Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

Реставрация 85-мм зенитной пушки, ВИК "Наш Политех", СПб

52-к зенитка политех спб

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 248

#1 KursanT

KursanT

    Полковник

  • Пользователь
  • 2 353 сообщений
  • Город:Питер

  • КВИР "Доброволец"

Отправлено 19 июля 2015 - 17:52

*
Популярное сообщение!

UvE_qKd4OVA.jpg

 

Летом этого года Санкт-Петербургскому государственному политехническому университету Петра Великого для участия в  выставочных и интерактивных мероприятиях военно-исторического клуба СПбПУ "Наш Политех", проводимых в целях популяризации изучения отечественной истории, сохранения и преумножения инженерных традиций и достижений ВУЗа и страны, а также патриотического воспитания молодежи, министерство обороны РФ безвозмездно и навсегда передало ВУЗу 85-мм зенитную пушку образца 1939года  (52-К).

 

v3y7jZkBR04.jpg

 

Передача была официальной.
Кроме того, пушка находится на контроле органов ФСБ (они проверяли правильность передачи и контролируют, чтобы пушка не попала в левые руки, а так и осталась распоряжении университета).

Силами участников ВИК "НП" проводится восстановление орудия до его первоначального состояния.

Основной целью реставрации является восстановление полного и аутентичного вида орудия и его работоспособности (в т.ч. и имитация выстеров, посредством холостых зарядов).

Здесь, по мере возможности, будут выкладываться отчеты о проделанной работе.
Надеюсь на поддержку сообщества и неравнодушных участников.

 

Группа ВИК "Наш Политех" в ВК:
http://vk.com/nashpolytech

 

Тема 85-мм зениток, несмотря на обилие самих орудий на памятниках и в музеях очень слабо изучена.
Как правило у выставочных экспанатов сильно страдает внешний вид и комплектность.
Это является дополнительным стимулом к максимально полной и точно реставрации пушки.

 

Oda4mdzOGlM.jpg
 


  • 14

#2 KursanT

KursanT

    Полковник

  • Пользователь
  • 2 353 сообщений
  • Город:Питер

  • КВИР "Доброволец"

Отправлено 19 июля 2015 - 18:03

Основная литература которой руководствуемся при реставрации:
1) 85-мм зенитная пушка обр. 1939 г. Руководство службы. 1952 г.

2) Руководство по войсковому ремонту 76-мм и 85-мм зенитных пушек: Ч. 1, 1943

3) Руководство по войсковому ремонту 76-мм и 85-мм зенитных пушек. Ч. 2, 1944

4) Пособие по ремонту ПУАЗО-3, 1945

5) Руководство по ремонту прибора управления зенитным артиллерийским огнём ПУАЗО-3, 1956

6) Прицельная зрительная труба ПО-1М1, 1958
7) Учебник сержанта зенитной артиллерии, ч. 1 и ч. 2,1948

8) Справочник офицера-зенитчика. Книга 3. Материальная часть зенитной артиллерии, 1946

Пособия по ПУАЗО-3 нужны, так как принимающие приборы зенитного орудия относятся к этой системе и их более-менее приличные принципиальные электрические и другие схемы можно найти только там.

Это необходимо потому что планируется восстановление работоспособности принимающих приборов и имитация их работы по данным ПУАЗО.


  • 0

#3 KursanT

KursanT

    Полковник

  • Пользователь
  • 2 353 сообщений
  • Город:Питер

  • КВИР "Доброволец"

Отправлено 19 июля 2015 - 20:26

Для начала общее описание того, что за кактус нам достался от МО:

 

85-мм зенитная пушка обр.1939 с полуавтоматикой механического (копирного) типа (введена в 1944).
Платформа ЗУ-13 (введена с конца 1942 г.).
Год выпуска пушки- 1944

Год ремонта - 1947.

 

DSCF4734.jpg

Когда то пушка имела бронещит, но он не сохранился (щиты введены с 1943).

