"Черкасский городок"
#21
Отправлено 07 октября 2009 - 10:57
#22
Отправлено 07 октября 2009 - 11:16
Молодой человек, я Русью занимаюсь с 1999 г.По поводу космодесанта и всяких ЕЛЬФОВ.
1. Данный пластинчатый доспех является реконструкцией доспеха поместного конного воина юга России, имевшего хождение вплоть до конца 17 вв, сделана Ф.В. Гореликом для Старочеркасского музея. Собрана нами и слегка модифицирована согласно археологическим данным (аутентичность), чтоб не было ай-ай-ай с авторскими правами. Никто не говорит что данный костюм полностью в сборе. Т.к. одевались то в то время по форме №8 (что где стянул, то и надел), я не имею ввиду регулярные войска.
2. Т.н. синий ватник - чепан среднеазиатский имел широкое хождение.
И прежде чем пускать бульбы в луже и хихи надо хоть немного знать предмет.
Так что: "Учите матчасть!!!"
Кирпичников как отец родной ))
Пожалуйста, назовите где данный доспех был найден, на основании чего сделана реконструкция.
Кстати, о каких авторских правах речь? Об авторстве древних оружейников?
Давайте поговорим за пластинчатые доспехи.
Пришивная чешуя для Руси (Россия - темин более поздний, чем этот доспех) характерна для конца 13 и всего 14 в. Например, мы можем посмотреть доспехи Довмонта или панцирь, приписываемый Онцифору Лукичу. В основном, причем, данного типа пластины (прямоугольные или квадратные, с закруглением внизу - что мы и видим на космодесантнике) были клепано-пришивные. Последние пластины такого типа относятся к самому началу 15 в, и к концу его уже полностью исчезают в связи с развитием стрелкового вооружения, сделавшего подобную защиту бесполезной и громоздкой.
Далее на Руси были распространены доспехи кольчатого или кольчато-пластинчатого типа, т.е. кольчуги и бахтерцы, кои мы можем увидеть на изображениях поместной конницы России в 16-17 вв. Также имели распространение тягиляи.
См. изображения поместной конницы от Герберштейна и картину "Битва при Орше".
Далее.
На космодесантнике мы можем наблюдать некий круглый предмет, который, видимо, является спутниковой антенной. Очевидно, имела место попытка сделать протозерцало, достаточно характерное для 14 в. (см. изображение Федора Стратиллата, например). Так вот, протозерцало не встраивалось в доспех - оно было поверх доспеха и крепилось на ремнях - это можно увидеть на изображениях того же Стратиллата и с Волотова Поля.
Так вот.
Если говорить о реконструкции, не надо кидаться известными именами и прочим. Нужно делать реконструкцию на основе первоисточников. И знать, что ты делаешь.
По факту на молодом человеке мы наблюдаем крайне неудачную попытку стилизации доспеха русского воина 14 в, годного разве что для ролевых игр.
#23 Гость_Саша Сочи_*
Отправлено 07 октября 2009 - 11:25
#24 Гость_Никола Ворон_*
Отправлено 07 октября 2009 - 11:26
Молодой человек, я Русью занимаюсь с 1999 г.
Кого то вы мне, батенька, этим постом напомнили.
В остальном согласен, крайне неудачная стилизация конца 14 в. Надо исправляться. Точнее выкидывать и клепать кольчугу или делать нормальный зерцальный доспех.
По "чапану". Назовем его - стеганый татарский халат. Действительно известны такие вещи, датированные 17 веком. В экспозиции варшавского музея к примеру. Какой материал и крой использовался?
С уважением, Никола
#25
Отправлено 07 октября 2009 - 14:03
Давайте поговорим за пластинчатые доспехи.
Пришивная чешуя для Руси (Россия - темин более поздний, чем этот доспех) характерна для конца 13 и всего 14 в. Например, мы можем посмотреть доспехи Довмонта или панцирь, приписываемый Онцифору Лукичу. В основном, причем, данного типа пластины (прямоугольные или квадратные, с закруглением внизу - что мы и видим на космодесантнике) были клепано-пришивные. Последние пластины такого типа относятся к самому началу 15 в, и к концу его уже полностью исчезают в связи с развитием стрелкового вооружения, сделавшего подобную защиту бесполезной и громоздкой.
