Уважаемые друзья!
Так сложилось, что среди реконструкторов уделяется большое внимание внешнему виду товарищей по движению. Как должно «правильно» выглядеть обмундирование, снаряжение, причёска, вооружение и техника? Что из этих предметов уместно, а что нет? Что является типичным, а что редким, уникальным или невероятным. Что полагалось «по приказу» и как оно выглядело в реальности? Мы между собой постоянно обсуждаем данные вопросы, ведем споры и дискуссии в ходе которых выясняем истину, и здесь на форуме этому посвящено множество тем.
Таким образом стандарты внешнего вида в период Великой Отечественной войны – важнейшая составляющая любой реконструкции.
При этом на мой взгляд стандарты поведения в тот период времени зачастую совершенно упускаются из виду. Как доказательство данного тезиса: посмотрите, сколько тем на данном форуме посвящено стандартам поведения?
Я убежден, что одетое на себя «правильное» обмундирование и снаряжение красноармейца еще не дает нам право называться реконструкторами. Реконструктор тот, кто умеет всесторонне воссоздать образ военнослужащего из того времени, и внешний вид является всего лишь только одним из его элементов. Важно еще уметь копировать его речь, поведение. В этом смысле для нас открывается огромный массив информации с которым можно работать, постоянно познавая что-то новое для себя и совершенствуя образ, который мы хотим передать в качестве реконструктора.
Строевая подготовка – это один из элементов принятых норм поведения того периода.
К сожалению большинство реконструкторов не обучены необходимым приемам строевой подготовки. Отсутствие дискуссии вокруг данной темы иногда приводит к копированию друг у друга и распространению заблуждений, ложных моделей поведения. У меня, например, накопилось немало вопросов, на которые я не нахожу однозначного ответа.
Почему это важно? В качестве иллюстрации, чтоб не обидеть никого из товарищей по движению привожу «нейтральный» образ Шваршенегера в роли клоуна. И как бы «правильно» не был ты одет, твои действия выдают в тебе ряженного потому что они нелепы и неуместны в этом образе.
Я не претендую на истину в последней инстанции, но на мой субъективный взгляд троекратное «ура!», «здравие желаем товарищ политрук», три первых строевых шага и прочие элементы строевой подготовки позднего СССР в образе красноармейца – ничто иное как клоунада. Да, мы все, и даже самые опытные реконструкторы делают ошибки «по незнанию» и это простительно, если мы стремимся докопаться до истины и исправить ошибки. Но особое неприятие у меня вызывает, когда данные несоответствия делаются умышленно – человек знает, что делает неправильно, но продолжает эту фальшь. Какой же ты реконструктор после этого? Ты популяризатор лживого образа, ты фальсификатор!
Возвращаясь к теме строевой подготовки, также хочу сказать, что я убежден, что следует представлять максимально правдивый образ. Это не образ «как написано в уставе» и не «как должно было быть в теории» и не образ «как могло быть» (например как могло быть в одном случае из 1000).
Следует представлять «типичный» образ - то как оно реально было по факту. А по факту одни положения уставов исполнялись безукоринзенно а другие положения практически игнорировались. И здесь существует большая сложность определить, как оно все-таки было на самом деле.
Известен факт, что когда на парад Победы были отобраны орденоносцы - Герои Советского Союза и полные ковалеры ордена Славы, выяснилось, что боевым солдатам и офицерам строевую подготовку надо учить практически заново. В военное время стране нужны было в максимально сжатый срок производить обученных бойцов, а не потешное войско для парадов. Но все же построения, передвижения и марши были ежедневно, и необходимый минимум строевых приёмов, а также «уставного» обращения военнослужащих друг к другу практиковался постоянно.
В связи с этим вопросы:
- какие положения уставных взаимоотношений соблюдались, а какие нет?
- были ли в практике нормы поведения, которые не были прописаны уставом? Например, согласно уставу положено было «Служу советскому Союзу!». Но вероятно иногда могли говорить по старинке «Служу трудовому Народу!».
Я предполагаю, что если нас мобилизовали под «зелёные петлицы», то здесь наверняка может быть что угодно: неполное владение строевыми приемами, элементы из отмененных уставов типа «Служу трудовому народу» и т.п. Предположу, что за 1,5-2 месяца подготовки призывников учили в первую очередь как воевать и выживать.
Но если мы реконструируем регулярное подразделение июня 1941 года под цветные петлицы, то следует демонстрировать безукоризненное владение строевыми приемами согласно действовавших уставов. И в этом образе уже никакого «Служу трудовому народу!» быть не может! И уж хотя бы по одной этой причине хорошее владение строевыми приемами для реконструктора – строго обязательно.
В общем вопрос дискуссионный, и я прошу поддержать данную тему и внести в неё свои вопросы для обсуждения.
Для открытия дискуссии по данной теме прошу помочь мне разобраться с вопросом: как практиковалось объявление взыскания или поощрения или иные действия в отношении красноармейца перед строем? В Советской армии для этих целей существовала команда «выйти из строя». Но согласно СУП-38 такой команды не было. Как тогда было в практике? Существует ли кинохроника по данному моменту?