Лыжбат, тема о лыжах и лыжниках Красной Армии.
#21
Отправлено 23 января 2016 - 13:49
#22
Отправлено 23 января 2016 - 14:20
))) так скачайте руководство (т.е. наставление)...там есть все ответы на обсуждаемые здесь вопросы..... (гугл Вам в помощь....я точно так же и скачал)))
...кстати.... и про выемки на каблуке сапог или ботинок под тросик-пружину:
Все руководства есть.
Там сказано, как и чем смазывать скользящую поверхность лыж.
Я же спрашивал - какой состав применяется при пропитке новых лыж, т.е. голого дерева ...
Вопрос к знатокам.
Ошкурил лыжи, довел так сказать до голого дерева.
Каким составом покрывали лыжи ?
Льняной лак, олифа или готовили какой то особенный состав ?
Ведь не оставляли же голое дерево
#23
Отправлено 23 января 2016 - 14:46
размещал на "соседнем" форуме....но и здесь еще продублирую:
...Лыжи для фронта выпускали так же и в Кирове (Вятка) на эвакуированном оборудовании... "ДОК" - ДеревоОбрабатывающий Комбинат. В последствии завод имел название "Нововятский Лыжный Комбинат" ( ОАО "НЛК" .....брэнд NLK)...в после-военное время налажен выпуск спортивных, беговых и охотничьих лыж.....
...Но к великому сожалению завод (как крупнейший производитель лыж) прекратил свое существование официально с 2013 года..... (сейчас там работает только цех по производству OSB-плиты, владелец - забугорная фирма)..
...все оборудование распродано и "разграблено"......
Был и шикарный музей...с фотографиями...и ! живыми образцами всей продукции!!!!!! ...но то ж претерпел "изменения"...
А как все начиналось:
Из воспоминаний А.Т.Деменко:
«После эвакуации наша задача была в кратчайшее время приступить к выпуску лыж. Оборудование и вся оснастка для лыжного производства еще находились в пути. Подготовленная первая партия лыжных брусков-болванок, как их называли тогда, была обработана и загнута на неприспособленном оборудовании. Для того чтобы загнуть эти заготовки, надо было пропарить носок. С этой целью мы приспособили обыкновенную бочку, оборудованную змеевиком, подвели пар.
Были пропарены, загнуты и высушены первые 100 пар лыж. Благодаря этим лыжам были изготовлены шаблоны и приспособления для дальнейшей обработки лыж. Выпускалась другая нужная продукция – ящики под мины и гранаты, аэросани.
Рассказывает Тамара Александровна Белых: «Загибали болванки в 4-м цехе, а потом уже переправляли к нам в 5-й. Лыжи были очень толстые. На войну в основном спортивные лыжи отправляли. А я работала на фрезере с 8-ми вечера до 8-ми утра! Тяжело! Другая девушка шкурила лыжи, помню, что Верой её звали. Там не было ни вентиляции, ничего, дак она больно мало поработала, даже война не закончилась, так и умерла молодой, даже замуж не вышла. Всё делалось вручную. Потом лыжи отправляли смолить, и смолили тоже вручную. Подыши-ка этой смолой!! Ой, нечего и говорить! Работали только подростки и женщины. Но всё ведь для войны делалось. И всё, что делали, сразу отправляли на фронт, и грузить в вагоны нас же заставляли!
А.А.Парфенов: «Массивные лыжи очень были. Сплошной один брусок! Вот так доску взяли, загнули так – и всё. Эти доски часто кривились. Делали широкие лыжи «Турист». Но не типа охотничьих, они миллиметров 80, наверное. Крепления – петли, резинку наклеивали. Петли надевались на валенки или на сапоги. Крепления на комбинате не делали, их готовыми получали. Отправляли вагонами. Куда? Раз «Турист», знали, что на фронт идут. На лыжах не делали никаких наклеек, знаков».