Электрика ПУАЗО почти вся на месте:

-прибор принимающий азимут (ППА);

-прибор принимающий углы возвышения (ППУ);

-прибор принимающий взрыватели (ППВ);

-орудийный распределителый ящик с ревуном (ОРЯ).

 

DSCF4736.jpg DSCF4740.jpg


Много мелких повреждений от шаловливых ручек туристов, нерадивых солдат и металлистов.

С пушки в процессе её длительного хранения были украдены:

ваги (длинные шесты, служат в основном для перевода пушки из походного положения в боевое);

-дышло (для прицепки орудия к тягачу);

-крышка червячного редуктора подъёмного механизма (самое обидное);

-кувалд нет само собой...

-ещё много всякой мелочи

 

-w1aEU7Ylbc.jpg

 

DSCF4743.jpg


  • 0

#4 KursanT

KursanT

    Полковник

  • Пользователь
  • 2 353 сообщений
  • Город:Питер

  • КВИР "Доброволец"

Отправлено 19 июля 2015 - 22:23

Ремонт механизма вертикальной наводки.

 

С зенитки была украдена крышка:
ZMbw2ujGXJE.jpg

Благо этот механизм можно разбирать не снимая ствола - люльку держит на себе уравновешивающий механизм.

Собственно разбирали потому, что внутри, на червяке рассыпались все подшипники. Надо ставить новые.

 

DSCF4845.jpg DSCF4844.jpg

 


  • 6

#5 Vladimir

Vladimir

    Полковник

  • Пользователь
  • 2 082 сообщений
  • Город:Красногорск

  • ВИК Рота связи

  • ВИК "СОМ"

Отправлено 20 июля 2015 - 09:01

Успехов вам в восстановлении и удачи при поиске недостающего !


  • 1

#6 Сапер71

Сапер71

    Генерал-майор

  • Пользователь
  • 2 561 сообщений
  • Город:Москва-бад

Отправлено 20 июля 2015 - 09:26

Успехов и терпения
  • 1

#7 KursanT

KursanT

    Полковник

  • Пользователь
  • 2 353 сообщений
  • Город:Питер

  • КВИР "Доброволец"

Отправлено 20 июля 2015 - 19:50

Спасибо.
Но мы понимаем, что шансов найти недостающее в оригинале практически отсутствуют.

Даже простые гильзы на неё дефицит, а уж запчасти и подавно.

Поэтому то, чего нет - будем изготавливать заново.

Недостающая крышка редуктора довольно сложной формы. Собираемся отливать из стали. Потом на токарную обработку.

К счастью хотя бы пробку крышки не спёрли и один из подшипников (обведено синим).
Но упорный подшипник со втулками потерян.
 

b-wTx6J1vxQ.jpg mwG-R99jOK8.jpg


  • 0

#8 Комэск36

Комэск36

    Полковник

  • Пользователь
  • 2 074 сообщений
  • Город:Тула

Отправлено 21 июля 2015 - 23:34

Удачи, задачка не из легких.


  • 1

#9 tankk

tankk

    Генерал-лейтенант

  • Пользователь
  • 4 279 сообщений
  • Город:Екатеринбург

Отправлено 28 июля 2015 - 23:38

Удачи, задачка не из легких.

Просто титанический будет труд.

Терпения Вам!!!!!


  • 1

#10 нусиныч

нусиныч

    Сержант

  • Пользователь
  • 132 сообщений
  • Город:москва

  • ВИК "55 пехотный Подольский полк"
  • ВИК "Неизвестный солдат"

Отправлено 29 июля 2015 - 15:43

Выставите фото гильз которые ищете
  • 0

#11 KursanT

KursanT

    Полковник

  • Пользователь
  • 2 353 сообщений
  • Город:Питер

  • КВИР "Доброволец"

Отправлено 29 июля 2015 - 20:45

Ищём вот такие гильзы.

Гильзы эти были одинаковые для всех типов снарядов и 85-мм пушек (зенитки, танки и т.д.)

