Перейти к содержимому


Фотография

полевые хлебопекарни ркка.


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 8

#1 ефрейтор032

ефрейтор032

    Рядовой

  • Пользователь
  • 40 сообщений
  • Город:белозерск

Отправлено 18 октября 2013 - 22:01

Здравствуйте. В штатах дивизии РККА  упоминаются полевые хлебопекарни. И у меня возник вопрос а как выглядели эти хлебопекарни ? Это были автомобили или они перевозились на телегах. Какой штат у хлебопекарни, полагалось ли бойцам оружие ? Или штат состоял из наемных граждан ( невоенных ). Какое звание имел начальник хлебопекарни ? И наконец какие значки в петлицах им полагались. Может у кого-то есть фотографии или чертежи. 


Сообщение отредактировал Саша Милосердная: 13 сентября 2016 - 03:40

  • 0

#2 Саша Милосердная

Саша Милосердная

    Генерал-полковник

  • Координатор
  • 7 613 сообщений
  • Город:город-герой Ленинград

Отправлено 18 октября 2013 - 23:55

http://yandex.ru/yan...ебопекарня&lr=2

137681444225c.jpg polevaya-hlebopekarnya.jpg file.jpg polevaya-hlebopekarnya..jpg


И так убивши на поиски около 4 часов своего времени я нашла в интернете следующую информацию:


Упоминавшиеся ранее хлебопекарные печи "Пейера" ... эта конструкция - образца 1884 года - применялась в РККА и ранее в качестве наследства от РИА.Есть упоминание об использовании этих печей во время "Финской войны".
Кстати, мыкавшаяся столько лет с полевыми хлебопекарнями РККА получила приемлемую конструкцию только в 1943 году - это хлебопекарная печь КПН, ставшая основной вехой в полевом хлебопечении... конвейерные печи марки КПН, меньшие по размерам, более простые в обслуживании и не имеющие, производительность 2,5 тонны хлеба в сутки

пекарня обр 1884 года это металлический свод с топкой и местом для противня она врывалась землю и засыпалась землей, понятное дело что их не красили, а перевозить можно было любым транспортом, как отмечалось выше они использовались до второй мировой войны, при чем надо заметить не только в РККА, но и в армиях прибалтийских государств.
Изучение упомянутой вами брошюры позволяет понять что немцы на приведенной выше фотографии пользуются своими пекарнями, а не захваченными советскими. Фото сделано в городке 50-го отдельного инженерного батальона, что стоял на Псковщине, что вполне допускает использование немцами трофейного советского имущества.


Щербаков П. Практикум по войсковому хлебопечению. Академия тыла (1954 г.) возможно вот эта книга вам поможет

Прикрепленные изображения

  • vij_2005-10_002.jpg

Сообщение отредактировал Саша Милосердная: 13 сентября 2016 - 03:40

  • 1

#3 Коля

Коля

    Старший прапорщик

  • Пользователь
  • 379 сообщений
  • Город:Санкт-Петербург

  • 2.Pi.Btl.1

Отправлено 19 октября 2013 - 00:15

по современным пекарям можно сказать то, что есть несколько школ военных поваров, они являются такими же в/с по призыву, что и остальные (не считая "Славянки"). Ранее аутсорсинга не было, поэтому пекари (поварами и официантами мог быть гражданский персонал, а пекари и котловые, т.е. которые постоянно в подразделении, были в/с по призыву).

они были такими же в/с, как и остальные, соответственно, оружие (винтовка) и противогаз за ними были закреплены.


  • 0

#4 Саша Милосердная

Саша Милосердная

    Генерал-полковник

  • Координатор
  • 7 613 сообщений
  • Город:город-герой Ленинград

Отправлено 19 октября 2013 - 11:24

 

 

" Нельзя не отметить и воинов, несших службу на многочисленных складах, в полевых хлебопекарнях и хлебозаводах, героические дела наших медицинских работников.
Примером может служить личный состав полевого автохлебозавода №12 (начальник - интендант 3 ранга Александрович). В период боев за Сталинград хлебозавод выпек 880 тонн хлеба, заготовил 6 тонн сухарей, первым построил высокопроизводительную и экономичную в эксплуатации канальную печь бесперебойного действия. Личный состав добился отличных вкусовых качеств хлеба и дал хорошие показатели по припеку, обеспечив выпечку 8,8 тонн дополнительного хлеба. Начальник хлебозавода, его заместитель по политической части старший лейтенант Серолапкин и пекарь красноармеец Пласиевич были награждены орденами и медалями. "

