Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

Часы АЧХ

часысамолет авиа приборы

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 36

#1 Mister Valdemar

Mister Valdemar

    Старший прапорщик

  • Пользователь
  • 476 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 01 июля 2019 - 04:14

Всем привет!

Устал искать инфо и запутался окончательно! Знаю что во многих самолетах и вертолетах стояли эти часы...

 

Вопрос, часы АЧХ (фото), изначально на какие модели самолетов устанавливались?

Фото из инета, мои часы 1941г. в белом корпусе.

 

Всех благодарю за помощь!

Прикрепленные изображения

  • 970px-Часы_авиационные_ачс-1.jpg

Сообщение отредактировал Mister Valdemar: 01 июля 2019 - 04:32

  • 0

#2 Тунгус

Тунгус

    Генерал-лейтенант

  • Пользователь
  • 3 521 сообщений
  • Город:Тунгуска

Отправлено 01 июля 2019 - 13:06

Задал вопрос специалисту.

Его ответ (орфография сохранена)

 

По часам. Посмотрел свои архивы фоток и схем приборных панелей ... Ты знаешь, такие часы стояли на ВСЕХ советских самолетах начиная с 41 года. И военных и гражданских. И даже на По-2. И вплоть до МиГ-23! Появилась удачная модель, пошла в серию, и на всех приборных досках стали делать место для установки этих часов. Так что невозможно говорить, что они создавались для какого то самолета специально. На фото - По-2, Ил-2, МиГ-15, МиГ-21
 
Интересно, тот чел проверял их дозиметром? Цыферки вполне могут фонить...
На часах до 50х годов реально звенят цифры и даже стрелки.
А вообще... Херово у нас было с точным приборопроизводством. И было и есть.
А потому часы АЧХ спизж...... со швейцарских.
И в "Мессершмиттах" стояли такие же... Только лучше, и с немецкими буковками. 

Сообщение отредактировал Тунгус: 01 июля 2019 - 13:11

  • 1

#3 Kirill1806

Kirill1806

    Сержант

  • Пользователь
  • 136 сообщений
  • Город:Город-Герой Ленинград

Отправлено 01 июля 2019 - 20:50

Я нашел инфу по У2 (По2).
  • 1

#4 lisasever

lisasever

    Капитан

  • Пользователь
  • 1 020 сообщений
  • Город:Северодвинск

Отправлено 01 июля 2019 - 23:01

 

Задал вопрос специалисту.

Его ответ (орфография сохранена)

 

По часам. Посмотрел свои архивы фоток и схем приборных панелей ... Ты знаешь, такие часы стояли на ВСЕХ советских самолетах начиная с 41 года. И военных и гражданских. И даже на По-2. И вплоть до МиГ-23! Появилась удачная модель, пошла в серию, и на всех приборных досках стали делать место для установки этих часов. Так что невозможно говорить, что они создавались для какого то самолета специально. На фото - По-2, Ил-2, МиГ-15, МиГ-21

Добрый день.

Я бы не был столь категоричен. Данные техописаний говорят несколько об ином, специально взял пораньше, что бы проследить преемстенность.

СБ (описание 1940), И-16 (описание 1941 г.), Ил-2 (описание 1944 г.), Ут-2М/По-2 (описание 1945 г.), Ли-2 (описание 1941) - часы АЧО.
По-2 (описание 1946 г.), Як-1 (описание 1942 г.), ЛаГГ-3 (описание 1941 г.), Ла -5, Ла-5ФН (описание 1944 г.), Ла-9 (описание 1947 г.) - часы АВР
Ла-11 (описание 1951 г.) - часы АВРМ.
Як-18 (описание 1955), Ил-28 (альбом 1951 г.), Ли-2 (описание 1951 г.) - часы АЧХО.


Сообщение отредактировал lisasever: 01 июля 2019 - 23:26

  • 1

#5 Сын Генриха

Сын Генриха

    Младший лейтенант

  • Пользователь
  • 528 сообщений
  • Город:Владимир

Отправлено 01 июля 2019 - 23:01

Смотрел передачу по Звезде по часам АЧХ были бригады девушек которые вручную наносили световую массу на циферблат.Норма выработки 10циферблатов за смену.К сожалению все они умерли в течении года,полтора.
  • 0

#6 Mister Valdemar

Mister Valdemar

    Старший прапорщик

  • Пользователь
  • 476 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 02 июля 2019 - 00:03

Всем благодарю за ответы!