Длина гильзы около 630мм. 
Форма гильзы конусная, но совем чуть-чуть (1:100).

Выставите фото гильз которые ищете

 

Прикрепленные изображения

  • DSCF4853.jpg
  • DSCF4854.jpg
  • image.jpeg

  • 0

#12 KursanT

KursanT

    Полковник

  • Пользователь
  • 2 353 сообщений
  • Город:Питер

  • КВИР "Доброволец"

Отправлено 29 июля 2015 - 21:23

Просто титанический будет труд.

Терпения Вам!!!!!

Спасибо! Это действительно так.
Особенно учитывая, что наша цель - именно полное восстановление до первоначального вида и возвращение максимума функциональности.

К сожалению сейчас, не смотря на огромное количество таких орудий, в большинстве своём они находятся в печальном состоянии. 
Лишь несколько музеев имеют зенитки в чуть лучшем состоянии, чем большиство. Но это благодаря тому, что они изначально були переданы в музеи в комплекте плюс в самом музее были под присмотром.
Но и там положение, как правило, далеко от идеального.

 

К сожалению сложно выкладывать какой-то связаный рассказ, так как работ много, часто по мелочи и не систематизировано. Да и камера не всегда под рукой.

Для примера сейчас занимаемся станиной и ходовой.

Стали проверять колеса и ступицы переднего хода.
Вся ходовая для зенитной пушки была позаимствована с грузовика Зис-5. Только шины были уже с гусматиком. 
Гусматик от времени местами конечно просел, но всё ещё не плох.
На начало войны шины с Зис-5 соответствовали весу зенитки, но в концу войны были уже перенагружены из-за введения бронещитов и прочего оборудования (в сумме + 600 кг, итоговый вес 4900 кг при нормальной нагрузке около 1100 кг на колесо).

Правая ступица была в норме, нужно было только подрегулировать.
А левая залипала. Пришлось снимать, мыть, собирать и смазывтаь заново.
Заодно разрабатывался повороный механизм передней оси.
(Передняя ось имела угол поворота по 45 гр. в каждую сторону).

 

DSCF4863.jpg DSCF4864.jpg DSCF4867.jpg

DSCF4872.jpg DSCF4873.jpg

DSCF4873.jpg DSCF4875.jpg

DSCF4877.jpg DSCF4876.jpg
 


На задней оси обе ступицы и оба тормозных барабана нуждаются в обслуживании.

К тому же оказалось, что кто-то от всей души набухал внутрь тормозного барабана солидола и им забились все тормозные колодки.

(Задняя ось зенитки - это передняя ось грузовика Зис-5, имевшая привод тормозов через трос).

Всё это будет приводится в порядок, так как будет полное восстановление тормозной системы.

 

DSCF4896.jpg DSCF4897.jpg DSCF4908.jpg
 


Для восстановления тормозов (нужно протянуть стальные тросы от колёс задней оси и трос через станину) пришлось вынимать заднюю ось из станины.

 

DSCF4904.jpg DSCF4930.jpg
 


Сообщение отредактировал KursanT: 29 июля 2015 - 21:25

  • 2

#13 KursanT

KursanT

    Полковник

  • Пользователь
  • 2 353 сообщений
  • Город:Питер

  • КВИР "Доброволец"

Отправлено 29 июля 2015 - 21:31

Платформа ЗУ-13 имеет форму прямоугольной пустотелой балки. Её внутреннее пространство разделено на 7 секций.
Внутри секций помешены пружины переднего и заднего ходов, плюс тросы тормозной системы.

Для доступа внутрь платформы  и регулировки натяжения пружин имеются лючки на винтах.

В то время не придавалось особого значения герметичности внутренностей станины и лючки не герметичны.
Внутрь станины через зазоры проникала вода и там скапливалась. Поэтому изнутри станина очень сильно заржавела. Было ОЧЕНЬ много отслоившейся рыхлой ржавчины. 
Её убирали промышленным пылесосом и кордщёткой.
К счастью стенки станины довольно толстые. 