Далее на Руси были распространены доспехи кольчатого или кольчато-пластинчатого типа, т.е. кольчуги и бахтерцы, кои мы можем увидеть на изображениях поместной конницы России в 16-17 вв. Также имели распространение тягиляи.
См. изображения поместной конницы от Герберштейна и картину "Битва при Орше".
Далее.
На космодесантнике мы можем наблюдать некий круглый предмет, который, видимо, является спутниковой антенной. Очевидно, имела место попытка сделать протозерцало, достаточно характерное для 14 в. (см. изображение Федора Стратиллата, например). Так вот, протозерцало не встраивалось в доспех - оно было поверх доспеха и крепилось на ремнях - это можно увидеть на изображениях того же Стратиллата и с Волотова Поля.
[quote]
Еще раз повторю что данный доспех был сделан по реконструкции М.В. Горелика сделанной им для Старочеркасского музея. На полную аутентичность типовым доспехам не претендует. Данный шитый пластинчатый доспех был в ходу ввиду его относитетельной дешевизны (по отношению к кальчугам, бахтерцам). Артефактов к сожалению не сохранилось, т.к. нашивались на сукно или кожу и по ходу эксплуатации не раз перешивались. "Спутниковая антена" это не протозерцало, а всего лишь усиление. Зерцало имело бОльшую толщину и вес.
Чапанчик - на самом деле это таджикский халат вывезеный лет 17-20 назад из Таджикистана. Был куплен по словам владельца у того местного населения. Насколько я понял халат был скроен по старым традиционным методам. Материалы тоже были доступные таджикам, думаю х\б и льна. Синтетики вроде не заметил.
Более детально аргументировать "бронекостюм" смогу в воскресенье, как брат этнограф появится.
Сообщение отредактировал Сафронов Андрей: 07 октября 2009 - 14:08
#26
Отправлено 07 октября 2009 - 14:28
НЕЛЬЗЯ!
Это повторение чужих ошибок. И умножение.
Это испорченный телефон.
Если конкретно
1)Где источник на использование пришивной чешуи в поместной конницы на Юге России 17 в - изображение, описание, копанина? Горелик - не источник. Если нет ничего - значит и не было. Сукно могло и сгнить - но железо-то остается.
2)С чего Вы взяли, что чешуя дешевле? В то время не было металлопроката и покупать листы железа на металлобазах не умели. Каждую пластиночку отковать - очень трудоемко и дорого.
3)Какой по Вашему был вес и толщина на протозерцалах? Источник? Если это не попытка воссоздать протозерцало - источник на подобные "усиления"?
Таджикский халат убил окончательно. Поместная конница, насяльника, таджикистонома...
#27 Гость_Никола Ворон_*
Отправлено 07 октября 2009 - 14:49
Чапанчик - на самом деле это таджикский халат вывезеный лет 17-20 назад из Таджикистана. Был куплен по словам владельца у того местного населения. Насколько я понял халат был скроен по старым традиционным методам. Материалы тоже были доступные таджикам, думаю х\б и льна. Синтетики вроде не заметил.
Уважаемый Андрей, вопрос снимаю, потому как в данном случае речь о реконструкции не идет. Очень надеюсь, что, если тема реконструкции донского казачества 16-17 веков для тебя интересна, ты научишься работать с источниками (коих, поверь мне, более чем достаточно.) и со временем сделаешь действительно достойный комплекс костюма/доспеха.
То, в чем ты был, на "Черкасском городке" советую (без подколов и пафоса, как сотоварищ по увлечению) выкинуть и никому не показывать свои фотографии в нем. Тем паче рекомендовал бы не рассказывать никому из реконструкторов о таджикских халатах (меня убило наповал).
Желаю успехов в познании материальной культуры и реконструкции.
С уважением, Никола.
#28
Отправлено 07 октября 2009 - 15:15
Уважаемый Андрей, вопрос снимаю, потому как в данном случае речь о реконструкции не идет. Очень надеюсь, что, если тема реконструкции донского казачества 16-17 веков для тебя интересна, ты научишься работать с источниками (коих, поверь мне, более чем достаточно.) и со временем сделаешь действительно достойный комплекс костюма/доспеха.
