Децимация
У поляков и украинцев существует поверье,
связанное с временным исчезновением воробьёв осенью
и сокращением их численности. В ночь накануне дня св.Симеона Столпника
(св.Егидия у поляков) считается, что все воробьи исчезают с полей
и слетаются в одно место, где чёрт меряет их огромной меркой.
Восемь мер воробьев он почитает нормой, девятую,
сверхмерную отпускает как естественный приплод,
а всех остальных (десятую меру) - забирает себе.
Славянские древности
Одним из достаточно специфичных видов воинского очищения была редко проводившаяся, но, тем не менее, весьма эффективная, римская практика децимации. Корни её происхождения затеряны в глубине веков, а первое упоминание восходит к 304 году до н.э. Тогда её применил известный реформатор и деятель римской культуры Аппий Клавдий (Слепой). В то время он занимал пост децемвира, т.е. входил в комиссию из десяти мужей-жрецов, обязанностью которых, в том числе, являлся надзор за сивилловыми книгами.
Для тех кто не знает, поясним: сивилла (по-гречески "sibylla", женщина-пророк) - это ясновидящая, получившая от божества дар предсказания. Вещала она спонтанно, находясь в состоянии транса. Согласно римским легендам, сивиллы пришли с востока, всего их насчитывалось около десятка, в различных местах, в разное время. Их предсказания, собранные в 14 книгах, носили, как правило, мрачный характер и грозили бедами римскому народу. Изложены они были на греческом языке гекзаметром и, как положено предсказаниям, исполнены загадочности, двусмысленностей и многозначности. Книги сивилл тайно хранили в Римском храме Аполлона под строгим государственным контролем. В дни великих бедствий они, по решению сената, могли быть извлечены децемвирами для того, чтобы способствовать поиску выхода из создавшегося положения и принять важное государственное решение. Интересно, что книги были уничтожены по прямому указанию императора Флавия Стилихола, последнего из череды императоров более-менее успешно сдерживающих наступление германцев. Может быть оттого, что он был вандалом по происхождению, либо от излишней самоуверенности, но в 400 году Стилихол отказался от помощи этих книг и приказал их сжечь. В результате, через 6 лет он был свергнут, а ещё через 4 года (410 г.н.э.) германцы сожгли и сам Рим.
За 7 веков до этого настроения были другими и когда обстановка того потребовала (римские войска позорно бежали от неприятеля), сенат указал децемвирам, во главе с Аппием Клавдием, найти в Сивилловых книгах нужное решение. Опираясь на авторитет прорицательниц, Аппий вынес решение об очищении войска от скверны, что подразумевало публичную казнь каждого десятого воина. Как ни странно, но уменьшившееся на десятую часть римское войско сумело победоносно закончить затянувшуюся к тому времени на 24 года вторую самнитскую войну.
Что именно Аппий вычитал в этих книгах, мы, конечно же, не знаем. А оттого не совсем ясно, почему казнь коснулась именно каждого десятого, а не, к примеру, сотого воина или тысячного? Прямого ответа у нас нет. Однако, если всё-таки попытаться разобраться, будет не лишним принять к сведению некоторую информацию.
Вспомним о таком явлении античной истории, как римские "парки". Это богини судьбы - Нона, Децима и Морта, аналогичные греческим мойрам и русским суденицам. В прямом переводе с латыни их имена означают: Девять, Десять и Смерть. В обязанности Ноны (девятки) входило плетение нити человеческой жизни, Децима (десятка) отмеряла конец этой нити, а Морта её перерезала.
Цифра "девять" имеет множество вариантов истолкования, но у разных народов они достаточно схожи. "Девятка" означает последний рубеж жизни и окультуренного пространства. За её пределами человека ждёт смерть и, соответственно, "не окультуренное" пространство. К примеру, когда украинцам надо было избавиться от надоедливого духа по имени "хованец", одним из вариантов было отнести его за "девятую межу". Именно там находилось, свойственное этому духу, неокультуренное пространство, а "девятая межа", как граница, не позволяла ему вернуться обратно.
Девятка - это последнее число в череде "наших" цифр; возможно, поэтому его достаточно часто называют "числом авантюристов". "Девять" граничит с "потусторонним" миром, в силу чего оно наиболее плодовито и результативно, хотя и опасно. Сразу за "девяткой" идёт первое "сдвоенное" число - "десять" ("Децима"). И если учесть, что прямо за ним следует "Морта", (смерть), то "десятке" достаётся роль пограничного пространства, отделяющего жизнь от смерти.
Десятка, в данном случае, оказывается тем сложным фрагментом мира, в котором смешаны элементы и жизни, и смерти. В силу этого, она оказывается одинаково неудобной как для пространства живых, так и для мира умерших: ибо не соответствует природе ни того, ни другого. Для мира живых "мёртвая" десятка неудобна наличием элементов смерти. А для мира покойников она ещё слишком "беспокойна".
Возможно, что именно это объяснение было положено в основу практики децимации. Путём жребия в войске определялась "децима" (десятка) - источник нездоровых и нежизненных настроений. Затем, путём жесткого, "хирургического" вмешательства, она из него удалялась. Безусловно, внешне такая "операция" выглядит жестокой и крайне несправедливой по отношению к тем, на кого падал несчастливый жребий. Да и сам подход кажется варварским. Однако, приходится признать, что в деле оздоровления воинских коллективов практика "децимации" давала очень неплохие результаты.
В 74 году до н.э. в Италии случилось одно из крупнейших восстаний рабов под предводительством Спартака. Оно было интересно тем, что восставшие полностью переняли обыкновения и устройство римской армии. Результатом этого стало множество крупных и мелких побед над регулярным римским войском, полностью подорвавшими его дух и уверенность в собственной непобедимости. Сколько бы армий ни высылал против восставших Рим, всё было безуспешно - Спартак разбивал каждую. Неуклонная победоносность армии рабов была столь велика, что это посеяло повсеместную панику. Поворот произошёл, когда к войскам прибыл Марк Красс: он начал с того, что провёл полную децимацию всего римского войска, позорно бежавшего от врага под Сублавэем (72 год до н.э.) Результат не замедлил сказаться. Уже в следующем сражении (при горе Гарган) римское войско одержало первую серьёзную победу. А ещё через год восстание, приводившее в ужас всю Италию, было полностью подавлено.