По заказу организаторов военного фестиваля Поле Боя некоторое время назад стартовал новый проект по созданию реплики немецкого самоходного противотанкового орудия на базе трактора RSO.
Небольшой экскурс в историю:
Артиллерийский гусеничный тягач Raupenschlepper Ost (RSO) начал разрабатываться весной 1942 года, когда немецкая армия стала остро нуждаться в надежном, простом и дешевом универсальном тягаче. Отличные полугусеничные машины немецкой армии уже не устраивали немецкое командование - их количество не покрывало нужды армии, особенно с учетом дорожных условий Восточного фронта.
Проект нового тягача был выполнен «Танковой комиссией» рейхсминистерства вооружений и боеприпасов под председательством Фердинанда Порше совместно с инженерами фирмы «Штайр–Даймлер–Пух» (Steyr-Daimler-Puch). Интересным моментом является тот факт, что в проекте не участвовали специалисты из Управления Вооружений сухопутных войск. Неизвестно, чем закончилось бы это противостояние двух ведомств, если бы Гитлер вдруг не высказался в пользу Порше и его концепции гусеничного трактора «русского типа» с большим клиренсом для применения в условиях русского бездорожья. Можно встретить мнение, что название Raupenschlepper Ost (сокращенно — RSO) этому проекту дал сам Гитлер.
Все главные части нового трактора заимствовались у хорошо освоенного в производстве грузового автомобиля «Штайр» (Steyr) 1500/02. Восьмицилиндровый V-образный двигатель объемом 3,5 литра и мощностью 85 л.с. позволял развивать RSO небольшую скорость — всего 20 км\ч. Опорные катки изготавливались штамповкой из листовой стали и не имели резиновых бандажей. Гусеницы шириной 340 мм типа Kgs 66/340/120 также не имели резиновых подушек (какие были у полугусеничных машин). Убранство кабины было весьма скромным. Все это делало машину очень дешевой в производстве, но снижало скоростные характеристики. Главным плюсом конструкции RSO была проходимость.
В декабре 1941 года австрийская фирма «Штайр» получила заказ на производство 50 тягачей RSO. Почти сразу, весной 1942 года, RSO подвергся модернизации с целью удешевления производства. Вскоре к производству подключилась фирма Kloeckner-Humboldt-Deutz, предложившая использовать более надежный четырехцилиндровый дизельный двигатель KHD F4L 514.
Осенью 1942 года увеличился объем выпуска тягачей RSO. К январю 1943 года планировалось увеличить месячный выпуск этих машин до 2000 единиц. Для выполнения этого требования было решено еще удешевить процесс производства. Кабина изменила свою форму, теперь изготавливалась из дерева и листовой стали. Несмотря на эти нововведения, достигнуть цифры в 2000 единиц так и не удалось. В январе 1943 года с конвейера вышло всего 1452 тягачей RSO. Линейка этих машин, основанная на упрощении производства, получила следующие обозначения: RSO/01 выпуска весны-лета 1942 года, RSO/02 конца 1942 года и, наконец, машины RSO/03 стали выпускать с января 1943 года.
Всего до конца войны было выпущено 28151 единица тягачей Raupenschlepper Ost в различных вариантах. Производство тягачей велось до апреля 1945 года.
Еще только ознакомившись с проектом, А.Гитлер распорядился сразу же начать постройку небольшой партии самоходок на шасси RSO для проведения фронтовых испытаний, хотя прототип трактора даже ещё не был построен. Тем не менее, испытания опытного образца прошли успешно и первые предсерийные машины были направлены в состав 743-го и 744-го батальона истребителей танков (Panzer Jager Abteilungen), а также в 18-ю танкогренадерскую дивизию (Panzergrenadier Division). В общей сложности было построено 60 предсерийных самоходок, но ещё до завершения сборки этой серии фирма Styer провела модернизацию. Шасси получило более широкую базу и траки, что позволило сместить центр тяжести вниз и улучшить устойчивость при движении по пересеченной местности.
В октябре 1943 года руководство фирмы обратилось в министерство вооружений с просьбой развернуть производство модернизированных RSO, выпуск которых планировалось начать в 1944 года. Кроме того, был разработан проект новой самоходки, оснащенной 88-мм орудием PaK 43 L/71 и новым 8-цилиндровым двигателем. Эта машина получила обозначение PzJag K43, но до конца войны в серийное производство она не попала.
С окончанием войны история немецкого трактора не закончилась. После войны, в 1946 году, в нашей стране, в ЛТА им. Кирова был создан проект трелевочного трактора, который позже получил название КТ-12. За основу этого трактора был взят немецкий тягач RSO, на который установили новую кабину и необходимое для трелевочного трактора оборудование. Ходовая часть почти не получила изменений.
Доработка трактора и внесение изменений в конструкцию по результатам работ на лесоповалах, продолжились до 1956 года. В частности, модернизации были подвергнуты силовая установка и рама. Вместо двигателя ЗИС-21А был установлен газовый двигатель ГД-30, длина рамы трактора увеличена, а двигатель с коробкой передач, лебёдка, газогенератная установка и щит были передвинуты по раме вперёд. Такие конструктивные изменения улучшили тягово-эксплуатационные характеристики трелёвочного трактора. Трактор получил, ставший характерным впоследствии для этой машины, большой вылет ленивца вперед.
Сменил в производстве КТ-12 новый трелевочник - ТДТ-40. Эта машина уже получила новый дизельный двигатель, усовершенствованную трансмиссию и другие изменения. Ходовая же часть была почти аналогична КТ-12.
В 1969 году СССР передал Китаю оборудование и документацию для производства ТДТ-40. В настоящее время в Китае производится трелёвочный трактор J-65а,
который является глубокой модернизацией ТДТ-40.
У нас же эту машину сменил в производстве трактор ТДТ-55. Отличием этой машины был другой двигатель, изменения затронули и трансмиссию,
конструкцию опорных катков, но в целом конструкция машины особых изменений не получила.
Немного фото:
1. Прототип RSO после испытаний
2. Тягач RSO с пушкой на железнодорожной платформе
9. Модернизация КТ-12 с выносом ленивца вперед
Сообщение отредактировал Driver: 28 июля 2016 - 18:47