д и т.п. А слушать и читать агитки с обеих сторон идеологического фронта совершенно не интересно. От слова совсем.

Доступны сведения о поставках из США в СССР и Великобританию, но только общие цифры без расписания по годам и месяцам.


http://livinghistory...izu-praktiches/


  • 0

#363 Parovoz

Parovoz

    Лейтенант

  • Пользователь
  • 743 сообщений
  • Город:Тула

Отправлено 16 января 2018 - 13:59

 

Очень интересно увидеть цифры- штуки, тонны, стоимость

 

Ну вот например, магистральных паровозов из Америки за всю войну поставили несколько более 2 тыс. (по одним данным, 2047, по другим - 2063 штуки)., известных у нас под сериями Еа, Ем и Емв.

Разумно сравнить с общей численностью локомотивного парка. На начало 1941 г. таковая составляла, по разным источникам, 25-27 тыс. единиц, но есть одно "но". В нее входят как паровозы заведомо устаревших типов выпуска 1880-х - 1890-х гг., к тому времени еще имевшиеся на сети в немалом количестве, так и паровозы железных дорог территорий, вошедших в состав СССР в 1939 - 1940 гг. (Западная Белоруссия, Западная Украина, Бессарабия, Прибалтика), техническое состояние которых изучено плохо. Кроме того, к 1940 г. в инвентарном парке МПС числилось немало новых мощных тяжелых машин типа ФД и ИС выпуска 1930-х гг., однако из-за большой осевой нагрузки они оказались непригодны к эксплуатации в условиях военного времени, и их пришлось либо эксплуатировать в тылу, либо и вовсе держать в запасе.

По некоторым оценкам, на лето 1942 г. НКПС был в состоянии располагать всего 6000 - 6500 паровозов, подходящих для военных перевозок. Все остальное либо было утеряно в начале войны, либо находилось в запасе. В таких условиях 2000 ленд-лизовских паровозов были весьма ощутимым довеском, тем более что они отличались крайней простотой и надежностью конструкции.

Интересно, что технически паровозы Еа, Ем и Емв, поставлявшиеся из США в СССР по ленд-лизу, были весьма и весьма близки к паровозам серий Е, Ес, Еф и Ек, поставлявшимся из США в Россию во время Первой мировой войны (тогда было поставлено в общей сложности что-то около 880 единиц). Собственно, все это модификации одного и того же типа.

После 1945 г. американские паровозы серии Е всех модификаций были сосредоточены в основном на дорогах Сибири и Дальнего Востока, где эксплуатировались годов до 1970-х, после чего еще лет 20 хранились на базах запаса.


  • 5

#364 228ББМ

228ББМ

    Старший прапорщик

  • Пользователь
  • 308 сообщений
  • Город:Санкт-Петербург

Отправлено 16 января 2018 - 18:04

Наверно в это  25-27 тысяч входили еще маневровые паровозы, на больших заводах . В простонародном языке " кукушки " .?


  • 0

#365 Paul

Paul

    Капитан

  • Модератор
  • 1 258 сообщений
  • Город:Москва

  • LF
  • 24th GA

Отправлено 16 января 2018 - 21:56

маленькая Монголия помощь от души оказывала и безвозмездно!.Войну объявила германии тут же-22 июня,Тува-тоже.Они не стали ждать перелома!Благодаря Монгольской Армии появилась возможность переброски с ДальВО и ОЛ ЗабВО на запад части войск.Лошади,мясо,шерсть...золото,танковые колонны,самолёты...Добровольцы.Были амеры или инглизы в РККА добровольцами?а араты МНР и ТНР-были.Наверно много кто слышал про морпеха Сухова(Должинсүрэнгийн Сүхээ).вот кто братья!ну и СССР тоже всегда помогал Братской Монголии.

а ленд-лиз-кому война,кому-мать родна.носители торгашского духа древней финикии.маркетане пиндоские

Монголия не объявляла войну Германии и не вся помощь была оказана безвозмездно, и и СССР  был вынужден держать свои войска в Монголии.