Рассказывает Галина Александровна Блинова: «Армейские лыжи отличаются шириной, во-первых. Ширина у них 80 мм (для сравнения: ширина беговых лыж – от 45 до 55 мм, у охотничьих – до 120 мм). Первые лыжи были такие массивные. Вот обыкновенная доска, лыжная заготовка называется, её загибают, потом обрабатывают, шлифуют. И называли тогда «лыжная болванка». Из берёзы делали. Берёзу распиливают на доски на шпалорезных станках, потом делают обрезную доску, доски сушат в сушилках, и потом из сушилки поступает сухая заготовка. Загибали их с помощью специальных станков – «утюжков».
Фронтовые лыжи никак не оформлялись, не красились, на них не было никаких опознавательных знаков. За годы войны ДОК изготовил 350 тыс. пар лыж, более 100 тыс. м3 пиломатериалов и другой продукции, кроме того, был организован ремонт поломанных на фронте лыж и палок. Казалось, что сломанные лыжи в военное время никто собирать и ремонтировать не будет. Однако ветераны комбината в подробностях объяснили, как осуществлялся ремонт. Собирали лыжи специальные трофейные команды. На комбинат поступали целые вагоны лома. Добавляли недостающие части и специальным клеем соединяли их. Служили отремонтированные лыжи долго, как новые. Неспециалисту невозможно было определить место соединения. Выбрасывали лыжу только тогда, когда сломан был носок.
Были и специальные, единичные заказы, требовавшие срочного изготовления и напряжения всех сил.
Из воспоминаний А.Т.Деменко: «В 1943 году в январе было особо важное задание: изготовить 300 штук саней специальных, загнутых с обеих сторон. Трое суток мы не выходили из цеха, и 300 штук саней большого размера были изготовлены в намеченный срок. Оказывается, эти сани нужны были фронту для передвижения «Катюш» при решающем наступлении под Сталинградом и другими городами. Кроме саней, были срочные заказы на изготовление специальных лыж длиной около 1,5 метров, загнутых с обоих концов, тоже для передвижения снарядов».
Я же спрашивал - какой состав применяется при пропитке новых лыж, т.е. голого дерева ...
...следуя и воспоминаниями заводчан...а так же и выдержкой из наставления: лыжи смолили полностью, а сверху еще и покрывали лаком.... (при мелком ремонте и отсутствии лака натирали воском или парафином..)
#24
Отправлено 23 января 2016 - 14:49
...следуя и воспоминаниями заводчан...а так же и выдержкой из наставления: лыжи смолили полностью, а сверху еще и покрывали лаком.... (при мелком ремонте и отсутствии лака натирали воском или парафином..)
Спасибо.
Будем пробовать.
Вопрос стоит так - и иде взять 1 кг хвойной смолы.
У нас в Сибири живицу (смолу) перестали собирать лет так 20 назад. Деревья валят неподсоченые.
Пихтовое масло (из смолы) перестали гнать в то же самое время ...
В аптеках продается суррогат.
Дилемма
#25
Отправлено 23 января 2016 - 17:46
Вопрос стоит так - и иде взять 1 кг хвойной смолы.
У нас в Сибири живицу (смолу) перестали собирать лет так 20 назад. Деревья валят неподсоченые.
Пихтовое масло (из смолы) перестали гнать в то же самое время ...
В аптеках продается суррогат.
Дилемма
ещё можно попробовать такой вариант, пройти без фанатизма поверхность газовой горелкой, а потом покрыть лаком мебельным для натурального дерева, а смолу продают тут http://www.pk-mayak.ru/
#28
Отправлено 25 января 2016 - 10:01
судя по ременным пряжкам с якорями все же черная шинель
#29
Отправлено 25 января 2016 - 10:19
..
Постоянно отслеживаю Авито, Мешок, Нью-Аукцион (новый Молоток) - в последнее время таких лыж не проходило.
Вот, кстати , про Авито: купил лыжи с палками, только сегодня привезли из Калуги.
Сообщение отредактировал VsevolodV: 25 января 2016 - 10:21
#30
Отправлено 25 января 2016 - 10:42
Простите у нас столько снега выпало а крепления я за гаражом свалил так что пришлось в снегу искать . Найдены в блине пар 50 .Может и гансовские но блин наш .Там же и палки были сгнивши Крепились на винты .с боков где вдевался ремень приспособы которые поднимались и опускались а с заду защёлка Я раньше занимался лыжами и креплений повидал но таких нет
на мой взгляд очевидно что вы обладаете 50 креплениями для лыж обр 1940г)))
у правого сидящего видно что скатка шинели слегка расползлась
#31
Отправлено 25 января 2016 - 10:52
Вот, кстати , про Авито: купил лыжи с палками, только сегодня привезли из Калуги.