к слову об эмблемах и званиях началника 


  • 0

#5 ефрейтор032

ефрейтор032

    Рядовой

  • Пользователь
  • 40 сообщений
  • Город:белозерск

Отправлено 19 октября 2013 - 13:46

к слову об эмблемах и званиях началника 

Спасибо вам за помощь и потраченное время. В интернете я тоже долго искал инфу и то что мне нужно не нашёл. Поэтому и задал вопрос здесь. Фотографии которые вы показали я видел но это не то. Одно фото это все таки вермахт в каком то городе вроде снимали. Хотя трофейные пекарни и использовали. Но там все мелкое и деталей не разглядеть, к тому же не понять как их перевозили, в какой цвет красили и т.д. Второе фото это первая мировая и там вообще ничего не понять, что то в земле и трубы торчат. А вот информация с названием хлебопекарни использовавшейся в РККА пригодится. Буду продолжать поиски.

 

Еще на сайте миркниг есть такая книга "Трофейные передвижные хлебопекарни, электростанции и кухни" там есть чертежи но они ничего мне не дали может кому пригодится.

 

Из вашего сообщения я понял что в хлебопекарнях носили значек интендантской службы, хотя для военного времени это конечно уже не имеет значения. Там могло вообще не быть петлиц судя по фотографиям. 


Сообщение отредактировал Саша Милосердная: 13 сентября 2016 - 03:00

  • 0

#6 Владимир ВВ

Владимир ВВ

    Призывник

  • Новичок
  • 1 сообщений
  • Город:Cочи

Отправлено 01 февраля 2017 - 18:39

Мой дед служил  в 299 Армейской ПХП Красноармеец   46 -й Лужской стрелковой дивизии 09.08.1942 сформирована на базе 1-й сд НКВД [1] Ленинградский Фронт

 

Прикрепленные изображения

  • Константин.jpg
  • Наградной Лист ЗБЗ сжат.jpg


#7 sibstrelok

sibstrelok

    Призывник

  • Новичок
  • 11 сообщений
  • Город:Иркутск

Отправлено 14 августа 2019 - 20:01

С. Бесов, воентехник 1-го ранга. Полевая хлебопекарная печь и сушилка для белья. (Опыт армейского полевого строительства). «Тыл и снабжение Красной Армии» №11-12, 1941 г.

В первые недели Войны с германским фашизмом в нашем соединении возникла нужда в полевых хлебопекарнях и сушилках белья при полевых прачечных.

Нужно было срочно разработать проекты таких сооружений, которые не требовали бы много материала, квалифицированной рабочей силы и могли быть построены и пущены в эксплуатацию в короткий срок. Проект хлебопекарной печи и сушилки белья разработан нами совместно с инженером Тростянским, одобрен интендантом соединения и утвержден интендантским управлением фронта (рис. 1).

Вкратце о печи. На строительство печи производительностью 1000—1200 кг хлеба в сутки требуется около 1400 штук красного кирпича, 0,30 куб. м глины, 0,30 куб. м песка, 0,40 куб. м крупного зернистого песка, 2 листа кровельного железа и 3,6 пог. м шинного железа или уголка размером 25х45 мм.

Для устройства опалубки под свод нужно шесть 40—45-мм досок длиной 6,5 м. По окончании кирпичной кладки доски свободно вынимаются и могут быть использованы для устройства других печей. Весь материал на одну печь стоит не более 180—200 рублей.

Основу печи составляет кирпичный полуциркульный свод, центр которого снесен от пода передней стенки вниз на 32 см. Радиус свода по нижней поверхности равен 72 см, расстояние же от уровня пода до замка остается в 40 см. Уровень пода не горизонтален; задняя сторона поднимается до 17 см, т.е. высота задней стороны от пода до замка остается равной высоте передней стенки.

Свод делают толщиной 25 см (в один кирпич стоймя на ребре). Пятой для свода служит ряд подового кирпича и второй стесанный ряд кирпича, уложенный по поду. Распора здесь почти нет. Упор осуществляется с боков землею, которая выбирается на 34—35 см от нулевой отметки до уровня подсыпки пода. Сбоку укладывается пять рядов кирпича ниже уровня земли. Под выстилается из кирпича по подготовке из песка слоем 12 см. Швы подовой кладки заполняются песком.

Передняя сторона печи имеет устья с боковыми нишами для загребания жара. Чтобы сохранить нужную температуру, особенно в осеннее и зимнее время, устраивается дополнительная заслонка из кровельного железа.

 

Рис. 1. Чертеж хлебопекарной печи (полевой) производительностью 1000 кг в сутки.

Перекрытие под рабочим отверстием в печь делается железо-кирпичное, но можно его делать по шинному железу, а также и по уголку. Дым выходит из двух дымовых окон в задней стенке печи. Сечение каждого дымового окна 12х12 см. Дымовая труба выкладывается на высоту свода из кирпича сечением 25х38 см и сверху свода переходит в сечение 25х25 см.