То, в чем ты был, на "Черкасском городке" советую (без подколов и пафоса, как сотоварищ по увлечению) выкинуть и никому не показывать свои фотографии в нем. Тем паче рекомендовал бы не рассказывать никому из реконструкторов о таджикских халатах (меня убило наповал).
Желаю успехов в познании материальной культуры и реконструкции.
С уважением, Никола.
Мнения заслуженных реконструкторов мне далеко не безразлично, но за 1,5 месяца собрать достойный наряд врядли удалось бы, таджикский халат надет был ввиду отсутствия какого либо поддоспешника, а по покрою и материалам халат, как мне показалось, ничем не отличался от других, произведенных теми же таджиками под Черкизоном , присутствовавших на "Черкасском городке".
Аутентичность же тканей и нити можно обеспечить только по старым технологиям и на том же оборудовании (прялки, станки), а такое смогут себе позволить далеко не многие. Так что здесь тоже можно говорить о реконструкции только условно.
По поводу выкинуть и не показывать - это понятно, потому как ехал на мероприятие уже готовым к шапкозакидательству. Но поддержать клуб надо, хотяб своей тушкой
Ни какой обиды, критика конструктивна.
#29 Гость_Никола Ворон_*
Отправлено 07 октября 2009 - 15:28
Аутентичность же тканей и нити можно обеспечить только по старым технологиям и на том же оборудовании (прялки, станки), а такое смогут себе позволить далеко не многие. Так что здесь тоже можно говорить о реконструкции только условно.
На базовом уровне вполне допустимо использование магазинного сукна, хлопка, льна. Так что речь идет о правильном (обоснованном) применении этих тканей (сообразно региону и статусу вещи и владельца), их расцветке (соотвествующей натуральным красителям) и крое одежды (опять же обоснованном). Никто, поверь мне, не потребует от тебя сразу домотканных шелков. Пошиться относительно правильно - не так дорого.
Читай больше, ищи информацию. Нужна будет помощь, пиши в личку.
Ты, кстати, в каком клубе состоишь? (можно в личку)
С уважением, Никола
#30
Отправлено 07 октября 2009 - 15:54
В анонсе мероприятия было сказано о том, что на Камплице соберутся казаки "от Дикого поля до Петровской эпохи", то есть как минимум до конца 1-й четверти 18 в. Это имеет значение, о чем ниже.
Постараюсь кратко и конкретно.
1)Шаровары - покрой и почему они из льна. К сожалению,я не был в турецком музее Топкапи и не видел тамошних образцов, но вот некрасовские шаровары из Кумской долины держал в руках и рассматривал(они в частном собрании). Хотя это было уже лет ...назад, хорошо помню, что они были не шелковые и не суконные, а тонкие холщовые(т.е.льняные). Имеется подробная их выкройка, по которым и шились новые штаны. Не думаю, что имело место "Использование льна в турецких дуванных вещах", но использование турецкого покроя в вещах из русских тканей, думаю,вполне оправдано эпохой и местом действия.
2)Турецкая короткая куртка-юпка.Использовано известное изображение "Черноморский казак",худ.Е.М.Корнеев,нач.19 в. В только что вышедшей книге "Холодное оружие кубанских казаков" (Краснодар,2009)этот костюм атрибутирован автором книги, кубанским историком формы и оружия Б.Е.Фроловым. Изображений подобного вида одежды мне известно еще как минимум три,правда,это все исторические картины середины 19в. на темы запорожцев.(не источники,конечно,но вспомогательный материал). Есть ли такая куртка в подлиннике, мне неизвестно(увидите-сообщите,пожалуйста). Так как рисунок Корнеева сделан с натуры на рубеже веков, есть основания полагать, что куртка создана не в 1800 году под бой стамбульских курантов, а пришла из 18 века, во всяком случае, из 2-й его половины.Доказать бытование ее в 1-й пол.18в. - не могу(пока).
3) Про кушаки сказано в любом справочнике по этнографии России, что они делались, в том числе,шерстяные.(Металлизированные нити мне и самому не нравятся,обсуждать не будем.)