 Из статьи "ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА МОНГОЛИИ И СОВЕТСКОГО СОЮЗА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ" Цэнд+Аюуш Батбаяр

На протяжении всей войны в Монголии дислоцировались войска советской 17-й армии, которая рассматривалась как сдерживающий фактор против Квантунской армии.

30 мая 1947 г., Управление по внешним сношениям Министерства Вооруженных Сил СССР подготовило “Справку о взаимной помощи между СССР и МНР в годы Великой Отечественной войны”, где указано,что общая безвозмездная помощь Советскому Союзу составляет 65.770.060 тугриков (86.421.859 рублей). Кроме того, правительство МНР в годы Отечественной войны продало Советскому Союзу по государственным расценкам 437.189 лошадей, общей стоимостью около 88.000.000 тугриков».
Для нужд обороны Монголии в качестве безвозмездной помощи Советский Союз в 1941–1945 гг. поставлял современное боевое оружие и технику в сумме 100 млн рублей. В связи с необходимостью укрепления вооруженных сил количество советских военных специалистов увеличилось в начале 1941 г. с 239 до 930 в июле того же года.

Советский Союз вывозил в Монголию машины, оборудование, нефтепродукты и товары широкого потребления, а Монголия в свою очередь
ввозила в Советский Союз товары и продукции животноводства – мясо,шерсть, кожевенное сырье и т.д

Несмотря на войну, Советский Союз, в свою очередь, продолжал оказывать помощь в развитии Монголии.
При его содействии были расширены и реконструированы некоторые государственные и кооперативные предприятия, сооружен ряд новых индустриальных объектов: шерстомойная фабрика,фабрика кожевенных товаров при Улан-Баторском комбинате, цех по производству алебастра, угольная шахта в местности Дзун-Булак. В 1943 г. начал работать созданный с помощью СССР Сонгинский биокомбинат, который вместе с его филиалами на местах обеспечивал потребности страны в вакцинах и сыворотках. Нужно также отметить, что при помощи СССР в 1942 г. было открыто первое высшее учебное заведение Монголии – Монгольский государственный университет.
В военное время при содействии Советского Союза было закончено строительство шоссейных дорог Улан-Батор – Алтан-Булак и Чойбалсан –Улдзэй, а также свыше 60 мостов через различные реки МНР (Селенгу, Заб-хан, Кобдо и др.). Ширококолейная железная дорога Соловьевск-Баян тумэн (Чойбалсан) была продолжена узкой колеей до Тамцаг-Булака. Эта дорога, соединившая МНР с транссибирской магистралью на станции Борзя,использовалась как для экспортно-импортных перевозок различных товаров, так и для транспортировки боевой техники и войск во время военных действий против Квантунской армии в августе 1945.

Так что не надо рассказывать сказки про безвозмездную помощь. По факту мы имеем безвозмездную помощь Монголии в 86 млн рублей и безвозмездную помощь в 100 млн из СССР , не считая специалистов. Остальное туда-сюда за деньги и взаиморасчеты.


 


ага,безвозмездно...за него расчитались то недавно вроде

если не платить по 50 лет можно еще на 1000 лет растянуть, да и рассчитались за 10% от всей стоимости


Сообщение отредактировал Paul: 16 января 2018 - 21:57

  • 1

#366 тычка

тычка

    Генерал-лейтенант

  • Координатор
  • 3 760 сообщений
  • Город:тула

  • ВИК 156 полк НКВД

Отправлено 16 января 2018 - 23:11

Товарищи. Еще раз призываю не постить агитки! Почему Паровоз дает цифры, а вас опять тянет на идеологические споры?


  • 1

#367 228ББМ

228ББМ

    Старший прапорщик

  • Пользователь
  • 308 сообщений
  • Город:Санкт-Петербург

Отправлено 16 января 2018 - 23:14

ага,безвозмездно...за него расчитались то недавно вроде

 Уважаемые граждане Модераторы, не дайте превратить тему в очередной "срачь " . Ну ИНТЕРЕСНЕЙШАЯ ведь тема . А Этими лозунгами и штампами я сыт по горло еще с детства . Сейчас столько информации можно найти интересной . Давайте делится тем что кажется интересным  по теме Ленд-Лиза .  