Очищенные от рыхлой ржавчины секции сначала покрываем преобразователем ржавчины, который не требует смывки, а служит основой под покраску.
А затем, поверх него наносим грунт по ржавчине, чтобы максимально замедлить дальнейшее распространение ржавчины.

Сейчас покрыли грунтом самую заднюю секцию, так как там находятся одни из основных элементов тормозной системы.

Плюс почистили от старой смазки  и ржавчины посадочные места задней оси и её вставки.

 

 

DSCF4905.jpg DSCF4907.jpg

DSCF4912.jpg

 

 

DSCF4929.jpg DSCF4926.jpg

 

DSCF4928.jpg


  • 1

#14 tankk

tankk

    Генерал-лейтенант

  • Пользователь
  • 4 279 сообщений
  • Город:Екатеринбург

Отправлено 29 июля 2015 - 21:37

Успехов и терпения.

Ждем продолжения по мере возможности!!!!!!!!!


  • 1

#15 KursanT

KursanT

    Полковник

  • Пользователь
  • 2 353 сообщений
  • Город:Питер

  • КВИР "Доброволец"

Отправлено 30 июля 2015 - 22:15

Немного историй на ночь.

Под "полом" зенитки висят два ящика. Каждый прикручен на 4 винта, крышкой к верху. То есть открыть их никак нельзя, только свинтив их с самой зенитки.

Но всё лишнее то надо снять и готовить зенитку к покраске. Решили снять и эти два ящика.
Гайки откручивались очень тяжело, приходилось греть их газовой горелкой, плюс были шплинты.

Каково же было наше удивление, когда ящики оказались полными!
Новые детали, в воронении и смазке.

Это был комплект переходных деталей к установщику взрывателей.

Комплект переходных деталей предназначался для замены ряда узлов установщика взрывателей ТМ-30 (с пороховым замедлителем) для его работы с механическим взрывателем ВМ-30.

Вот такой подарок от военных.

В дальнейшем эти детали, как наиболее новые будут установлены на установщик взрывателей, а в эти ящики будут помещены элементы электрики самой зенитки (батарея аккумуляторов, элементы управления и обслуживания системы).

 

Hhnw3xXPmSg.jpg Cgg8fU-qGzA.jpg

Mvo0ktX6Eo4.jpg

9sXXvx6xVSM.jpg Braq45ArDpA.jpg


  • 7

#16 Vladimir

Vladimir

    Полковник

  • Пользователь
  • 2 082 сообщений
  • Город:Красногорск

  • ВИК Рота связи

  • ВИК "СОМ"

Отправлено 30 июля 2015 - 23:03

Немного историй на ночь.

Под "полом" зенитки висят два ящика. Каждый прикручен на 4 винта, крышкой к верху. То есть открыть их никак нельзя, только свинтив их с самой зенитки.

Но всё лишнее то надо снять и готовить зенитку к покраске. Решили снять и эти два ящика.
Гайки откручивались очень тяжело, приходилось греть их газовой горелкой, плюс были шплинты.

Каково же было наше удивление, когда ящики оказались полными!
Новые детали, в воронении и смазке.

Это был комплект переходных деталей к установщику взрывателей.

Комплект переходных деталей предназначался для замены ряда узлов установщика взрывателей ТМ-30 (с пороховым замедлителем) для его работы с механическим взрывателем ВМ-30.

Вот такой подарок от военных.

В дальнейшем эти детали, как наиболее новые будут установлены на установщик взрывателей, а в эти ящики будут помещены элементы электрики самой зенитки (батарея аккумуляторов, элементы управления и обслуживания системы).

 

attachicon.gifHhnw3xXPmSg.jpgattachicon.gifCgg8fU-qGzA.jpg

attachicon.gifMvo0ktX6Eo4.jpg

attachicon.gif9sXXvx6xVSM.jpgattachicon.gifBraq45ArDpA.jpg

Пусть сюрпризы будут приятными !