На форуме давно все знают, что я занимаюсь ремонтом и реставрацией часов, и тут было бы глупо, не знать тот факт, что часы радиоактивны! Мало того, это одни из самых "фонящих" приборов, так что в курсе и как с этим бороться, тоже знаю!  :)

Вопрос то в другом был!

 Многие пилоты, не особо разбираются в нюансах часовой промышленности, и часто путают АЧХ с АЧС(на фото, отличительная черта, МЕНЬШЕ ЦИФР на секундомере), это разные приборы хотя похожи визуально, АЧС наиболее распространенные!

Лично я "выяснил", пока только два самолета, миг-15б, и як - 28, на них точно стояла именно эта модель АЧХ.

На фото панель приборов от миг-15. И для сравнения, АЧХ и АЧС и швейцарский предшественник, который послужил прототипом для ... копирования.

По поводу надежности наших приборных часов, (мнение немцев) ...часы хороши в любых экстремальных условиях, иногда даже превосходят наши по качеству!

"Нашими", немцы считали швейцарскую марку Jaeger-LeCoultre, именно с них были скопированы АЧХ, и внесены доработки соответствующие суровому климату СССР, в том числе и подогрев.

 

С Вашего позволения, выкладываю ссылку на интересный сайт по АВИА http://авиару.рф/

Много инфо по летательным аппаратам. Но, к сожалению, не на все модели есть полное описание, и фото приборных панелей.

По поводу (На всех советских самолетах), я бы не был так категоричен, была масса часовых механизмов, которые периодически, экспериментально устанавливали и тестировали, даже если вспомнить о всем известных маленьких "танковых" часах, такие механизмы так же, устанавливались на приборку в самолеты, просто часы, без всяких доп.!

Интересно увидеть фото приборных панелей, именно с этими часами и до 1945 г.

Прикрепленные изображения

  • JaegerCronoflight2.JPG
  • p0001.jpg
  • p0059.jpg
  • post262.jpg
  • Приборная панель МиГ-15бис..jpg
  • 9d7516f7962ad4837cc546dee2ff3483.jpg

Сообщение отредактировал Mister Valdemar: 02 июля 2019 - 00:07

  • 0

#7 lisasever

lisasever

    Капитан

  • Пользователь
  • 1 020 сообщений
  • Город:Северодвинск

Отправлено 02 июля 2019 - 01:01

Добавлю.

Миг-15УТИ, МиГ-17 — часы АЧХО.

МиГ-17ПФ, МиГ-21ПФ, Су-7 — часы АЧХ.

Миг-21ПФМ — часы АЧС.

Ан-14 (описание 1964 г.) - часы АЧС-1.

Су-15, Су-17, МиГ-21, МиГ-21СМ, МиГ-23УБ, МиГ-25 — часы АЧС-1М.

 


  • 1

#8 Mister Valdemar

Mister Valdemar

    Старший прапорщик

  • Пользователь
  • 476 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 02 июля 2019 - 04:56

Добавлю.

Миг-15УТИ, МиГ-17 — часы АЧХО.

МиГ-17ПФ, МиГ-21ПФ, Су-7 — часы АЧХ.

Миг-21ПФМ — часы АЧС.

Ан-14 (описание 1964 г.) - часы АЧС-1.

Су-15, Су-17, МиГ-21, МиГ-21СМ, МиГ-23УБ, МиГ-25 — часы АЧС-1М.

Спасибо. Но эти самолеты послевоенные...

Часы 1941г. Они же не могли на складах лежать, ждать окончания войны, вот что интересно! Не могу найти инфо где их использовали во время ВОВ.


  • 0

#9 Maytik

Maytik

    Генерал-полковник

  • Пользователь
  • 5 656 сообщений
  • Город:Москва.

Отправлено 02 июля 2019 - 09:40

Данная модель часов стоит и в ПВО, а в частности на управления стартом комплекса С200 и на последующих комплексах.
  • 2

#10 lisasever

lisasever

    Капитан

  • Пользователь
  • 1 020 сообщений
  • Город:Северодвинск

Отправлено 02 июля 2019 - 20:10

Данная модель часов стоит и в ПВО, а в частности на управления стартом комплекса С200 и на последующих комплексах.

