Представляем уважаемым камрадам нашу очередную работу — реставрацию советского танка Т-34, довоенного образца, погибшего под Брянском в 1941 году.
Началось все с того, что поисковики нашли в болоте кормовую часть танка Т-34. Все, что было выше уровня топи, по всей видимости было срезано охотниками за металлом и сдано в металлолом.
По какой причине танк погиб узнать оказалось невозможным. На левом нижнем борту корпуса имеется пробоина, диаметром 56 мм, но она выходит в шахту подвески. Снаряд разрушил пружину и ось пружины, но стенки самого колодца не пробил — внутрь танка не попал, и следовательно, причиной гибели машины служить не мог. Больше снарядных повреждений на найденном фрагменте не имелось.
Так же на этой кормовой части имелась четырехступенчатая КПП в относительно хорошем состоянии внутренностей, но с сильно корродированными корпусом и приводами переключения передач.
Так же на кормовой части были пять катков, разной степени сохранности, четыре относительно целых узла подвески с пружинами, кормовой лист, кормовые жалюзи, топливные и масляные баки в совершенно убитом состоянии, такие же насквозь прогнившие воздушные фильтры, один из которых вообще рассыпался в труху.
Рядом так же были найдены подбашенный лист и верхний правый борт корпуса от Т-34, один ранний опорный каток и один ленивец с кривошипом.
Возникла идея восстановить танк до ходового состояния, поскольку танк не горел. Приступили к сбору попадающихся фрагментов раннего Т-34.
Дальнейшие поиски привели к большой удаче - находке на пункте сбора металлолома нескольких фрагментов от другого танка довоенного выпуска. Этот танк был уничтожен взрывом боекомплекта, и от него осталось всего три детали: верхний лобовой лист корпуса, левый верхний бортовой лист и люк механика-водителя. По повреждениям этих деталей можно сделать предположение, что погиб он не в начале войны — лобовой и бортовой листы имели пробоины, калибра 75 мм, сделанные немецкой длинноствольной пушкой, которая пошла в войска только с весны 1942 года. Боковые смотровые приборы механика-водителя отсутствовали, а колодцы их установки были заварены листами изнутри и снаружи.
Так же на корпус начали наносить экранировку, но не успели завершить этот процесс.
Внимательное изучение этих деталей позволило предположить, что танк, скорее всего, попал в засаду. Поскольку один снаряд попал в лобовую броню точно под люком мехвода, выбил пробку, а сам рикошетом ушел в полностью открытый люк, оставил на нем отметину с радиальными трещинами с внутренней стороны, оторвал люк и отбросил в сторону.
Два других снаряда попали в верхний наклонный бортовой лист корпуса и тоже его пробили, но угол попадания был уже другим. Скорее всего, стреляли два немецких танковых или противотанковых орудия, расположенные недалеко друг от друга.
На другом пункте сбора металлолома была найдена разом целая россыпь артефактов: два элемента башни ( задняя правая с частью борта и передняя левая с частью борта ), люк башенный в очень приличном состоянии, маска пушки, нижний лобовой лист, орудие (Ф-34), разрезанное газом на пять частей, всё тоже от танка (или танков) ранних серий.
Постепенно насобирали недостающие фрагменты разрушенных взрывом башен, девять опорных катков в разной степени сохранности, прочую мелочевку.
Очень повезло с еще одним приобретением — оригинальный подшипник погона башни в состоянии, позволяющем его восстановить.
На сборку этих деталей ушло несколько лет. Сколько бы еще продолжался процесс - неизвестно, но тут появилась возможность приобрести в Болгарии демилитаризированный корпус СУ-100. Демилитаризация заключалась в вырезании окон в рубке и полностью, варварским способом отрезанных бортовых редукторах. Решили срастить собранные детали от Т-34 и нижнюю переднюю часть корпуса СУ-100.
Приобрели. Так же в комплект вошла полностью подвеска от СУ-100, натяжители гусениц и сами гусеницы, правда, как и следовало ожидать, позднего типа.
Так же братья-болгары порадовали неожиданным бонусом — у них оказались четыре ранних опорных катка от Т-34 и один ленивец.
Путем всевозможных обменов удалось разжиться еще и новыми (с хранения) запчастями — кормовыми топливными баками, маслянными баками, воздушными фильтрами послевоенного типа, радиаторами, вентилятором, главным фрикционом, пятиступенчатой КПП, бортовыми фрикционами, полным комплектом тяг управления, кулисой переключения передач, кое-чем из электропроводки.
Оставался один вопрос — где взять или как отремонтировать двигатель. Вопрос совершенно неожиданно решился сам собой — для совершенно других целей был куплен списанный БТС-4, под разделку. У него, на удивление, оказался хорошо законсервированный двигатель и, как потом оказалось, совершенно исправный!
Решено было поставить на Т-34 именно этот мотор.
Теперь 90 процентов танкокомплекта было в наличии. Оставалось много недостающих деталей, таких как сиденья экипажа, боеукладка в боевое отделение, панель приборов, балоны воздухопуска, топливные баки в БО, прицелы, механизмы поворота башни и наклона ствола орудия и т.п., но их поиск и приобретение решено было осуществлять попутно со сборкой танка.
Сборка машины началась весной 2015 года.
К сожалению, несколько самых первых фотографий процесса реставрации были потеряны вместе со слетевшим компом. Поэтому не прошу судить строго, выкладываю то что есть.
Кормовая часть
Лобовой лист и несколько других элементов
Разгрузка корпуса СУ-100
Сообщение отредактировал Driver: 27 декабря 2016 - 03:40