Для задержки тяги и искр на уровне трех рядов кирпича от дымовых каналов из печи на одной стороне выпускается один ряд кирпича на 12 см, затем выше через три ряда, по уже с противоположной стороны делается такой же выпуск кирпича. Еще выше, на дымоходе, снова через три ряда кирпича вставляется задвижка из кровельного железа.

По своду снаружи делается глиняная футеровка слоем 0,5 см, засыпается землей до 20 см и одерновывается.

Для удобства работы обслуживающего персонала, перед печью выбирается приямок со ступеньками на глубину 1,0—1,1 м, шириной и длиной в 2м.

Такая печь, построенная нами в лесу, в суглинистом грунте, просушивалась за один день. Для ускорения просушки свода землю сверху свода следует сначала насыпать слоем не более 5—8 см. Через день толщину слоя доводят до 20 см. Сначала просушка ведется слабым огнем, затем все более сильным.

На второй день печь была протоплена нормально. Хлеб выпекался в двухкилограммовых формах, которых в печи помещается 60 штук. Выпечка хлеба длилась 45 минут. Хлеб первой выпечки получился хороший; лишь пять буханок, находившихся у задней стенки, имели следы обжига. Во вторую выпечку нагрев печи занял 30—35 минут; дров потребовалась одна охапка.

Поскольку задняя сторона печи сильно накаляется, дрова сжигались в передней части печи. Жар после сгорания дров разгребался по всему поду; тем самым достигался равномерный накал печи. Вторая выпечка дала ровный, хороший хлеб без следов обжига.

На все операции — закладку дров, разгребание жара, приготовление пода, посадку хлеба, укладку готового хлеба — рядовым пекарем затрачивалось 40 минут. При непрерывной суточной работе печь может дать 10—12 выпечек, что составляет 1200—1400 кг хлеба.

Оборудование хлебопекарни такое же, как и в печах Пейера. Зимой под вспомогательные помещения могут быть приспособлены блиндажи. 



#8 sibstrelok

sibstrelok

    Призывник

  • Новичок
  • 11 сообщений
  • Город:Иркутск

Отправлено 14 августа 2019 - 20:14

Рис. 1. Чертеж хлебопекарной печи (полевой) производительностью 1000 кг в сутки.

Прикрепленные изображения

  • полевая хлебопекарная печь.jpg


#9 sibstrelok

sibstrelok

    Призывник

  • Новичок
  • 11 сообщений
  • Город:Иркутск

Отправлено 14 августа 2019 - 20:32

Штат полевого автохлебозавода (ПАХ)

По штату стрелковой дивизии 04/400-416 от 05.04.1941 года был установлен следующий штат полевого автохлебозавода (04/412):
комначсостав - 8
младший комсостав - 12
рядовой состав - 109
всего - 129 человек

средства мехтяги - 16 грузовых автомобилей


Техника полевого хлебопечения
Источник:  Ф. Николенко, подполковник интендантской службы.  И. Конопленко, майор интендантской службы. Техника, полевого хлебопечения в Советской Армии.  «Тыл и снабжение Советских Вооруженных Сил» №7-12, 1947 г. 

 

 

Хлеб составляет главную основу питания человека. Он является важнейшим источником углеводов и других питательных веществ. Например, из общей калорийности всех продуктов (без дополнительного пайка), положенных по норме солдату, на долю хлеба приходится около 50% калорий. Отсюда ясно, что приготовление хлеба для питания войск и доведение до солдата положенной нормы имеют огромное значение. Хлебопечение в полевых условиях весьма усложняется тем, что надо в короткий срок развернуть материальную часть, оборудовать помещение для работы и создать в нем необходимые условия для приготовления теста (замеса и брожения).

Основной установкой для приготовления хлеба является хлебопекарная печь. Во всех армиях, в том числе и в старой русской армии, конструкторы стремились создать такую хлебопекарную печь, которая не мешала бы маневренности войск, была легкой при перевозке, быстро развертывалась для работы и так же быстро свертывалась для похода.

В 1914—1915 гг. интендантство русской армии построило опытную партию хлебопекарных печей-повозок Бушковича (около 40 штук), выпущенных под названием «Марс». Эти печи проходили испытание в течение всей войны, но окончательных выводов о них в то время так и не сделали. В период гражданской войны, естественно, вопрос о технических средствах полевого хлебопечения не мог получить полного развития; он был поставлен в порядок дня только в 1925—1926 гг.