Вот как с Монголией . Ну молодцы Монголы . Помогали . Дружили . Но вот цифры есть, и уже можно, что то проанализировать . Например 431тыс лошадей . Много . или мало ?  ровно столько же Студебекеров СССР получила по Лендлизу. Забавно ! Правда ? 


  • 2

#368 228ББМ

228ББМ

    Старший прапорщик

  • Пользователь
  • 308 сообщений
  • Город:Санкт-Петербург

Отправлено 16 января 2018 - 23:57

Кто о чем , а я о Полярных конвоях. И это понятно , я из Молотовска ( Северодвинск ) . А это один из трех портов . По значению он был важнее Архангельска , потому что находился в Устье Северной Двины . Крупнотоннажные суда не могли доходить до Архангельска, мелко . Они разгружали то что с палубы , в основном технику , в Молотовске. И шли до Архангельска разгружать остальное . 

  Первый конвой Dervisc ( еще его называют PQ-01) сюда  пришел 31 . 08 1941. Последний 28 .04. 1945 . За 10 дней до Победы . 

В поименном списке всех Судов принимавших участие в Полярных  конвоях 584  судна. 59 из них суда СССР , остальные в основном США и Великобритании . Но встречаются и разных интересных стран . Бельгия Голландия , Польша , Панама . Норвегия . 

В среднем выходило примерно 4- 6 рейсов на одно судно . Конечно есть корабли которые погибали в первом же рейсе .Рекордсмены из них имеют по 12 рейсов . Это выходит 6  туда и 6 обратно :

  

Rathlin

Британия, 1600, 1936

PQ 17, QP 14, JW 54B, JW 58, JW 59, JW 62, JW 67, RA 55A, RA 58, RA 60, RA 62, RA 67.

Francis Scott Key

США, 6167, 1920

PQ 14, PQ 15, QP 10, QP 12, JW 53, JW 58, JW 60, JW 64, RA 54A, RA 59, RA 61, RA 65.

 

Самое результативное Норвежское судно Noreg выполнило 10 рейсов . ( по 10 рейсов есть и у других кораблей)

Noreg

Норвегия, 7605, 1931

PQ 9, QP 8, JW 56A, JW 58, JW 60, JW 61, RA 56, RA 59, RA 60, RA 61.

Самые результативные из Советских судов , по пять рейсов выполнили корабли 

Комилес

СССР, 3962, 1932

 

PQ 5, PQ 18, QP 13, QP 15, JW 53.                                                   

 

 

Петровский

СССР, 3771, 1921

PQ 5, PQ 18, QP 13, QP 15, JW 53.

Революционер

СССР, 2900, 1936

PQ 9, PQ 16, QP 3, QP 8, RA 51.

Старый большевик

СССР, 3974, 1933

PQ 8, PQ 16, QP 1, QP 7, QP 13.

Сухона

СССР, 3124, 1918

PQ 4, PQ 14, PQ 18, QP 1, QP 4.

Тбилиси

СССР, 7169, 1912

PQ 9, PQ 18, QP 8, QP 15, JW 53.

Чернышевский

СССР, 3588, 1919

PQ 7B, PQ 16, QP 2, QP 6, Одиночный рейс.

 


  • 2

#369 Башкорт

Башкорт

    Призывник

  • Новичок
  • 19 сообщений
  • Город:Cунларская волость

Отправлено 17 января 2018 - 07:14

ну если сравнивать страну,что из феодального строя шагнула в социализм и с тогдашним населением-800-900тыс.человек и крупные индустриальные страны,то конечно монголы молодцы

 

Кто о чем , а я о Полярных конвоях. И это понятно , я из Молотовска ( Северодвинск ) . А это один из трех портов . По значению он был важнее Архангельска , потому что находился в Устье Северной Двины . Крупнотоннажные суда не могли доходить до Архангельска, мелко . Они разгружали то что с палубы , в основном технику , в Молотовске. И шли до Архангельска разгружать остальное . 

