очень не люблю эту тему. Но иногда почитываю. Недавно наткнулся на мысли одного уважаемого мной человека - Димы Калужанина. Справедливо написано, и о победобесии и о покемонизьме и прочих явлениях в жизни... Опубликую их тут, а Вы, Анатолий С, почитайте, и может быть поймёте, что иной раз "коричневое" если это истинно "коричневое", куда лучше фальшивого красного, особенно если этим красным прикрываются личные интересы.
Текст от Димы -
"....Немного хочется сказать о покемонизме. Меня иногда упрекают в том, что я глумлюсь над людьми, которые искренне стараются сделать хорошее и светлое, но которым не хватает денег, знаний, советов, совести, интеллекта... Так вот, ниже немного рассуждений на этот счет.
Историческая Реконструкция-явление достаточно сложное и многогранное. С одной стороны это личное увлечение, хобби, которое приносит удовлетворение тому, кто этим хобби увлечен. В этом свойстве реконструкция ничем не примечательна среди других увлечений-коллекционирования марок, вышивания крестиком, мотоспорта, альпинизма и туризма.
Основная цель реконструктора (так скажем-рядового участника движения)-это доподлинно точно воссоздать интересующий образ: будь то красноармеец, викинг, солдат наполеоновской армии или рыцарь Тевтонского ордена.
И тут возникает вторая составляющая Исторической Реконструкции. Возможно, самому реконструктору не всегда нужная и интересная. Для него ведь реконструкция личное увлечение, выражение его интересов, реализации себя как личности ( да, именно так-кому-то нравится крестиком вышивать, а вот реконструктору нравится воссоздавать образ и опосредованно оказаться на месте участников конкретного исторического события или эпохи)
Эта составляющая- как раз-таки общественная, информационная, воспитательная. Формат мероприятий Исторической Реконструкции бывает разный. Но основных тенденции две: мероприятия для себя, где основная цель-погружение в эпоху (или относительное погружение))) и мероприятие для зрителей, где основная цель сделать зрелищное событие в максимально достоверном внешнем облике участников реконструкции.
В России мероприятия для зрителей более распространены. Кому-то из реконструкторов не нравится такая тенденция, но так уж сложилось.
И вот тут и на сцену выходят пресловутые ПОКЕМОНЫ. Т.е. те, кто реконструирует неправильно. В принципе, и сами реконструкторы могут допускать ошибки, оно и понятно- история наука сложная. В этом и особенность реконструкторов-они осознают и понимают, что реконструкция-штука-то сложная, тут самое главное историческую правду соблюсти. И неспроста на форумах до скрежета зубовного идут споры по мелочам вроде пуговиц или подметок. Поскольку, главная цель-историческая достоверность.
Но ПОКЕМОНЫ-люди другие.) Они приходят с другой целью. Их цель минуя первую часть Исторической Реконструкции-т.е. личную заинтересованность в исторической достоверности, погружения в эпоху, перейти ко второй, для них более важной- зрелищной, на показ. И дальше все зависит от масштаба личности-кому-то важно себя красивого и мужественного поэстетичнее в яркий костюм одеть, а кому-то денег на патриотической составляющей реконструкции срубить, кому-то галочку поставить по работе. Есть и идейные среди покемонов конечно. Но это как правило люди с серьезными проблемами с головой, мне думается. Ну нельзя же всерьез думать,если делаешь из туалетной бумаги меч или из пиджака с помойки мундир 1812 года, что воспитываешь у детей этим патриотизм??? Естественно, что историческая достоверность для них всех маловажна.
Ну да и ладно, подумали бы мы-это их личное дело. Но проблема-то в том, что чаще всего ПОКЕМОНЫ уверены, что Историческая Реконструкция важное общественное дело, а , следовательно, выносят его в разряд зрелищных мероприятий, которые должны воспитывать патриотизм, да еще и истории научить. (Личная цель покемонов здесь не так уж и важна, это может и искренняя убежденность и желание заработать, в котором я кстати, ничего плохого не вижу, если оно реализуется в качественный и полезный продукт, конечно)
И вот тут эффект от их покемонятины достигает максимума, за что я их и не люблю. Как только их покемонизм выносится в массы, он переходит в иной уровень- глумление над историей. А так как чаще всего ПОКЕМОНЫ патриоты, то глумление над нашей историей. Конечно, достается в первую очередь одной из самых трагических и героических страниц нашей истории-Великой Отечественной. Но остальные эпохи также страдают...
Люди в клоунских костюмах, называющие себя "реконструкторами" начинают нести патриотизм в массы... В результате мы получаем весьма специфический эффект. Дядька в картонном шлеме с мечом, сделанном из фанеры или дядька в пиджаке с помойки с бумажной медалькой представляет на массового зрителя Историю. Историю Отечества. Превращая ее в глазах зрителей в балаган и цирк. История становится простой и доступной любому гопнику. Происходит обратная реакция- не среднестатистическому гопнику исторический реконструктор дает хоть какие-то знания, а клоун в картонном шлеме (ПОКЕМОН) начинает под уровень гопника подстраивать историю в общественном восприятии. В результате формируется принципиальный подход к истории, как к карнавалу, балагану. История из сложной науки, превращается в попсу и чисторазвлекалово.
Лично я организую мероприятия Исторической Реконструкции уже 8 лет и вижу реакцию у зрителей совершенно разную в зависимости от уровня самого зрителя. Есть те, кто приходит семки полузгать и пивко посасать, так вот им даже дядька в шлеме из коробки и трусах или едущий с котелки со звездой на танке из "москвича"с флагом крича благим матом "Ура!"даже ближе и понятнее, чем реконструктор, заморачивающийся клепками на шлеме и аутентичностью ткани. Но работать мы организаторы реконструкций должны на другого зрителя, а он есть, тем самым делая, пусть косвенно, историю нашего Отечества достовернее, интереснее, ближе и захватывающей для зрителей, если говорим об общественной роли Исторической Реконструкции.
Есть еще и другая проблема, в самом качестве проводимых мероприятий. Безусловно есть принципиальные покемонские "реконструкции", хотя участники и одеты исторически достоверно. Фанерные домики и заборчики-мелочь по сравнению с нарушенной логикой действа. А ведь, она логика-штука важная для того, что бы действо не выглядело бредом руководителя патриотического кружка для умственно отсталых детей. Когда стрельба из орудий Второй мировой ведется с расстояния 5-10 метров, когда окопы делаются из снежной насыпи сантиметров 30, когда торчат современные надписи на площадках и т.п. Причин этому может быть много, но основная-лень и отсутствие понимания у организаторов самого понятия "реконструкция". Впрочем, понятие "покемонская" реконструкция с правильно одетыми участниками и техникой-еще свежеопознанное явление и требует отдельного осмысления....."