Попутно с Т-44 делается еще одна редкая машина — СУ-85.
Сборка её комплектующих началась с находки поисковым отрядом остатков уничтоженной в бою СУ-85. Место, где была обнаружена САУ, находилось в окрестностях населенного пункта Идрица Псковской области.
Краткая сводка — в годы Великой Отечественной войны в районе Идрицы шли тяжелые бои. Поселок немецкие войска оккупировали 15 июля 1941 года, а освобожден он был в ходе Режицко-Двинской наступательной операции войсками 3-й Ударной армии 2-го Прибалтийского фронта ровно через три года — 12 июля 1944 года.
Большое значение этой операции и тяжесть боев вокруг этого населенного пункта были отмечены в приказе Верховного Главнокомандующего № 207 от 23 июля 1944 года: почетное наименование Идрицких было присвоено 150-й и 171-й стрелковым дивизиям 79-го стрелкового корпуса, 219-й стрелковой дивизии, 29-й отдельной гвардейской танковой бригаде, 227-му отдельному танковому полку, 991-му самоходному артиллерийскому полку, 1539-й тяжелому самоходному полку и 1385-му зенитному артиллерийскому полку.
На этом ясность заканчивается. На данный момент мне не удалось найти подразделение, в которое там входили СУ-85 по штату.
Непосредственно в районе Идрицы, согласно карте боевых действий, работали 171-й и 150 стрелковые дивизии, 79-го стрелкового корпуса (того самого, воины которого потом брали Рейхстаг и водружали на нем знамя), 227-й отдельный танковый полк и 336 отдельный пулеметно-артиллерийский батальон. В этих подразделениях по штату нет СУ-85. Да и в остальных подразделениях тоже. 991-й САП имел на вооружении СУ-76, 1539-й ТСАП имел на вооружении СУ-152, а все истребительно-противотанковые дивизионы были артиллерийскими.
Возможно, наша СУ-85 была «неучтенкой» или передана на левый фланг в качестве усиления с других участков, достоверно сказать как туда попала эта боевая машина не представляется возможным.
Итак, по найденным фрагментам имеем следующее - крупные части взорванной машины, по всей видимости, были после войны сданы в металлолом. Локально были обнаружены следующие детали:
-
лобовой лист фрагментами, причем левый фрагмент с вырезом люка мехвода, оказался в хорошем состоянии и практически не деформирован. Разорван лист был по амбразуре, правая часть была сильно дефрагментирована, и найдено было только несколько очень деформированных фрагментов;
-
Фрагменты левого и правого листов рубки;
-
Люк мехвода, оторванный от лобового листа, и люк крыши корпуса без петель, но с замками;
-
Маска пуши (подвижная) и само орудие (Д-5С), сильно поврежденное взрывом, но ни орудийной установки, ни даже неподвижной маски, где подвешено орудие, найдено не было.
Помимо этих деталей, однозначно опознаваемых как детали СУ-85, там же были найдены элементы, общие для семейства САУ и танков на базе Т-34:
-
четыре катка;
-
верхнее бронирование МТО практически в комплекте;
-
задний откидной бронелист корпуса;
-
еще несколько фрагментов бронирования корпуса.
А так же носовая балка корпуса, литая, полукруглая, с хорошо читаемым номером. Мы очень надеялись, что это балка от СУ-85, и она сможет прояснить боевой путь машины, но наши ожидания не оправдались. Опять обратившись к Юрию Пашолоку (за что ему опять большое спасибо) получили информацию, что это балка от Т-34-76, выпуска октябрь 1942 года. Скорее всего танк входил в состав 227 ОТП. Кстати, этот же ОТП имел на вооружение и тяжелые танки, а в августе того же года он был преобразован в 80-й отдельный гвардейский тяжелый танковый полк, укомплектованный тяжелыми танками.
Возможно, и СУ-85 была придана этому же полку в качестве усиления, но информации об этом найти не удалось. Очевидно, что в одном месте погибли две машины — СУ-85 и Т-34-76.
Мы долго думали, что можно собрать из этих элементов. С одной стороны, вроде бы и не мало, но и не много, причем в одном месте две разных машины...
В общем, приняли такое решение. Если машины погибли вместе, пролежали семьдесят лет вместе, то будет честно не разлучать их и дальше - в общем, мы решили из двух машин собрать одну - СУ-85, по причине наличия редкого орудия.
Конечно,всё равно этого было очень мало для восстановления САУ. Поэтому в качестве донора был приобретен чешский тягач на базе Т-34.
Машина была доставлена на базу и полностью разобрана. Попутно выяснились отличия в конструкции машины от Т-34 — кормовой лист представлял собой небронированный легкий лист, в бортах корпуса возле кормы были сделаны вырезы, и там коструктивно встроены ящики — машина в бою уже использоваться не могла. Скорее всего это были уже поздние переделки, когда машину передали из армии в небоевые структуры.
Так же стоял только один радиатор, один маслобак и два топливных бака, оба имели течи.
Двигатель оказался неисправным, а КПП хоть и исправна, и внешне почти не отличалась от стандартной КПП Т-34 (только расположением и подключеним муфт переключения передач), но внутри была другой — у неё конструктивно оказалось всего две передачи вперед и одна назад.
Началась уже привычная процедура сборки деталей — катки, КПП, двигатель, главный фрикцион, прочие запчасти. Пришлось переносить рычаг переключения передач — на СУ-85 он установлен между ног мехвода. Пришлось заново собирать из имеющихся фрагментов и 45-мм брони рубку корпуса, делать из брони командирскую башенку...
Больше всего проблем доставила орудийная установка. Это очень сложная конструкция по типу карданной рамки, состоящая из четырех больших деталей. Наружная маска пушки весит 250 кг, нижняя маска на корпусе — 230, и верхняя корпусная маска 430 килограммов.
Пришлось делать чертежи (отдельная благодарность Вадиму Антонову — он сидел в архиве с лупой и выписывал циферки, которые мог узнать на сохранившихся заводских чертежах, они оказались очень плохого качества).
Потом заказывать оба элемента неподвижной маски орудия в литьё...