Тема не сухопутная, но связана с вооружением ВОВ , и реконструкцией
Работая исполнительным директором судоремонтного завода , одновременно руководителем подводного клуба и экспедиции «WRECK.RU», возникла идея о создании точной копии легендарного бронекатера проекта 1125, которые активно воевали во время ВОВ на всех советских театрах военных действий . Хотя изначально бронекатер рассчитывался на ведение боевых действий на реке, но в реальности часто использовался и на море.
Принадлежность СССР. Бронекатер проекта 1125.
Водоизмещение: стандартное — 30.8 т,
полное — 31,5 т
Длина: 22,65 м
Ширина: 3,54 м
Осадка: 0,6 м
Мощность двигателя: 1200 л.с.
Скорость: максимальная — 22 км.ч
Вооружение: 1 76-мм орудие Ф-34 в башне танка Т-34,
1 – 12,7 мм, 1- 7,62-мм пулемета
Бронирование цитадели и рубки: 4-7 мм
Экипаж: 12 чел.
Цель : не просто банально приехать к месту гибели судов и нырнуть, а еще и попытаться почувствовать себя, как сказать в шкуре бойцов которые защищали нашу родину.
Было запланировано в 24 апреля 2015 году составом 12 человек выйти на вновь построенном бронекатере по маршруту Тольятти- Самара- Балаково- Саратов-Волгоград. С прибытием в Волгоград 7 мая 2015 году. Там часть группы будет обследовать плавсредства погибшие во время ВОВ. С последующим подъемом находок , и передаче местному музею. А на 9 мая участвовать в параде победы.
Во время сражения за Сталинград именно эти бронекатера внесли большой вклад в победу над врагом. И достаточно много из них погибли. На данный момент несколько из них превращены в памятники (один стоит на набережной Волгограда), но на ходу увы, не одного не осталось.
На борту катера, должно быть все так как было во время ВОВ. Точная копия обмундирования, питание по рациону того времени, вахты, вечером прослушивать патефон ну и т.п. Из всего современного на борту будет один сотовый телефон(для экстренной помощи), и то в сейфе у командира катера.
Моряки во время войны называли бронекатера «плавающий танк». Схожесть с танком в первую очередь показывало орудийная башня от танка Т-34, но и внутри катера как в «танке» высота потолка в каютах 1,5 метра. Так что за 15 дней путешествия, экипаж испытает всю «прелесть» военной жизни.
Основу корпуса будущего бронекатера был взят проект «Костромич» . Правда пришлось
удлинить его на 5 метров чтобы больше была схожесть с оригиналом. Двигатель хотели
поставить немецкий DEUTZ , но из за большой цены отказались. Не хочу читателей грузить
проблемами судостроения. Главная проблема- это вооружения, ведь для того что бы люди поверили должны увидеть все в оригинале. Если с пулеметами еще все более или менее разобрались. Помогли поисковики дали ДШК (кормовая установка), и "Максим" переделка под ГАЗ-Шутинг (в верхнюю башню), а вот носовой танковой башни Т-34 с 76 мм орудием Ф-34 ни у кого нет.
В 1998 году руководя экспедицией в Керченском проливе, нами был обнаружен затонувший бронекатер проекта 1124 (схожий с 1125, только несколько больший, и с двумя башнями) .http://www.wreck.ru/kerch/62.html Увы до сих пор на неизвестен номер, и обстоятельство гибели катера (есть версия что объект был сильно поврежден и оставлен экипажем , после чего катер снесло на скалы где он получил дополнительные повреждения и затонул).
Клубом было принято решение об осмотре корпуса бронекатера . В случае доказательств того что башни все таки существуют , а вероятность была низкая, как никак 7 тонн брони. Была вероятность после того как бронекатер сделал аверкиль, башни под собственным весом отделились, а объект некоторое время дрейфовал прежде чем затонуть. Решили обратиться к местным властям, с просьбой о разрешении подъема на поверхность одной из башен, для последующей установке на реплику бронекатера. Но для начала решили убедиться о наличии башни.
На фото корпус катера.
Сейчас вместо башни Т-34 76, изготавливаю башню от Т-28
И так, небольшая группа единомышленников прибыла на берег Керченского залива, недалеко от мыса Тузла. Основная цель банальна - отдохнуть, заодно и понырять. Тем более российский канал «Раша Тудей» снимал о нашем клубе документальный фильм. Разбив лагерь , мы вышли на лодке к объекту. Последний раз мы были на объекте 12 лет назад. Увы время, и волны делают свое дело. От катера осталось не более 30 процентов. Корпус катера разорван на несколько частей. Бронекатер лежит вверх килем, . Хорошо видны два двигателя. Глубина 5 метров. Возвышение над грунтом 1,5-1,8 метра. Башен либо других артустановок на нем не видно Боеприпасы, которые раньше в избытке валялись вокруг объекта практически все ушли в грунт. Видимость в тот день не превышала 1-1,5 метра. Хорошенько осмотрев объект , и определив по размерам бронекатера где именно должна находиться башня мы начали детально осматривать нижнюю кромку барбета (усиленное основание) пушки. Первое что нам попалась на глаза это кронштейн крепления сидения наводчика орудия. Что немного вселило в нас надежду. На следующий день уже зная расположения обломков одна группа начала детально осматривать и зарисовывать кормовую часть БКА , а наша группа руками (видимость упала до 30 см) нащупать под барбетом нижнюю кромку танковой башни. И как ни странно нам удалось это. Кромка башни шириной 5-6 сантиметров брони есть под барбетом. По направлению скоса кромки башня развернута стволом в нос, то есть ее нормальное состояние. И так что мы имеем - башня носовая есть, лежит верх ногами, частично отделена от основания (барбета). Замыта в грунт около 1-1,3 метра. Также частично завалена кусками брони и шпангоутов. Кормовая башня тоже на месте (виден кончик ствола орудия с левой стороны корпуса). Но придавлена кормовой часть корпуса.
Поднять на поверхность носовую башню дело достаточно хлопотное и дорогое. После проведения обследования нами принято решение обратиться к властям Краснодарского края о разрешении на подъем башни. Тем более как объект туризма он не представляет интереса. И даст нам возможность идентифицировать объект.
Вечная память павшим на войне.