В 1927 г. инженеры Бушкович и Важеевский предложили Военно-хозяйственному управлению Красной Армии разработанную ими конструкцию хлебопекарной печи непрерывного действия, смонтированную на повозке. В дальнейшем печь была приспособлена для монтажа на тракторный, а потом на автомобильный, прицеп. Однако из-за ряда недостатков, присущих этой печи, она не получила широкого применения.

Испытания печей на повозках и на прицепах в составе полевых подвижных хлебопекарен показали, что организацию полевого хлебопечения в современной армии, включающей моторизованную пехоту, артиллерию на мехтяге, танковые войска и т.д., надо решать по-новому и комплексно, т.е., наряду с изысканием совершенной конструкции передвижной печи на автомобильном прицепе, необходимо найти способы механизации процессов просеивания муки, формовки, особенно механизации наиболее трудоемкого процесса при хлебопечении — замеса теста.

В связи с этим в 1932—1933 гг. была разработана и осуществлена конструкция полевого автохлебозавода, который явился первым механизированным агрегатом интендантской службы, принятым в Советской Армии. Он применялся в боевых действиях на Халхин-Голе и в войне с белофиннами в 1939—1940 гг. В 1940 г. автохлебозавод был введен на снабжение армии как основное средство полевого хлебопечения в условиях боевой деятельности войск.

Вспомогательными средствами, предназначавшимися для выпечки хлеба в полевых условиях, до Отечественной войны являлась печи Пейера в составе полевых подвижных хлебопекарен (ППХ) с ручным замесом теста в деревянных дежах, небольшое количество печей Бушковича на тракторной тяге образца 1931 г., местные гражданские хлебопекарные предприятия и, наконец, напольные печи (земляные, глиняные, кирпичные), которые должны были строиться на месте силами войсковых частей.

Рассмотрим вкратце устройство основной материальной части полевых автохлебозаводов и хлебопекарен, а также их работу в годы Отечественной войны.

Полевой автохлебозавод (ПАХ) состоит из отделений, каждое из которых в любой момент может действовать самостоятельно. Количество отделений зависит от численности личного состава соединения, для обслуживания которого предназначен ПАХ.

В состав одного отделения входят: две передвижные печи ПАХ-П; механизированный тестомесильный агрегат ПАХ-МТ; цистерна ПАХ-Ц для перевозки воды; электростанция переменного или постоянного тока; цех-палатка для размещения, оборудования и работы; комплект инвентаря и принадлежностей для работы, ремонтный инструмент и несколько палаток подсобного назначения (для хранения запаса муки, охлаждения хлеба).

Для буксирования материальной части и перевозки личного состава, палаток, инвентаря, запаса муки, хлеба и т.д. отделению придаются штатные грузовые автомобили.

Печь ПАХ-П — хлебопекарная печь непрерывного действия с пароводяным обогревом пекарной камеры трубками Перкинса. Печь представляет собой очаг с топкой, смонтированной на шасси двухосного автоприцепа, и состоит из пекарной камеры, топки и расстойной камеры. На печи имеются: откидная рабочая площадка для пекаря, четыре паровыпускных трубки, зольниковая коробка, дымовая труба, два водогрейных бака (нижний из них — съемный) и стол-шкаф. На передней площадке настила прицепа печи смонтирована тестоформовочная машина с электромотором.

Для тепловой изоляции пекарной камеры в стенки ее засыпан теплоизоляционный материал. Чтобы предотвратить прогорание стенок топки, последняя изнутри футерована огнеупорной обмазкой.

В пекарную камеру помещаются 162 железные формы для выпечки караваев хлеба весом до 2 кг каждый.

Вес печи в походном положении (без форм) — около 3500 кг, средняя суточная выпечка ржаного хлеба — 5000 кг.

Чтобы яснее видеть преимущества этой печи, рассмотрим трофейную хлебопекарную печь бывшей немецкой армии.

Немецкая печь смонтирована на двухосном автоприцепе и также обогревается трубками Перкинса. Суточная производительность печи — 2500—3000 кг.

Отличительные особенности конструкции немецкой печи в основном таковы:

а) посадочные дверцы пекарной камеры расположены с торца (в нашей печи — сбоку), под — выдвижной, что является недостатком, так как для пользования выдвижным подом нужна дополнительная площадь в помещении, где установлена печь; кроме того, через проем посадочной дверцы уходит много тепла;

б) вместо футеровки в топке применены металлические экраны с навесными чугунными плитами; это — преимущество, так как не требуется применять дефицитные материалы для футеровки.

По рабочим качествам наша печь ПАХ-П, как показали испытания, значительно лучше немецкой.

Дело в том, что в немецкой печи неравномерно пропекается хлеб по длине пекарной камеры; температурный режим печи требует напряженного внимания обслуживающего персонала; топка устроена так, что для нее нужны сухие, мелко наколотые дрова.