  Первый конвой Dervisc ( еще его называют PQ-01) сюда  пришел 31 . 08 1941. Последний 28 .04. 1945 . За 10 дней до Победы . 

В поименном списке всех Судов принимавших участие в Полярных  конвоях 584  судна. 59 из них суда СССР , остальные в основном США и Великобритании . Но встречаются и разных интересных стран . Бельгия Голландия , Польша , Панама . Норвегия . 

В среднем выходило примерно 4- 6 рейсов на одно судно . Конечно есть корабли которые погибали в первом же рейсе .Рекордсмены из них имеют по 12 рейсов . Это выходит 6  туда и 6 обратно :

  

Rathlin

Британия, 1600, 1936

PQ 17, QP 14, JW 54B, JW 58, JW 59, JW 62, JW 67, RA 55A, RA 58, RA 60, RA 62, RA 67.

Francis Scott Key

США, 6167, 1920

PQ 14, PQ 15, QP 10, QP 12, JW 53, JW 58, JW 60, JW 64, RA 54A, RA 59, RA 61, RA 65.

 

Самое результативное Норвежское судно Noreg выполнило 10 рейсов . ( по 10 рейсов есть и у других кораблей)

Noreg

Норвегия, 7605, 1931

PQ 9, QP 8, JW 56A, JW 58, JW 60, JW 61, RA 56, RA 59, RA 60, RA 61.

Самые результативные из Советских судов , по пять рейсов выполнили корабли 

Комилес

СССР, 3962, 1932

 

PQ 5, PQ 18, QP 13, QP 15, JW 53.                                                   

 

 

Петровский

СССР, 3771, 1921

PQ 5, PQ 18, QP 13, QP 15, JW 53.

Революционер

СССР, 2900, 1936

PQ 9, PQ 16, QP 3, QP 8, RA 51.

Старый большевик

СССР, 3974, 1933

PQ 8, PQ 16, QP 1, QP 7, QP 13.

Сухона

СССР, 3124, 1918

PQ 4, PQ 14, PQ 18, QP 1, QP 4.

Тбилиси

СССР, 7169, 1912

PQ 9, PQ 18, QP 8, QP 15, JW 53.

Чернышевский

СССР, 3588, 1919

PQ 7B, PQ 16, QP 2, QP 6, Одиночный рейс.

а наши суда по 5караванов ?



#370 sindrom

sindrom

    Подполковник

  • Пользователь
  • 1 637 сообщений
  • Город:Энгельс

Отправлено 17 января 2018 - 08:03

Приветствую всех. Интересный документ попался, письмо Сталина написанное Черчиллю в самые тяжелый для страны период войны. И одно из более поздних писем Черчилля Сталину. Конечно в них нет задокументированных цифр, но думаю письма дают понимание серьёзности обсуждаемого здесь вопроса.

Прикрепленные изображения

  • ЛИСТ 75.JPG
  • ЛИСТ 76.JPG
  • ЛИСТ 82.JPG
  • ЛИСТ 83.JPG
  • ЛИСТ 74.JPG

  • 4

#371 228ББМ

228ББМ

    Старший прапорщик

  • Пользователь
  • 308 сообщений
  • Город:Санкт-Петербург

Отправлено 17 января 2018 - 19:22

а наши суда по 5караванов ?.

 

А в чем вопрос ? Они в конце списка .все там.


  • 0

#372 Parovoz

Parovoz

    Лейтенант

  • Пользователь
  • 743 сообщений
  • Город:Тула

Отправлено 17 января 2018 - 22:41

 

Наверно в это  25-27 тысяч входили еще маневровые паровозы, на больших заводах . В простонародном языке " кукушки " .?

 

Нет, речь идет именно о паровозах, числящихся в инвентарном парке НКПС, т.е. эксплуатирующихся на железных дорогах общего пользования, либо находящихся в запасе, но опять-таки на базах НКПС. Локомотивы, работавшие на ведомственных дорогах и на путях промышленных предприятий, в это число не включены.

Под словом "кукушка" чаще всего понимают узкоколейные паровозы из-за характерного тонкого и резкого звука гудка.

