Отправлено 15 августа 2009 - 00:11
"Портрет Ермака" - популярная народная картина 18 -19 века, украшавшая в Сибири чуть не каждую крестьянскую избу - так же, как "Казак Мамай" украшал хаты на Украине и на Кубани. Информация из Екатеринбургского музея:
ПОКОРИТЕЛЬ СИБИРИ
Портретов Ермака, написанных при его жизни — нет. Правда, как рассказывает писатель
П. Мельников (Андрей Печерский), в первой половине XIX века широко распространены были портреты Ермака, написанные чаще всего на железе, неизвестно кем и когда. Но они далеки от достоверности.
Набросок портрета дает лишь Ремизовская летопись, автор которой описывает Ермака умным и мужественным человеком среднего роста, широким в плечах, с черными бородой и волосами. Ермак, как говорит летопись, «мужествен и разумен и человечен и зрачен, и всякой мудростью доволен, плосколиц, чёрен бородою и власы кудряв, возраст средний и плоек, плечист».
Подвиг Ермака не раз вдохновлял русских художников
и скульпторов. Ещё во второй половине XVII века один
из талантливых живописцев (вероятнее всего Иван Безмин или Дорофей Ермолин) написал его портрет. Ермак изо-
бражен на нем одетым в тёмно-коричневый кафтан, опоясанный металлическим поясом. В правой руке — копье, левая опирается на рукоять меча. Чёрные волосы, сухое и очень энергичное лицо.
Знаменитый художник К. Брюллов исполнил проект памятника Ермаку, который установили в Тобольске
в 1838 году. Другой замечательный художник В. Суриков написал картину «Покорение Сибири Ермаком».
Суровым воином в доспехах с боевым топором в руке
и взглядом, устремленным вдаль, как бы навстречу битвам
и опасностям, изобразил Ермака скульптор М. Антоколь-
ский.
Представленный портрет Ермака Тимофеевича написан на железе неизвестным художником в 1753 году. Ермак изображен на нем в светло-коричневом кафтане, в кольчуге (есть предположение, что она была подарена Ермаку Иваном IV). В правой руке у него меч,
в левой — копье. Лицо очень энергичное, несколько сухое. Портрет этот поступил в наш музей от жительницы Екатеринбурга Е.А. Слободчиковой 16 июня 1909 года.\\\
Во всех вариантах портрета Ермака на голове у него - какой-то западноевропейский шлем с перьями(?). Не думаю, что эта фантазия может быть образцом для реконструкции.
По второму портрету: это действительно прижизненный портрет С.Разина немецкой работы, 1671 г.:
Стенька Разин в гравюрах его современников. Иконографическая заметка Н. Постникова
Личность Стеньки Разина, донского казака, который со своею шайкою удальцов наводил страх и ужас в царствование Алексея Михайловича по всему Дону — сильно интересовала Западную Европу в XVII веке.
Его считали главою крупного народного движения, которое легко могло кончиться отложением всего Донского края от Москвы. Появились подробные описания «подвигов» и выходок Разина. Из уст в уста передавалось, как атаман-разбойник в порыве радости бросил свою любовницу-персиянку в Волгу, желая отблагодарить чем-нибудь реку, наделившую его честью и славою (рассказ немца Страуса, очевидца бунта Разина). Рассказывали про удивительное обаяние личности отважного казака среди народных масс, сообщалось предание о том, как царицынские пушки не выстрелили, когда воеводы хотели открыть огонь по знаменитому атаману, как гордо и заносчиво относился Стенька к посланцам московских воевод, как он сам сбросил воеводу Прозоровского с колокольни в Астрахани, как казнил своих врагов и т. д. В воображении Запада, Стенька Разин уже казался чуть ли не царем московским, усердно исполняющим свой завет — истребить бояр, дворян, приказных людей, искоренить всякое чиноначалие и власть и установить во всей Руси казачество и всеобщее равенство.
Интерес к личности Разина усиливался еще рассказами о его будто бы богатырской внешности, необыкновенной физической силе и даре слова. Понятно поэтому, какое любопытство вызвало появление портрета Разина, появившегося в Германии в виде гравированного резцом [C. 209] листа, работы Фюрста. Портрет этот, появившийся незадолго до казни Разина (1671), изображал Стеньку мужчиною средних лет, с окладистою бородою, мрачного, но отнюдь не свирепого вида, в чалме на голове и с атаманскою булавою в руке. Портрет был доколенный. Длинная подпись под ним на немецком языке гласила: «Достоверный портрет Степана Разина, главы мятежников в Московии, который, чтобы отомстить за своего повешенного брата, собрал несколько шаек и первоначально изображал атамана разбойников, а затем, соединив под своим главенством целую армию, превратился в полководца, овладел богатым торговым городом Астраханью и многими другими, несколько раз разбил на поле битвы войска великого царя и, привлекши к се6е многих выдающихся и недовольных людей, поверг его самого в такую опасность, что корона уже пошатнулась на его главе, и таким образом он сделал неуверенным в собственной короне монарха, который до того так кровожадно стремился за чужими коронами».
В самом низу — помета художника: Paulus Fürst Гравюра 1671 г.\\\
Разин на портрете одет в однобортный кафтан 17 века со множеством пуговок, подпоясан кушаком. Смущает лишь чалма. В действительности ли носили казаки этот азиатский убор(аналог современной банданы? использован Б.Рубашкиным в роли атамана в фильме "Дикое поле"). или же это фантазия европейца?(К размышлению - московские краеведы располагают данными, что после казни в Москве Разин был погребен на Татарском кладбище в Замоскворечье...)