4) Мисюрка(сделано в Туле, клуб Гладиатор).Хоть я и не спец по железу, но кроме сведенных колец у нее штампованная на современном оборудовании крышка,отверстия по окружности просверлены с помощью электрооборудования, да и состав металла,очевидно, иной, чем в 17 веке... В сочетании с физиономией ее носителя,побритого за два дня до сражения станком "Жилетт"(о чем свидетельствует неаутентичный угол среза корней волосков...) В общем,мрак.
5) Булава воспроизведена по материалам книги Э.Г.Аствацатурян "Турецкое оружие в собрании ГИМ":
"Головки булав изготавливались из стали или железа, имели круглую или грушевидную форму.Рукояти также делались из железа.Величина головок - 8 см, длина рукоятей - 54-56 см". Все параметры новодела соблюдены.
6) На фото не видны, но в комплекте еще имелись два родных предмета 19 в. восточного происхождения - кулачный щит с 4-мя умбонами и иероглифами и круглая медная фляга.
А не пора ли вернуться для обсуждения всяких деталей-частностей в тему "Донские казаки 17 век"? Готов предоставить там выкройки и фото.
#31
Отправлено 07 октября 2009 - 16:04
Конкретная, конструктивная критика. Живая и аргументированная дискуссия. Не менее конструктивные ответы оппонентов. Реальное желание учитывать критические замечания. Большое спасибо вам коллеги, за столь положительное и крайне дружелюбное обсуждение. Вы подаёте другим коллегам -реконструкторам пример как необходимо вести дискуссии и споры.
Как обычный пользователь форума я получаю не менее большое удовольствие как от просмотра фотографий, так и от общения коллег.
Сам я к сожалению весьма слабо, а откровенно говоря практически совершенно не разбираюсь в теме на периоды со времен Дикого поля до Петровской эпохи. Но читая комментарии уважаемых коллег понял, как сложно и тяжело заниматься реконструкцией на эту эпоху. Хочу пожелать коллегам удачи в их деле и что бы эта интересная тема получала и в дальнейшем развитие.
С уважением Пабст.
#32 Гость_Никола Ворон_*
Отправлено 07 октября 2009 - 16:19
Отвечаю Николе Ворону про казака в красной куртке и желтых шальварах.(К слову сказать, это не я на фото, но помогал собирать комплект).
В анонсе мероприятия было сказано о том, что на Камплице соберутся казаки "от Дикого поля до Петровской эпохи", то есть как минимум до конца 1-й четверти 18 в. Это имеет значение, о чем ниже.
Постараюсь кратко и конкретно.
Т.е. это комплекс на середину-конец 18 века?
1)Шаровары - покрой и почему они из льна. К сожалению,я не был в турецком музее Топкапи и не видел тамошних образцов, но вот некрасовские шаровары из Кумской долины держал в руках и рассматривал(они в частном собрании). Хотя это было уже лет ...назад, хорошо помню, что они были не шелковые и не суконные, а тонкие холщовые(т.е.льняные). Имеется подробная их выкройка, по которым и шились новые штаны. Не думаю, что имело место "Использование льна в турецких дуванных вещах", но использование турецкого покроя в вещах из русских тканей, думаю,вполне оправдано эпохой и местом действия.
В этом музее бывать не обязательно. Достаточно побывать вот тут http://www.kitabhona...orums/index.php Настоятельно рекомендую материалы к изучению. И уже после можно будет что-то конкретное обсуждать.
Кумская долина вроде бы у нас на Ставрополье находится, и некрасовские шаровары из частной коллекции наверняка шились в конце 19 века. Так что вполне вероятно что они льняные. Однако! Мы ведем речь о реконструкции дуванной турецкой вещи 17 века. Использование льна в такой реконструкции неприемлемо. Или вы полагаете, что царь-батюшка прислал на Дон льна, а казак сам себе штаны из него сшил? Ей Богу смешно. И ни разу не обосновано.