 

Кстати, в конце войны по ленд-лизу из США поставлялись также и тепловозы, причем двух типов: Да (на его основе сконструирован первый советский послевоенный тепловоз ТЭ1) - 68 единиц и Дб - 30 единиц.

Один из тепловозов Да в 1945 г. вел в Потсдам поезд, которым ехал И.В. Сталин: "При подготовке в июле 1945 года локомотивов для правительственного поезда в Потсдам, где должна была состояться конференция трех держав, было решено использовать в качестве локомотива прикрытия тепловоз ДА20-27. Вскоре после Можайска правительственный поезд остановился на подъёме из-за боксования паровоза. После этого паровоз был заменён тепловозом ДА20-27, который вёл поезд до Потсдама. Уже на территории Германии И.В. Сталин неоднократно подходил к тепловозу и разговаривал с машинистом В.Я. Лионом, расспрашивая его, как он оценивает тепловоз. Машинист дал высокую оценку локомотиву" (Раков В.А. Локомотивы железных дорог России и СССР).

 

Есть еще весьма обширная тема трофейных и репарационных паровозов, но здесь это уже оффтоп.


  • 3

#373 schwarzesonne

schwarzesonne

    Ефрейтор

  • Пользователь
  • 71 сообщений
  • Город:thule

Отправлено 22 января 2018 - 22:01

Такое попалось вот ...

http://holocaustrevi...lend-lease.html


  • 0

#374 Анатолий С

Анатолий С

    Старший прапорщик

  • Пользователь
  • 328 сообщений
  • Город:Ленинград

Отправлено 25 января 2018 - 13:21

Такое попалось вот ...
http://holocaustrevi...lend-lease.html

Мдя.. а комментарии в обще феерия
  • 2

#375 schwarzesonne

schwarzesonne

    Ефрейтор

  • Пользователь
  • 71 сообщений
  • Город:thule

Отправлено 25 января 2018 - 17:42

Мдя.. а комментарии в обще феерия

Бегло просмотрел коментарии,мало там полезного-выразили СВОЕ личное каждый,выдавая свое желаемое мировидение за действительное.Человек видит мир,не так как мир есть,а какой он сам есть.


  • 0

#376 Borisych

Borisych

    Лейтенант

  • Пользователь
  • 740 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 25 января 2018 - 21:16

Прочел сей опус, феерично, с претензией на научность и абсолютно пустая работа. Поражает подборка литературы, серьезную работу на журнальных публикациях не делают. Автор надергал из интернета горячих фактиков и состряпал статейку на уровне студенческого реферата. Считать это историческим исследованием нельзя.


  • 0

#377 schwarzesonne

schwarzesonne

    Ефрейтор

  • Пользователь
  • 71 сообщений
  • Город:thule

Отправлено 25 января 2018 - 23:12

Просто времени мало самому теперь искать,но если Вы хотите читать чего то реальное,есть такой многотомник"Документы внешней политики СССР",Там по годам,много томов,но чего то конкретное найти-это займет время.В сети тоже можно это найти.Занятное чтиво!


  • 0

#378 Игорь2000

Игорь2000

    Капитан

  • Пользователь
  • 1 010 сообщений
  • Город:Санкт-Петербург

  • 4th.ID

Отправлено 26 января 2018 - 01:25

Реально непонятно что тут еще обсуждать. Документов и литературы по этому вопросу издано уже столько, что тот кто интересуется  и хочет ЗНАТЬ, может все легко это получить. А тому кто хочет ВЕРИТЬ в то, что "малоневовремяплохогокачествазазолотоивообщемоглибыобойтись" бесполезно все  это объяснять, потому что вера не требует аргументов и доказательств.


  • 1

#379 тычка

тычка

    Генерал-лейтенант

  • Координатор
  • 3 760 сообщений
  • Город:тула

  • ВИК 156 полк НКВД

Отправлено 26 января 2018 - 08:11

Может тогда весь форум закрыть? Чего обсуждать в реконструкции? Все и так должны все знать. А кто не хочет- тот и не будет...