Вес печи ПАХ-П несколько больше веса немецкой, но наша печь имеет ряд приспособлений, значительно облегчающих работу: расстойную камеру (вес 92 кг); тестоформовочную машину со столом-шкафом (вес 127 кг); откидные домкраты для разгрузки рессор прицепа, откидную площадку для пекаря, борты (вес 314 кг).

Таким образом, если пренебречь этими удобствами, т.е. каждый раз делать расстойную камеру, формовать караваи вручную, устанавливать печь не на домкраты, а на подставки-козлы, то вес нашей печи может быть уменьшен на 533 кг. Кроме того, заменой зонолита фольгой можно еще уменьшить вес печи.

Наша отечественная печь дает в сутки 5000—6000 кг хлеба, а немецкая — 2500—3000 кг. Следовательно, печь ПАХ-П, обогреваемая трубками Перкинса, несмотря на некоторые конструктивные недостатки, имеет преимущество в производительности.

Недостатки печи ПАХ-П, как показал опыт ее эксплуатации в годы Отечественной войны, заключаются, помимо значительного веса, в сравнительной сложности ее изготовления и ремонта, частом разрушении и трудности восстановления в полевых условиях футеровки топки, в коррозии стенок пекарной камеры вследствие поглощения зонолитом конденсатов паров упёка.

Тестомесильный агрегат ПАХ-МТ представляет собой тестомесильную машину с комплектом деж определенной емкости, смонтированную на двухосном автоприцепе с кузовом, и состоит из двух дежевых конвейеров с восемью дежами, колонки месильной машины и механизма привода от электромотора к месильной машине и дежам. Общая емкость деж — 2400 литров.

Для просеивания муки и подачи ее в мучной ящик, установленный на полу прицепа, агрегату придается бурат-просевательная машина и нория-самотаска.

Производительность агрегата зависит от способа приготовления теста:

при опарном способе агрегат обслуживает одну печь ПАХ-П или две печи КПН, т.е. позволяет приготовлять тесто на выпечку 5—6 т ржаного хлеба в сутки;

при головочном — агрегат может обслуживать две печи ПАХ-П или четыре печи КПН, т.е. позволяет приготовлять тесто на выпечку 10—12 т хлеба в сутки, однако при этом необходимо придать агрегату дополнительно две дежи емкостью по 300 л каждая.

Тестомесильный агрегат ПАХ-МТ благодаря принятому у нас двухфазному способу тесто ведения (опара-тесто или головка-тесто) удобен в работе. Он значительно удобнее передвижной тестомесильной машины, применявшейся в полевом хлебопечении бывшей немецкой армии и приспособленной только для однофазного способа тестоведения.

В годы Отечественной войны не все полевые автохлебозаводы имели в своем распоряжении источники электроэнергии, поэтому часть тестомесильных агрегатов бездействовала. Между тем на протяжении всей войны ощущалась острая необходимость в механизации тестомешения, так как эта операция является наиболее тяжелой при выпечке хлеба.

В связи с этим на одном учебном ПАХ в 1942—1943 гг. занялись разработкой образцов тестомесильных машин с конным или ручным приводом. Однако тестомесильная машина, разработанная на этом ПАХ, оказалась неприемлемой, так как замес теста производился только в одной деже, а это требовало двойной перевалки замешанного теста в дежи для брожения.

Предложения некоторых работников интендантской службы об отказе от механизации тестомешения в полевых условиях и необходимости применения ручного замеса, безусловно, устарели и неосновательны, тем более что, помимо большого физического напряжения, ручной замес сам по себе антисанитарен.

Другое дело, что тестомесильный агрегат, рассчитанный на сравнительно большую производительность (для двух печей, по 5—6 т в сутки каждая), громоздок и тяжел. Тем не менее для двухфазного способа тестоведения он является хорошим механизированным средством. Что касается громоздкости, то ее нужно и можно устранить.

Две печи ПАХ-П и один тестомесильный агрегат ПАХ-МТ устанавливаются в определенном порядке в цех-палатке, придаваемой каждому отделению хлебозавода. В этой же палатке размещается остальное оборудование отделения, за исключением электростанции и цистерны для перевозки воды.

Во время Отечественной войны для размещения материальной части ПАХ широко использовались сараи и риги, а также брезентовые тенты, натягиваемые возле построек.

Полевая подвижная хлебопекарня (ППХ). Сложность изготовления в военное время материальной части полевых автохлебозаводов вынудила сделать упор на изготовление более простых по своей конструкции разборных печей Пейера. В этих печах, в основном составивших материальную часть полевых хлебопекарен, применялся ручной замес теста в деревянных дежах. Как и хлебозавод, хлебопекарни состоят из самостоятельных отделений.