Оригинальные военные ?
#32
Отправлено 25 января 2016 - 11:00
Оригинальные военные ?
год на лыжах не указан. вечером изучать буду )
но палки думаю вполне ....
доработаю немного
#33
Отправлено 25 января 2016 - 11:10
Вот, кстати , про Авито: купил лыжи с палками, только сегодня привезли из Калуги.
лыжи скорее всего гражданские, не вижу горба по середине, да и ни одну из своих пар не получилось скрепить такими зажимами. Посмотрите на второй странице ростовку армейских и прочих лыж, там указана и ширина.
#34
Отправлено 25 января 2016 - 11:31
да. вероятно гражданские, но это не отменяет возможность их использования на реконструкции.
#35
Отправлено 25 января 2016 - 11:39
Осенью 1941 г. стало ясно, что немецкая пехота с наступлением зимы будет тонуть в российских снегах. Впрочем, как и советская. В условиях российского бездорожья расчет на технику мог не оправдаться. Как обеспечить подвижность стрелков Красной армии? Выход был найден почти сразу, помог в этом исторический опыт. Еще в летописях XV в. встречались первые упоминания об использовании лыж в военном деле. В 1444 г. лыжная русская рать успешно обороняла Рязань от золотоордынских войск. Уже в XVI—XVII вв. вооруженные лыжники Московии совершали успешные рейды против литовцев и поляков. Традиции были продолжены в Русской императорской армии, а затем и в РККА. В зимней войне с Финляндией прославились отряды лыжников из студентов Ленинградского института физической культуры. Они проникали в тыл противника, совершая дерзкие нападения на штабы и линии связи. А отряд под командованием Александра Лодейникова углубился на 80 км за линию фронта, вышел на офицерскую базу, окружил ее и забросал гранатами.
К началу Великой Отечественной лыжный спорт в стране был необычайно популярен. Он входил в систему подготовки допризывной молодежи. В рамках физкультурно-оборонной работы лыжный спорт по значимости находился на одной планке с автомотоподготовкой, штыковым боем, гимнастикой и гранатометанием. В Красноярском крае лыжный кросс относился к числу наиболее массовых мероприятий. В 1941 г. соревнования лыжников собрали 82 тыс. участников (правда, часть из них совершали пеший поход), в 1942 г. — уже 119 тыс. Все это позволило начать формирование в регионе лыжных частей. В 1942 г. к отправке на фронт готовились 24-я, 25-я, 26-я и 27-я отдельные лыжные бригады.
Вместе с тем уже в 1941 г. была поставлена задача обеспечения военных лыжами. Дело в том, что раньше в промышленных количествах их делали в основном в Карельской АССР. Однако Петрозаводск с его развитой деревообработкой был захвачен союзными германской армии финскими войсками. На помощь пришли территории Сибири. 9 августа 1941 г. состоялось совместное заседание Красноярского краевого комитета ВКП(б) и крайисполкома, по итогам работы которого было принято постановление «О плане производства лыж на август — сентябрь 1941 г.». Предстояло изготовить 85 300 пар лыж и палок к ним.
При этом часто руководителей мало интересовало, имеется ли на том или ином предприятии необходимое оборудование и сырье — береза.«По законам военного времени все директивы — задания, спускаемые ГКО по производству, — носили характер безоговорочности и безаппеляционности, т. е. были строго обязательны для выполнения в указанные сроки. За невыполнение этих заказов следовал суд военного времени. Наказанием, как правило, было: замена срока осуждения посылкой на фронт в штрафные подразделения для искупления вины своей кровью», —вспоминал начальник ОТК Игарского лесокомбината в те годы Р. В. Исаев.
Один из крупнейших лесопромышленных комплексов края действовал на севере и носил название трест «Севполярлес». В его подчинении находились лесопильные заводы в Маклаково и Енисейске и лесокомбинат в Игарке.