Информация и ее обсуждение и нужны для того, что бы люди увеличивали объем своих знаний. Тогда останется меньше веры агиткам. Владеющего информацией человека обмануть труднее. Для этого и нужно обсуждать исторические темы.

иначе мы придем к тому, что судьба Сталинграда решилась при Мидуэе. А Хиросиму и Нагасаки бомбили советские самолеты...


  • 3

#380 228ББМ

228ББМ

    Старший прапорщик

  • Пользователь
  • 308 сообщений
  • Город:Санкт-Петербург

Отправлено 31 января 2018 - 03:15

 Я опять о полярных конвоях. Печально известный PQ 17  в составе 39 кораблей вышел 27 июля 1942 года . Следующий конвой PQ 18 был еще больше , 44 судна и вышел он в поход 2 сентября . То есть утверждение , что конвоев не было в самое трудное для СССР время мягко говоря не совсем верное. Два месяца это -не срок.  Конвой прибыл в Архангельск в 20-х числах сентября , то есть за два месяца до операции " Уран ".Как раз успел .  В составе конвоя кстати находилось советское судно " Сталинград " , что несколько символично . Хотя конечно , Сталинградская битва в большей части вероятно снабжалась из Южного маршрута . Это гораздо ближе к месту событий . При этом нужно добавить ,что между этими конвоями , не было проведено ни одного конвоя в обратную сторону . То есть все суда для PQ 18 союзникам пришлось собирать заново . 

PQ-17

Рейкьявик – Мурманск, Архангельск и Молотовск

27.06.42 – 11.07.42, 25.07.42 и 28.07.42

Азербайджан, Alcoa Ranger, Aldersdale, Bellingham, Benjamin Harrison, Bolton Castle, Carlton, Christopher Newport, Daniel Morgan, Донбасс, Earlston, El Capitan, Empire Byron, Empire Tide, Fairfield City, Gray Ranger, Hartlebury, Honomu, Hoosier, Ironclad, John Witherspoon, Navarino, Ocean Freedom, Olopana, Pan Atlantic, Pan Kraft, Paulus Potter, Peter Kerr, Rathlin, River Afton, Samuel Chase, Silver Sword, Troubador, Washington, West Gotomska, William Hooper, Winston Salem, Zaafaran, Zamalek

      West Gotomska село на мель и затем вернулось обратно. Танкер Gray Ranger присоединился 2.07, заправил корабли и перешел во встречный QP-13. Потоплены: авиацией – Bolton Castle, Fairfield City, Pan Atlantic, Pan Kraft, Peter Kerr, Washington, Zaafaran; подлодками – Alcoa Ranger, Aldersdale, Carlton, Christopher Newport, Daniel Morgan, Earlston, El Capitan, Empire Byron, Hartlebury, Honomu, Hoosier, John Witherspoon, Olopana, Paulus Potter, River Afton. Тяжело повреждены авиацией и потоплены эскортом – Navarino и William Hooper

PQ-18

Лох-Ю – Архангельск

2.09.42 – 21.09.42

Андре Марти, Africander, Atheltemplar, Black Ranger, Campfire, Charles R. Mccormick, Copeland, Dan-y-Bryn, Empire Baffin, Empire Beaumont, Empire Morn, Empire Snow, Empire Stevenson, Empire Tristram, Esek Hopkins, Exford, Goolistan, Gray Ranger, Hollywood, John Penn, Kentucky, Комилес, Lafayette, Macbeth, Mary Luckenbach, Meanticut, Nathaniel Greene, Ocean Faith, Oligarch, Oliver Ellsworth, Oregonian, Patrick Henry, Петровский, Sahale, Schoharie, St Olaf, Сталинград, Сухона, Тбилиси, Temple Arch, Virginia Dare, Wacosta, White Clover, William Moultrie

Потоплены: подлодками – Сталинград, Oliver Ellsworth; авиацией – Сухона, Africander, Empire Beaumont, Empire Stevenson, John Penn, Macbeth, Mary Luckenbach, Oregonian, Wacosta; повреждены и затоплены эскортом – Atheltemplar и Kentucky.

 


  • 0