Каждое отделение имеет четыре печи Пейера, хлебопекарную палатку с двумя тентами, пять деж для ручного замеса теста, три палатки подсобного назначения (для хранения запаса муки и охлаждения хлеба), комплект инвентаря и принадлежностей, необходимых при выпечке хлеба.

Для перевозки печей и прочего имущества хлебопекарне придаются парные повозки или грузовые автомобили.

Разборная печь Пейера, устанавливаемая на кирпичном или глиняном поде, представляет собой по сути дела обычную русскую печь периодического действия. Устройство печи очень простое, оно широко известно в войсках и не нуждается в описании. Конструкция печи проверена долголетней практикой. Однако ей присущи значительные недостатки. Для установки и подготовки печи к работе требуется 10—12 часов летом и 24—30 часов зимой. По удобству работы она значительно уступает передвижным печам, смонтированным на автоприцепах и могущим быть готовыми к действию сразу по прибытии на новое место.

Вес печи — 440 кг. Суточная выпечка ржаного хлеба — 1000—1500 кг.

В годы Отечественной войны понадобилось создать более упрощенную конструкцию разборной железной печи, чем печь Пейера. Такая печь (ПХП-2) была создана, но по своим качествам она оказалась менее удовлетворительной. Все же до 1943 г. этой печью комплектовались полевые подвижные хлебопекарни. Несмотря на существенные недостатки, в определенный период войны печь ПХП-2 сыграла положительную роль в полевом хлебопечении.

Учитывая трудности производства печей и огромную потребность в них для действующей армии, войскам пришлось широко использовать для полевого хлебопечения местные средства. Уже 28 июня 1941 г. Технический комитет Главного интендантского управления разработал и послал в войска инструкцию об организации полевого хлебопечения в напольных печах (земляных, глиняных и кирпичных). В дальнейшем, благодаря инициативе и изобретательности работников полевого хлебопечения, появился ряд усовершенствованных конструкций канальных кирпичных печей непрерывного действия. Таковы, например, печи конструкции тт. Кульпина, Никитина, Баркалова, Светличного, Калашникова и других, получившие широкое распространение и имевшие большое значение в обеспечении действующей армии хлебом.

Однако было бы ошибочным базировать полевое хлебопечение только на напольных печах, ибо они весьма трудоемки по своему устройству, требуют наличия на месте достаточного количества строительных материалов, но самое главное — сооружение напольных печей отнимает много времени. Только на просушку такой печи после постройки уходит не менее 48 часов.

Предложенная майором интендантской службы Баркаловым и рекомендованная войскам, наряду с другими конструкциями напольных печей, хлебопекарная канальная печь строится из кирпича, глины и песка и обогревается дровами. Проходя по каналам, дымовые газы обогревают пекарную камеру и выходят наружу через трубу, одновременно обогревая бачок с водой, необходимой для замеса теста. В целях удобства обслуживания пекарная камера разделена кирпичной перегородкой на две части. Отверстие для посадки теста и выемки хлеба находится в боковой стенке печи.

Для постройки печи требуется 5100 кирпичей, 12 возов глины и 10 возов песка. Площадь пода печи — 7,3 м2. За сутки печь дает до 4500 кг хлеба (14—15 выпечек).

Нередвижная конвейерная хлебопекарная печь. В годы Отечественной войны весьма остро встал вопрос о снабжении хлебопекарными печами танковых и механизированных соединений. В 1942 г. Технический комитет Главного интендантского управления и Всесоюзный научно-исследовательский институт хлебопекарной промышленности (конструкторы Нудельман, Комаров и Пищурин) разработали конструкцию легкой передвижной хлебопекарной печи на одноосном автоприцепе (КПН). Тактико-техническими требованиями был предусмотрен канальный обогрев пекарной камеры, хотя для полевых печей он менее приемлем, чем обогрев трубками Перкинса. Чтобы достигнуть необходимой производительности печи, смонтированной на одноосном автоприцепе, понадобилось разработать конвейерный под.

Печь КПН состоит из пекарной камеры, топки с водогрейным баком, газохода, проходящего внутри пекарной камеры, и конвейера с двенадцатью люльками, расположенного также внутри пекарной камеры.

Пекарная камера имеет форму правильного цилиндра с горизонтальной осью. Стенки ее сделаны из листовой стали толщиной 1—1,5 мм. В прослойку, т.е. в пространство между внутренней и наружной обечайками, уложен теплоизоляционный материал из смятых листов алюминиевой фольги. Корпус камеры с торцов закрывается торцевыми стенками — передней и задней.