  • 1

#17 KursanT

KursanT

    Полковник

  • Пользователь
  • 2 353 сообщений
  • Город:Питер

  • КВИР "Доброволец"

Отправлено 02 августа 2015 - 22:42

Продолжаем чистить и грунтовать внутренности станины.

Технология та же - сначала преобразователем ржавчины, потом грунтом по ржавчине.

В выходные сделали ещё пять внутренних секций.

Плюс покрыли грунтом внутренние стороны лючков. После того, как протянем тормоза и смажем всё что надо - всё лючки будут посажены на герметик и больше вовнутрь никто лазить не будет, и вода туда больше не будет попадать.

Внешние части зенитки будут красится и грунтоваться потом. 

 

DSCF4956.jpg DSCF4961.jpg

DSCF4962.jpg DSCF4964.jpg

DSCF4963.jpg DSCF4965.jpg

DSCF4968.jpg


  • 6

#18 KursanT

KursanT

    Полковник

  • Пользователь
  • 2 353 сообщений
  • Город:Питер

  • КВИР "Доброволец"

Отправлено 04 августа 2015 - 22:48

Так как секции идущие к раздвижным опорам мы прогрунтовали, решили поставить на место пальцы стопорящие эти самые опоры.

 

DSCF4971.jpg

Когда зенитка к нам только пришла эти пальцы совершенно не двигались. Чтобы их отстопорить пришлось "на горячую" (грели газовой горелкой) выдавливать их снизу гидравлическим домкратом, неслабо так подстукивая по станине кувалдой.

Сейчас подрегулировали пружины и поставили их на место. В оригинале в палец вставлялся длинный шплинт ф8 мм. Он, входя в планку с прорезью, предохранял палец от вращения вокруг своей оси, чтобы вырез в пальце не "ушёл" куда-нибудь в сторону.
Кроме того, он придерживал шайбу пружины. Таким образом пружина зажималась между станиной и шайбой и палец был подпружиненный - т.е. отщёлкивался сам.

Однако сделано это было видимо не от хорошей жизни. Плюс в процессе разборки не знали что там шплинт и погнули его - вынуть из пальца толстый погнутый шплинт было не просто.

Заменили его на длинный болт М8. Травить болт не стал - всё равно это спрятано внутри станины и закрыто лючками.
 

DSCF4962.jpg DSCF4973.jpg

DSCF4975.jpg


  • 2

#19 Driver

Driver

    Лейтенант

  • Модератор
  • 738 сообщений
  • Кубинка

Отправлено 05 августа 2015 - 11:25

Так как секции идущие к раздвижным опорам мы прогрунтовали, решили поставить на место пальцы стопорящие эти самые опоры.

 

attachicon.gifDSCF4971.jpg

Когда зенитка к нам только пришла эти пальцы совершенно не двигались. Чтобы их отстопорить пришлось "на горячую" (грели газовой горелкой) выдавливать их снизу гидравлическим домкратом, неслабо так подстукивая по станине кувалдой.

Сейчас подрегулировали пружины и поставили их на место. В оригинале в палец вставлялся длинный шплинт ф8 мм. Он, входя в планку с прорезью, предохранял палец от вращения вокруг своей оси, чтобы вырез в пальце не "ушёл" куда-нибудь в сторону.
Кроме того, он придерживал шайбу пружины. Таким образом пружина зажималась между станиной и шайбой и палец был подпружиненный - т.е. отщёлкивался сам.

Однако сделано это было видимо не от хорошей жизни. Плюс в процессе разборки не знали что там шплинт и погнули его - вынуть из пальца толстый погнутый шплинт было не просто.

Заменили его на длинный болт М8. Травить болт не стал - всё равно это спрятано внутри станины и закрыто лючками.
 

attachicon.gifDSCF4962.jpgattachicon.gifDSCF4973.jpg

attachicon.gifDSCF4975.jpg

Всё же лучше поставить так, как было по родне - у Вас ведь реставрация, а не возвращение боевых качеств любой ценой на фронте. Купить или изготовить нужный шплинт не должно составлять больших проблем, я так думаю.