Добрый день.
Откуда такая информация по С-200?
Так, в книге «Огневой комплекс 5Ж53В. Наземное радиотехническое оборудование. Том IV. Книга 1 (1973 г.), указаны — часы авиационные ИП-1.



И ещё немного по приборным доскам.
И-15, И-153 — часы АЧО.
Пе-2 у пилота - часы АВР, у штурмана — АЧХО.
МиГ-3, Ил-2 (ранние варианты), Ил-10 — часы АВР.


Обратите внимание на разные модели часов у экипажа Пе-2, у пилота - часы АВР, у штурмана - АЧХО.
Секундная стрелка требуется для точного отсчёта промежутков времени. Для пилотов истребительной авиации 30-40-х годов такая точность ни к чему. А вот для дальних перелётов, правильной постройки маршрута они незаменимы. Потому у лётчика обычные рантовые часы, а у штурмана хронометр, да ещё и с обогревом.
То есть, задаваясь вопросом, где часы АЧХ могли быть использованы в 40-е годы, я уверен, что устанавливались они и искать их следует именно на пассажирских самолётах и бомбардировщиках, то есть на машинах предназначенных для полётов на большие дистанции, требующих для участие штурмана.

Прикрепленные изображения

  • С-200.jpeg

  • 1

#11 Mister Valdemar

Mister Valdemar

    Старший прапорщик

  • Пользователь
  • 476 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 03 июля 2019 - 04:58

То есть, задаваясь вопросом, где часы АЧХ могли быть использованы в 40-е годы, я уверен, что устанавливались они и искать их следует именно на пассажирских самолётах и бомбардировщиках, то есть на машинах предназначенных для полётов на большие дистанции, требующих для участие штурмана.

Логично, будем копать!

Кстати, сегодня были разобраны и промыты в лаб условиях. Фона нет больше, безопасны, замерял... Принес домой! :)

Я не сказал, для чего инфо копаю... Ну во первых, интерес, история и т.п. , а во вторых, заказали мне изготовить инсталляцию, настольный сувенир, так скажем. Так вот, часы будут установлены в подчасник из алюминия (мой дизайн),

Подчасник в виде некоей замысловатой формы, напоминающей часть крыла или...(еще не решил, рисую) Обшитой алюминиевыми листами с множеством клепок.

А справа, из под всего этого сооружения, две стрелы (тоже алюминий), и в конце якобы летящий самолет, все это скомпоновано красиво, табличка с названием модели...Какой самолет, неважно, главное чтобы соответствовал времени!

Есть подобные самоделки настольные, но подобного не видел!

Фото из инета, что то похожее но меня не впечатляет...

Может у кого будут соображения, или фото подобного, буду рад!

Прикрепленные изображения

  • 5022241099_0.jpg
  • 145582191699044795.jpg
  • IMG_20170208_212055.jpg
  • post-9246-0-81046200-1365002376_thumb.jpg
  • 36020357.jpg
  • chasy-chp-60-1-8517812.jpg

Сообщение отредактировал Mister Valdemar: 03 июля 2019 - 05:23

  • 1

#12 Maytik

Maytik

    Генерал-полковник

  • Пользователь
  • 5 656 сообщений
  • Город:Москва.

Отправлено 03 июля 2019 - 10:46

Добрый день.

Откуда такая информация по С-200?

Так, в книге «Огневой комплекс 5Ж53В. Наземное радиотехническое оборудование. Том IV. Книга 1 (1973 г.), указаны — часы авиационные ИП-1.

Этих часов по штату двое, у оператора СУС (системы управления стартом) и у соседнего оператора (уже не помню эту должность), а так же на головных где дают добро к пуску. А откуда познания, от увлекательной и не забываемой 2 годичной "прогулки". У меня часы стояли как на фото (авиационные). 

Такие часы и на С125 и С75 стояли на С300 были на первых комплексах, как сейчас не знаю (наверное стоят). Всё ручное надёжное (отсчитывали время зарядки и постановки в боевую готовность ракеты именно этими часами), электронные часы и секундомеры могут подвести. 