Вдоль камеры печи расположен газоход цилиндрической формы, изготовленный из листовой стали и состоящий из двух каналов. Нижний канал и небольшой отрезок верхнего канала изнутри футерованы огнеупорной обмазкой.

В пекарной камере помещен конвейер, имеющий форму «беличьего колеса», на котором шарнирно подвешены 12 люлек. Конвейер опирается на четыре ролика и вращается вручную с помощью рукоятки.

Снаружи пекарной камеры укреплена топка, соединенная с газоходом. Внутри топка выложена огнеупорным кирпичом. В верхней ее части укреплен бак для подогрева воды. Под топкой ставится поддон — зольниковая коробка, которая в походном положении снимается и укрепляется сверху печи. Так же сверху печи и походном положении укрепляется дымовая труба.

В задней торцевой стенке находится термометр для наблюдения за температурой пекарной камеры и процессом горения. В рабочее положение печь устанавливается при помощи откидных подставок: двух — с задней и одной — с передней стороны.

На 12 люльках конвейера печи можно установить 72 двухкилограммовые формы. Суточная производительность печи — 2500 кг ржаного хлеба. Вес печи о походном положении — 1550—1600 кг.

Печь КПП весьма легка и высокопроизводительна. Во время Отечественной войны она использовалась в основном в полевых хлебозаводах с ручным замесом теста. В отделение хлебозавода входили две такие печи, палатка типа «ПЭЛАМ» и комплект необходимого инвентаря и принадлежностей.

Печь имеет хорошие теплотехнические показатели, легко перевозится автомобилем ЗИС-5 и легко закатывается в палатку или другое помещение.

Недостаток печи в том, что конвейер в полевых условиях создавал затруднения в обслуживании, особенно если учесть, что технического персонала среди личного состава полевых хлебозаводов было мало. Кроме того, конвейерный способ выпечки хлеба, весьма рациональный на печах стационарных хлебопекарен, затруднял технологию хлебопечения в полевых условиях (задержки в брожении теста, в расстойке и т.д.). Поэтому конвейерный способ употреблялся редко. Практически на печах КПН применялась единовременная загрузка всего конвейера формами с тестом с последующей единовременной выгрузкой из печи готового хлеба. Хотя это обстоятельство и мало влияло на уменьшение производительности печи, однако оно создавало неудобства в работе.

Недостатком печи является также частое разрушение футеровки газохода и трудность ее восстановления в полевых условиях из-за дефицитности компонентов, входящих в состав футеровочной массы (жидкое стекло, шамот и азбестит). Необходимо было бесперебойное снабжение хлебозаводов этими материалами в централизованном порядке, иначе несвоевременное восстановление футеровки, как и у печи ПАХ-П, вызывало прогорание топочного устройства.

Несмотря на эти недостатки, печи КПН широко использовались в годы войны, особенно в механизированных и танковых войсках.

Передвижная конвейерная хлебопекарная печь ХП-44. Наряду с внедрением в полевое хлебопечение печи КПП в годы Отечественной войны разрабатывалась конструкция печи с обогревом пекарной камеры посредством каналов (газоходов), но более совершенная. Была поставлена задача — при весе вместе с одноосным автоприцепом в 1600 кг создать такую конструкцию, производительность которой была бы значительно больше производительности печи КПН. Вместе с тем надо было избавиться от футеровки каналов. Конструкция такой печи ХП-44 была разработана.

Печь ХП-44, как и печь КПН, — конвейерная, с канальным обогревом пекарной камеры; смонтирована она на одноосном автоприцепе. Но, в отличие от печи КПН, в ХП-44 пекарная камера удлинена и несколько увеличены ее поперечные размены за счет размещения топки внутри камеры. Это дало возможность увеличить количество люлек с 12 до 16, а на каждую люльку ставить 9 форм вместо 6, как в печи КПН. Таким образом, в печь вмещаются 144 железные формы для выпечки караваев весом 1,8 кг, в то время, как в печи КПН вмещаются 72 двухкилограммовые формы.

Кроме того, в печи ХП-44 несколько усилена обогревательная система и проведены конструктивные изменения других узлов. В частности, нижний канал газохода сделав не в форме цилиндра, а в виде стального конусного раструба, расширенного в направлении движения газов. Это позволило избавиться от футеровки газохода, так как нагрев его поверхности сравнительно незначителен. Верхний канал газохода проходит не внутри, а сверху конвейера, благодаря чему пекарная камера несколько вытянута по вертикальной оси, т.е. в поперечном сечении имеет овальную, а не круглую форму. Пары упёка выводятся из пекарной камеры через специальное отверстие, а из палатки — через трубу.