2)Турецкая короткая куртка-юпка.Использовано известное изображение "Черноморский казак",худ.Е.М.Корнеев,нач.19 в. В только что вышедшей книге "Холодное оружие кубанских казаков" (Краснодар,2009)этот костюм атрибутирован автором книги, кубанским историком формы и оружия Б.Е.Фроловым. Изображений подобного вида одежды мне известно еще как минимум три,правда,это все исторические картины середины 19в. на темы запорожцев.(не источники,конечно,но вспомогательный материал). Есть ли такая куртка в подлиннике, мне неизвестно(увидите-сообщите,пожалуйста). Так как рисунок Корнеева сделан с натуры на рубеже веков, есть основания полагать, что куртка создана не в 1800 году под бой стамбульских курантов, а пришла из 18 века, во всяком случае, из 2-й его половины.Доказать бытование ее в 1-й пол.18в. - не могу(пока).
Т.е. прямых источников на бытование подобной куртки в 17 веке (пусть даже в первой половине 18-ого) у вас нет? Если так, то вопрос о материале и раскрое снят.
3) Про кушаки сказано в любом справочнике по этнографии России, что они делались, в том числе,шерстяные.(Металлизированные нити мне и самому не нравятся,обсуждать не будем.)
Я так понимаю, в справочниках по этнографии речь идет о русских шерстяных "тесьмяных" кушаках. А не о восточных.
4) Мисюрка(сделано в Туле, клуб Гладиатор).Хоть я и не спец по железу, но кроме сведенных колец у нее штампованная на современном оборудовании крышка,отверстия по окружности просверлены с помощью электрооборудования, да и состав металла,очевидно, иной, чем в 17 веке... В сочетании с физиономией ее носителя,побритого за два дня до сражения станком "Жилетт"(о чем свидетельствует неаутентичный угол среза корней волосков...) В общем,мрак.
Не увидел конструктива. Вопрос был задан о наличии документального подтверждения бытования бармицы из сведеных колец на мисюрке 17 века. Похоже дествительно мрак.
5) Булава воспроизведена по материалам книги Э.Г.Аствацатурян "Турецкое оружие в собрании ГИМ":
"Головки булав изготавливались из стали или железа, имели круглую или грушевидную форму.Рукояти также делались из железа.Величина головок - 8 см, длина рукоятей - 54-56 см". Все параметры новодела соблюдены.
Можно фотографию покрупнее? Очень интересно.
6) На фото не видны, но в комплекте еще имелись два родных предмета 19 в. восточного происхождения - кулачный щит с 4-мя умбонами и иероглифами и круглая медная фляга.
Хорошо что их не видно, так как использование "родных" предметов 19 века в реконструкции 17-ого это не есть хорошо и правильно. Точнее совсем не правильно. (ИМХО)
А не пора ли вернуться для обсуждения всяких деталей-частностей в тему "Донские казаки 17 век"? Готов предоставить там выкройки и фото.
Почему бы нет.
#33
Отправлено 07 октября 2009 - 16:41
#34 Гость_Никола Ворон_*
Отправлено 07 октября 2009 - 16:59
Ну так уж прямо казаки сами ничего и сшить не могли себе на Поле? Прямо убогие и безрукие такие,обидно даже. Полагаю,рубаху и штаны износившиеся могли сшить сами из имеющегося материала(а имелся в этот момент,к примеру, лен, добытый на Волге у купцов - вот и сшили из него штаны,почему бы и нет?) Поршни тоже,другие несложные кожаные вещи.Шапки из какого-нибудь меха,шкуры.Чем не логично?
Могли прилететь марсияне и пошить казакам свиты из синтушного шелка. Извини, улыбнуло. Мы, вроде бы, реконструкцией материальной культуры пытаемся заниматься, а не в бабки-угадки играем. Есть источник - есть реконструкция, нет источника - нет реконструкции.
Есть упоминание о том, что казак в 17 веке себе порты шил? В письменных источниках, в фольклоре? Ну нет такого. Так что не будем "мудрствовать лукаво". Будем изучать источники, подбирать материал, и будет нам счастье.