Уже в четвертом квартале 1941 г. Маклаковскому лесозаводу было поручено дать армии 5 тыс. высококачественных лыж. Никакого оборудования и специалистов для такого производства предприятие не имело. Пришлось все начинать с нуля. На заводе создали специальный цех. Его начальником стал откомандированный из Игарки Р. В. Исаев.
Организация лыжного производства не так проста, как кажется на первый взгляд. Чтобы сделать качественный продукт, необходимо выполнить десятки операций. К тому же в «Севполярлесе» не было даже технологических схем. Их нашли в тетрадках у доцента Красноярского лесотехнического института Самойлова. Станки завезли в Маклаково из Игарки. Их разместили в помещении бывшей конюшни. Вопрос с кадрами решили за счет спецпереселенцев — поляков и румын. Березу привезли с правого берега Енисея, в 5–10 км от лесозавода. Сначала дали задание рабочим самостоятельно, т. е. кустарно делать лыжи, но даже при хорошем качестве о выполнении плана не могло быть и речи. Одновременно с ручным изготовлением лыж срочно монтировалось поступающее из Игарки оборудование и отрабатывалась технология.
В Тюхтетском районе края действовала Двинская лыжная фабрика. Кроме лыж она также освоила производство дефицитного пихтового масла.
Двинская лыжная фабрика в Тюхтетском районе освоила кроме лыжного производства технологию выпуска дефицитного пихтового масла
Готовую партию лыж повез сдавать в Красноярск главный инженер Маклаковского лесозавода тов. Замараев. Волнений и тревог было много: с какой оценкой лыжи будут приняты военным ведомством? К большой радости, они были приняты без особых претензий к качеству. Государственный заказ был выполнен и 5 тыс. пар лыж сданы досрочно! После снятия плана лыж спеццех Маклаковского лесозавода перешел на производство ящиков для противотанковых мин и выпуск деревянной части военных повозок.
Из воспоминаний Р. В. Исаева: «Необходимо отметить, что рабочие работали добросовестно, с воодушевлением. Мне особенно запомнился рабочий Попов — столяр, один из передовиков и энтузиастов. А таких было много. В то время на кровавом поле брани отступала с горечью отступала наша армия, и иначе работать было нельзя. Нарушений трудовой дисциплины совершенно не было. Из мастеров особенно энергично работал тов. Кравченко Михаил Демьянович, возвращенный с фронта по ранению. Он ведал участком заготовки лыжных болванок из лесопиления, их рассортировкой и отбраковкой. Спасибо ему за лепту, внесенную в Победу над врагом. Он был простым и настоящим тружеником, несмотря на инвалидность».
В мирное время на проектирование нового цеха и запуск производства понадобилось бы не менее 2 лет. А тут на голом месте, без знаний и опыта производства лыж, без квалифицированных кадров и готовой сырьевой базы в течение 2 месяцев был организован лыжный цех.
К тому времени выпуск лыж был развернут на других предприятиях Красноярского края. Так, в Иланском районе местный промышленный комбинат в 1942 г. сделал 1698 пар лыж и 5 тыс. лыжных палок. В 1943 г. было выпущено уже 5 тыс. пар лыж. Производство лыж действовало и в Красноярске.
Однако не все предприятия справились с выполнением «лыжной программы». Так, Красноярская мебельная фабрика по состоянию на 14 октября 1941 г. произвела всего 170 пар лыж при задании в 4200 пар. Руководство предприятия не смогло своевременно подготовить производственные мощности к выпуску военной продукции. Директор фабрики за срыв заданий по производству лыж для фронта был снят с должности, исключен из партии и отдан под суд.
#36
Отправлено 25 января 2016 - 11:43
Да ... у нас в музее есть информация, что наш завод выпускал лыжи.
И готовил заготовки для самолетов У-2.
У меня теща девчонкой пошла работать на Маклаковский завод ... и в то время (а это были 60-е года) - на заводе все еще выпускали лыжи.
А вот какого типа - история об этом умалчивает.
Надо как то скататься в заводоуправление - может у них сохранились какие нибудь документы.