  • 1

#20 KursanT

KursanT

    Полковник

  • Пользователь
  • 2 353 сообщений
  • Город:Питер

  • КВИР "Доброволец"

Отправлено 12 августа 2015 - 10:17

Всё же лучше поставить так, как было по родне - у Вас ведь реставрация, а не возвращение боевых качеств любой ценой на фронте. Купить или изготовить нужный шплинт не должно составлять больших проблем, я так думаю.

Не могу не согласиться с вашими доводами. :)
Сходил купил 8й шплинт и поставил. Но очень уж это криво придумано. Его там толком не закрепить. От осевого вращения он держит плохо, а уж если сдуру его загнули - то только срезать или срубать, выгнуть обратно и выбить очень сложно.

 

Судя по многим моментам - при производстве был большой дефицит стандартного проката и прочего типового крепежа (литые штоки и оси вместо круглого прутка, замена корончатых гаек на обычные с контрящими шайбами и т.д.).

На схеме этот шплинт обозначен как "чека". Так что изначально там могло быть придумано что-то более изящное, а потом уж упростили.

img-150812085615-001.jpg

Этот узел появился только на ЗУ-13. На более ранних платформах ЗУ-11 и ЗУ-8 замки откидных опор были поворотные.

 

 

 

Ещё пара слов о крепеже, раз уж зашёл разговор.

Не мало времени приходится уделять на подготовку различного крепежа и фурнитуры.
Дело в том, что сейчас её выбор сильно отличается от того времени. Да и сам крепеж изменился.
Возьмём для примера болт.

39(85).jpg

 

Маркировка:

ладно всякие непонятные производители, но класс прочности 8.8 - в то время это считался высокопрочный крепёж, а сейчас только такой везде и продают.

На механизмах тех лет я встречал болты либо вообще без маркировки, либо классы не выше 5.8

Поэтому все головки болтов мы зачишаем, чтобы маркировки не было.

Покрытия:

как правило современный крепеж имеет гальваническую оцинковку. Но в то время они были либо вообще без покрытия, либо воронёные. Оцинковка - редкость.
Бывает что такую оцинковку сложно закрыть грунтами и красками. А если краска отшелушится - то болт сразу начинает "светить" оцинковкой.

Особенно это хорошо видно на стальных тросиках, т.к. они будут стоять на зенитке не крашеные.
(имеется ввиду стальные тросы тормозов)
bester_crossovoe_oborudovanie_tross_stalnoj_4mm_enl.jpg

Поэтому покрытия мы тоже снимаем.

Технология проста: крепеж окунаем в ванну с аккумуляторным электролитом. Он снимает всё за секунды. Затем промываем в фэйри и простой воде.

До и после:

DSCF4992.jpg

P.S.
Отдельной проблемой являются винты со шлицами.
Очень часто принебрегают тем моментом, что в то время винты и шурупы были только с прямым шлицем (он же "минус").

Крестовые шлицы в то время либо не существовали, либо не использовались: шлиц PH (филлипс) появился в США в 1939 году в автопроме, а PZ ещё не было вообще.

То есть приходится искать всё только с прямым шлицом, а нынче это Очень большая редкость. Что-то продаётся в магазинах, но ассортимент очень мал и ограничен, т.к. везде уже давно перешли на крестовой шлиц - как более технологичный при сборке деталей.

Некоторые винты просто не найти. Приходится максимально сохранять оригинальные.

(например полупотайные винты на лючках станины)

Даже хорошие "минусовые" отвёртки и биты уже не просто найти. С битами так вообще беда.

 

Рис_3.JPG

Виды головок и шлицев.jpg


Сообщение отредактировал KursanT: 12 августа 2015 - 10:37

  • 1





Темы с аналогичным тегами 52-к, зенитка, политех, спб