#35
Отправлено 07 октября 2009 - 17:34
Извиняюсь за параллель, но при попытке реконструкции первобытного общества обращаются к жизни отсталых народов. Так и в реконструкции казаков 16-17 века есть смысл покопаться в жизни и быте крестьянства 19 века, рыболовных артелей, охотников-промысловиков, да и разбойников, живущих в отрыве от цивилизации. И что увидим? Примитивным инструментом чинится одежда, вместо утонувшей шапки как-нибудь из чего-нибудь шьется другая, кушак вообще делается из любой подходящей тряпки, скрепляется порванная упряжь и т.д, вырезается ложка и миска и т.д. И никто не думает, вписывается ли это в "комплект". А то ноги протянешь, если долго нет дувана и царского подвоза.
Поэтому и вещи 19 века меня лично греют(конечно,те,которые лет 200 не менялись по форме и материалу и подходят под нашу эпоху).
Извиняюсь,что из материальной культуры перетек в духовную.
#36 Гость_Никола Ворон_*
Отправлено 07 октября 2009 - 17:53
Конечно,мы за источники,но и за здравое рассуждение тоже. А то получится: нет источника,на каком боку казак спал? Значит,он вовсе не спал или спал стоя!
Извиняюсь за параллель, но при попытке реконструкции первобытного общества обращаются к жизни отсталых народов. Так и в реконструкции казаков 16-17 века есть смысл покопаться в жизни и быте крестьянства 19 века, рыболовных артелей, охотников-промысловиков, да и разбойников, живущих в отрыве от цивилизации. И что увидим? Примитивным инструментом чинится одежда, вместо утонувшей шапки как-нибудь из чего-нибудь шьется другая, кушак вообще делается из любой подходящей тряпки, скрепляется порванная упряжь и т.д, вырезается ложка и миска и т.д. И никто не думает, вписывается ли это в "комплект". А то ноги протянешь, если долго нет дувана и царского подвоза.
Поэтому и вещи 19 века меня лично греют(конечно,те,которые лет 200 не менялись по форме и материалу и подходят под нашу эпоху).
Извиняюсь,что из материальной культуры перетек в духовную.
На мой взгляд это подход не к реконструкции, а к "размышлениям на тему". Приводит это к ответам "я вольный художник (казак) и вижу мир не так как вы". В корне неверный подход. (ИМХО)
Любая вещь, если это реконструкция, должна иметь четкое обоснование (археологическое, изобразительное), в противном случае это напрасно потраченное время и деньги. Еще раз призываю заниматься делом, а о духе пусть попы рассуждают (цитата немного изменена). Берем археологические справочники, берем фотографии артефактов из музеев уровня ГИМа, анализируем, подбираем материал. Не нужно ничего домысливать и притягивать за уши вещи из других эпох.
#37
Отправлено 07 октября 2009 - 18:06
Я так подозреваю что в синей поневе это у нас южно-русская крестьянка. Если так, то что надето под поневу, но поверх рубахи? И источники на данный цвет поневы.
На фотографии где "Петро жмет бабу" надеюсь это не участница реконструкторского мероприятия, а местная самодеятельность?
#38
Отправлено 07 октября 2009 - 22:27
Доспех Горелика, точнее его источники порадовали.
Я б лично подождал следующего года, инфа желающим была выдана, наработки разъяснены и разжованы - осталось ждать результатов. Но зачатки к улучшению есть.
Успехов в реконструкции, чем можем тем поможем -никому не откажем.
А сделать все можно - было бы желание.
#39
Отправлено 07 октября 2009 - 23:49
Ок, Андрей, без обид, прости за экспрессию некоторую, слегка зацепил призыв "учить матчасть"По поводу выкинуть и не показывать - это понятно, потому как ехал на мероприятие уже готовым к шапкозакидательству. Но поддержать клуб надо, хотяб своей тушкой
Ни какой обиды, критика конструктивна.
#40 Гость_Никола Ворон_*
Отправлено 08 октября 2009 - 09:06
Я б лично подождал следующего года, инфа желающим была выдана, наработки разъяснены и разжованы - осталось ждать результатов. Но зачатки к улучшению есть.
Успехов в реконструкции, чем можем тем поможем -никому не откажем.
А сделать все можно - было бы желание.
Согласен полностью.
Забыл отметить. Порадовал комплекс костюма Ивана Стреляева. Есть недочеты, но человек идет в правильном направлении и результат уже виден. Так держать!
Всегда на связи.
С уважением, Никола