Сообщение отредактировал Тунгус: 25 января 2016 - 11:48
#38
Отправлено 30 января 2016 - 13:05
сравнение крепления из блиндажа и из наставления.jpg
на мой взгляд очевидно что вы обладаете 50 креплениями для лыж обр 1940г)))
у правого сидящего видно что скатка шинели слегка расползлась
при ближайшем рассмотрении, Александра оказалась права, крепления действительно РККА, тогда это и объясняет их нахождение в нашем блиндаже
#40
Отправлено 30 января 2016 - 15:33
Лыжи и палки. Каждый альпинист, серьезно занимающийся спортом, должен иметь горные лыжи, крепления к ним и палки. Лыжи необходимы альпинисту для изучения горно-лыжной техники, физической тренировки, участия в соревнованиях и для движения в горах (в зимних и летних условиях. Для альпиниста подойдут лыжи, предназначенные для слалома. Они по своей длине, если их поставить вертикально, должны равняться с концами пальцев вытянутой и поднятой вверх руки. Ширина лыж у носка имеет 95 мм, у грузовой площадки 75 мм и у конца лыж 83 мм. Этот примерный расчет лыж сделан для взрослого человека, имеющего средний рост и вес. Лучшей древесиной, идущей для изготовления лыж, будет гикорь, белый ясень, береза. В последнее время нашли широкое распространение клееные лыжи (склеенные из нескольких сортов дерева). Лыжи не должны иметь искривлений, сквозных сучков, в особенности в тонкой части, по размеру они должны подходить к весу и росту альпиниста. Надо обратить внимание на эластичность лыж и на расположение слоев дерева.
Для сохранения краев рабочей части лыж и для обеспечения точных поворотов на укатанном и обледенелом снегу применяется окантовка лыж со стороны ребер скользящей поверхности. Окантовка состоит из стальных узких полосок шириною 8 мм, длиною 24–25 см. Концы этих полосок накладываются одна на другую по движению и привинчиваются шурупами или приклепываются медными заклепками в тонкой части лыж. В месте накладки конец нижней пластинки выгибается и в ней делается овальное отверстие для шурупа, что дает возможность лыжам сохранить свою эластичность.
Для управления лыжами необходимо жесткое крепление, которое не давало бы возможности ноге сдвигаться с лыжи в стороны. Альпинисту, двигающемуся по ущелью и подымающемуся на вершину, необходимо иметь максимальное свободное движение каблука ботинка в вертикальном направлении, а при спусках и поворотах – минимальное. Лучшим креплением будет такое, которое дает возможность быстро регулировать пяточный ремень и свободно приспособлять его для передвижения по ровной поверхности и для спусков. Металлические скобы должны быть широкие, высокие, с носковым ремнем, – это дает более устойчивое положение ботинку. Для альпиниста можно рекомендовать крепление типа «Кандахар»; скобы его отличаются большей прочностью и достаточными размерами даже для окованного ботинка. Металлический трос хорошо притягивает каблук к лыже.
Лыжные палки должны быть прочными и легкими. Длина их обычно определяется так: палка, поставленная рядом с ногою, должна доходить до подмышки.
Верхний конец палки имеет петлю из мягкого и прочного ремня. Нижний конец палки должен иметь металлическую трубку, внутрь ее загоняется деревянная пробка, в которой укрепляется острый наконечник с конической заточкой. На 10–15 см от нижнего конца палки прикрепляется кольцо, диаметром не меньше 18 см, изготовленное из алюминия, тонкого камыша и др.
Каждый альпинист, отправляющийся в горы на лыжах, должен иметь специальные мази для смазки лыж. Специально для подъемов полезно иметь шкурки с жесткой шерстью. Лучшей шкуркой для лыж считается тюленья. Эти шкурки представляют две полосы шириной 7–8 см и длиной немного короче лыж. Полоски на одном конце имеют петли, которые одеваются на носки лыж. Шкурки наклеиваются на лыжи, намазанные жидкой смолистой мазью. Наклейка производится шерстью наружу, назад ворсом. Эти шкурки дают возможность легко делать подъемы без отдачи лыж назад, тем самым сохраняя силы.
Источник: Альпинизм. Под общей редакцией мастера спорта И. А. Черепова. Государственное издательство «Физкультура и Спорт», М-Л., 1940 г.