Здравствуйте!
Сразу скажу, что не танкист, но надо бы разобраться в одной пикантной задаче.
Дано: 1 - Танк Т-34 (подбит и сгорел 08.12.1941).
2 - Чтобы не достаться немцам люк был задраен командиром изнутри.
3 – Осенью 1942-го «…приехали сапёры, вскрыли танк…».
4 – Останки командира и стрелка-радиста захоронили (посмертно получили звание Героев Советского Союза).
5 – Про механика-водителя, практически ничего неизвестно, кроме того, что он тоже сгорел с этим экипажем.
Вопросы: 1 – Сколько люков было в танке Т-34 (декабрь 1941)?
2 - Каковы методы вскрытия люка(ов) снаружи, если он/они задраен/ы изнутри?
3 – Могли ли члены экипажа меняться местами, не вылезая наружу (теоретически)?
4 – Есть ли понятная схема танка в разрезе для «чайников» (чтобы было понятно, как и где сидят все члены экипажа)?
5 - Сколько членов экипажа в танке Т-34 (декабрь 1941)
6 – Были ли разные штатные расписания на разные случаи военных действий (разведка, бой, марш…) для танка Т-34 (декабрь 1941)…
Мои размышления:
Так или иначе, а, похоже, несколько вопросов «отвалились» при углублённом прочтении материалов свободного инета.
В частности, по вопросу № 1 – Сколько люков было в танке Т-34?
Ответ: - «До начала 1942 года в Т-34 было два люка – один сверху башни трапецеидальной формы, а второй впереди механика-водителя (прямоугольной формы)».
Был вопрос № 3 – Могли ли члены экипажа меняться местами, не вылезая наружу (теоретически)?
В первую очередь этот вопрос должен был ответить на вопрос о перемещениях экипажа из башни на место механика-водителя и/или наоборот.
Ответ: - «Отзывы в пОстах говорят о тесноте внутри танка, цитаты: «…командир механиком там командовал - с помощью сапог…
…Ноги командира лежали на плечах меха и он толчками направлял его в нужное направление…»
«…а команда «стоп» - сапогом в затылок…»… - о каких перемещениях могла идти речь, даже в момент смертельной опасности».
В последующем, начали применяться верёвки (наподобие вожжей), т.к. в пылу сражений, командир случайно «измордовывал» механика-водителя своими сапогами до серьёзных синяков.
В дальнейшем пОсте есть разговор о стрелке-радисте, цитата: «…Зато на марше помогал уставшему механику-водителю переключать скорости. Операция требовала значительных усилий…». Однако, подобная помощь могла быть после выхода из танка.
Появились и уточняющие вопросы, первый, вроде бы снятый вначале - по численности экипажа: Была инфа о 3-х, и, вдруг, по штатному расписанию – 4!
Второй, о задраивании изнутри (и вскрытии снаружи) люка для механика-водителя: - Как это происходило практически, в контексте «потери даже для Книги Памяти» Кульнева при вскрытии башенного люка (или ранее)?
С уважением, Никитин Дмитрий, (сетевой ник «дед Митяй») nikita_dan@inbox.ru 06.02.2014