Суточная производительность печи — 4000—4500 кг, вес ее в походном положении — 1700 кг.

Таким образом, основное преимущество печи XП-44 перед печью КПН заключается в том, что при разнице в весе всего на 100—150 кг она дает возможность выпекать в сутки на 70—75% больше хлеба, чем печь КПН.

Грузовой автомобиль легко тянет прицеп с печью ХП-44, ее удобно закатывать в палатку или другое помещение.

Но и эта печь не лишена изъянов: недостаточно надежна работа конвейера (соскакивание с опорных роликов, быстрый износ их, опрокидывание люлек) и сложно изготовление пекарной камеры из-за ее овальной формы.

В период Отечественной войны в войсках эксплуатировалась небольшая партия таких печей.

Чтобы дать обобщенную характеристику описанных выше печей и сделать вывод, какие же печи надо признать лучшими для дальнейшего усовершенствования, приведем их сравнительные данные при работе в полевых условиях, когда расстойные камеры устраиваются на месте, приготовление теста и формовка караваев производятся вручную (см. таблицу).

 

Сравнительные показатели передвижных хлебопекарных печей ПАХ-П, КПН и ХП-44

Наименование показателей

Печи на двухосном автоприцепе с жестким подом

Печи на одноосном автоприцепе с конвейерным подом

ПАХ-П (в кг)

КПН (в кг)

ХП-44 (в кг)

Вес в доходном положении

3000*

1550

1700

Суточная производительность при выпечке караваев ржаного хлеба весом 1,8 кг

5000

2500

4000

Расход всех материалов, из которых изготовлена печь, на 1 кг выпекаемого хлеба в сутки

0,60

0,62

0,43

Расход дров смешанной породы средней влажности на 1 кг выпекаемого в сутки хлеба

0,312

0,160

 

* Вес печи ПАХ-П указан с исключением веса расстойной камеры, тестоформовочной машины и других узлов, создающих известные удобства для работы.

 

Из сказанного можно сделать вывод, что наши отечественные печи по производительности и удельному расходу материалов вполне отвечают требованиям современного полевого хлебопечения. И когда речь идет об усовершенствовании лучших конструкций, то за основу надо брать печь ПАХ-П с тем, чтобы усовершенствовать отдельные ее элементы (применить экраны и навесные чугунные плиты в топке вместо футеровки из огнеупорной обмазки, для изоляции стенок применить алюминиевую фольгу вместо зонолита) и облегчить вес печи.

При уменьшении веса ПАХ-П до 3000 кг и усовершенствовании конструкции по опыту эксплуатации во время Отечественной войны, ПАХ-П следует считать основной печью для использования во фронтовом и армейском тылу.

Для использования в войсковом тылу следует принять печи на одноосном автоприцепе. Печи КПН и ХП-44 вполне приемлемы по удельному расходу материалов и топлива и небольшому весу, но, как показала практика, наличие в них конвейера нередко приводит к перебоям в работе.

Для создания более совершенной конструкции печи на одноосном автоприцепе необходимо, по нашему мнению, сконструировать печь с жестким (неподвижным) подом. Одновременно надо совершенствовать и приспособлять к полевым условиям конвейерный под.

При разработке конструкции печей лучший обогрев пекарной камеры дают трубки Перкинса. Применение этих трубок упрощает конструкцию топочного устройства и облегчает ремонт печей в полевых условиях. Следует отметить, что и в иностранных армиях передвижные печи имеют преимущественно жесткий под и обогреваются трубками Перкинса.

Наряду с усовершенствованием конструкций хлебопекарных печей необходимо создать тестомесильный агрегат, примерно в два раза меньший по производительности и по весу, чем агрегат ПАХ-МТ. Дело в том, что он слишком громоздок и тяжел для работы в войсковом тылу, кроме того, будучи предназначен для приготовления теста головочным способом на выпечку 8—10 т хлеба в сутки, агрегат ПАХ-МТ укрупняет отделение хлебозавода, поэтому целесообразно использовать его только во фронтовом и армейском тылу.

Проведенные во время войны опытные разработки тестомесильной машины с ручным приводом не дали положительных результатов, и, очевидно, от попыток применения для замеса теста ручного привода следует отказаться. Тестомесильный агрегат должен приводиться в действие электромотором, для чего и войсковым хлебозаводам надо придавать электростанции небольшой мощности, которые одновременно можно использовать для освещения рабочих мест хлебопеков.

Решение перечисленных задач позволит еще лучше усовершенствовать технику полевого хлебопечения и избавит личный состав от тяжелого физического труда, связанного с замесом теста, уменьшит количество обслуживаемого персонала, занятого хлебопечением.