Сообщение отредактировал Серега63: 03 июля 2019 - 10:47

  • 1

#13 lisasever

lisasever

    Капитан

  • Пользователь
  • 1 020 сообщений
  • Город:Северодвинск

Отправлено 03 июля 2019 - 20:53

 

Может у кого будут соображения, или фото подобного, буду рад!

Добрый день.

Есть ещё вот такие варианты, с годом, есть с логотипом. Над первыми, деревянными, так же можно самолёт сверху добавить.

А рядом с часами, можно земной шарик разместить.

Прикрепленные изображения

  • АЧС. Сувенир.jpg.jpg
  • АЧС-1. Сувенир.jpg
  • АЧС-1. Сувенир 2.jpg
  • АЧС-1. Сувенир 3.jpg
  • АЧС-1. Сувенир 4.jpg
  • АЧС-1. Сувенир 5.jpg

Сообщение отредактировал lisasever: 03 июля 2019 - 21:00

  • 1

#14 lisasever

lisasever

    Капитан

  • Пользователь
  • 1 020 сообщений
  • Город:Северодвинск

Отправлено 04 июля 2019 - 06:36

Добрый день.

Выше, в сообщении No 6, разворот из какой книги?

Рядом показана обложка "Авиационные приборы. Часть 3. Аэронавигационные приборы" (Колпаков Н.В., 1938), но текст на данных страницах и номера рисунков в ней иные.


  • 1

#15 Mister Valdemar

Mister Valdemar

    Старший прапорщик

  • Пользователь
  • 476 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 04 июля 2019 - 15:57

Добрый день.

Выше, в сообщении No 6, разворот из какой книги?

Рядом показана обложка "Авиационные приборы. Часть 3. Аэронавигационные приборы" (Колпаков Н.В., 1938), но текст на данных страницах и номера рисунков в ней иные.

Перепутал, даю ссылку на литературу. http://virtpilot.org...вочный-каталог/

 

И. Спирин. Навигация одиночного самолёта. НКО Союза ССР. М.,1936, стр. 59 (111)


Сообщение отредактировал Mister Valdemar: 04 июля 2019 - 16:04

  • 0

#16 lisasever

lisasever

    Капитан

  • Пользователь
  • 1 020 сообщений
  • Город:Северодвинск

Отправлено 04 июля 2019 - 23:30

 

... мои часы 1941г. в белом корпусе.

 

Посмотрел часы АЧХ на разных аукционах. Маркировки года выпуска на корпусе нигде не встретил.

Как Вы определили год выпуска имеющихся у Вас часов?


  • 0

#17 Mister Valdemar

Mister Valdemar

    Старший прапорщик

  • Пользователь
  • 476 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 04 июля 2019 - 23:42

Посмотрел часы АЧХ на разных аукционах. Маркировки года выпуска на корпусе нигде не встретил.

Как Вы определили год выпуска имеющихся у Вас часов?

Нет возможности сфотографировать. стоят клейма и печать, сзади на корпусе.

Клейма - АЧХ, мчз-1, 27 V, 450 г., 1941

Печать- ОТК-38


  • 0

#18 Maytik

Maytik

    Генерал-полковник

  • Пользователь
  • 5 656 сообщений
  • Город:Москва.

Отправлено 05 июля 2019 - 11:26

Прошу знатоков данной модели часов, так фонят они или нет, если то и другое то какая форма, а какая нет.
  • 0

#19 unteroffiziere

unteroffiziere

    Сержант

  • Пользователь
  • 110 сообщений
  • Город:Тверь

  • 421.F.G.Tr./501.I.R

Отправлено 05 июля 2019 - 13:37

Прошу знатоков данной модели часов, так фонят они или нет, если то и другое то какая форма, а какая нет.

Лучше всего самому проверить дозиметром. Здоровье дороже!


  • 0

#20 Vladimir

Vladimir

    Полковник

  • Пользователь
  • 2 026 сообщений
  • Город:Красногорск

  • ВИК Рота связи

  • ВИК "СОМ"

Отправлено 05 июля 2019 - 17:10

Вот что было написано ТС в посте №13 :

Кстати, сегодня были разобраны и промыты в лаб условиях. Фона нет больше, безопасны, замерял... Принес домой!  :)

:D


  • 0





Темы с аналогичным тегами часысамолет, авиа, приборы