Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

СУ-85


Сообщений в теме: 22

#1 Driver

Driver

    Младший лейтенант

  • Пользователь
  • 589 сообщений
  • Кубинка

Отправлено 02 Май 2018 - 14:16

Попутно с Т-44 делается еще одна редкая машина — СУ-85.

Сборка её комплектующих началась с находки поисковым отрядом остатков уничтоженной в бою СУ-85. Место, где была обнаружена САУ, находилось в окрестностях населенного пункта Идрица Псковской области.

 

Краткая сводка — в годы Великой Отечественной войны в районе Идрицы шли тяжелые бои. Поселок немецкие войска оккупировали 15 июля 1941 года, а освобожден он был в ходе Режицко-Двинской наступательной операции войсками 3-й Ударной армии 2-го Прибалтийского фронта ровно через три года — 12 июля 1944 года.

Большое значение этой операции и тяжесть боев вокруг этого населенного пункта были отмечены в приказе Верховного Главнокомандующего № 207 от 23 июля 1944 года: почетное наименование Идрицких было присвоено 150-й и 171-й стрелковым дивизиям 79-го стрелкового корпуса, 219-й стрелковой дивизии, 29-й отдельной гвардейской танковой бригаде, 227-му отдельному танковому полку, 991-му самоходному артиллерийскому полку, 1539-й тяжелому самоходному полку и 1385-му зенитному артиллерийскому полку.

На этом ясность заканчивается. На данный момент мне не удалось найти подразделение, в которое там входили СУ-85 по штату.

Непосредственно в районе Идрицы, согласно карте боевых действий, работали 171-й и 150 стрелковые дивизии, 79-го стрелкового корпуса (того самого, воины которого потом брали Рейхстаг и водружали на нем знамя), 227-й отдельный танковый полк и 336 отдельный пулеметно-артиллерийский батальон. В этих подразделениях по штату нет СУ-85. Да и в остальных подразделениях тоже. 991-й САП имел на вооружении СУ-76, 1539-й ТСАП имел на вооружении СУ-152, а все истребительно-противотанковые дивизионы были артиллерийскими.

Возможно, наша СУ-85 была «неучтенкой» или передана на левый фланг в качестве усиления с других участков, достоверно сказать как туда попала эта боевая машина не представляется возможным.

 

Итак, по найденным фрагментам имеем следующее - крупные части взорванной машины, по всей видимости, были после войны сданы в металлолом. Локально были обнаружены следующие детали:

  • лобовой лист фрагментами, причем левый фрагмент с вырезом люка мехвода, оказался в хорошем состоянии и практически не деформирован. Разорван лист был по амбразуре, правая часть была сильно дефрагментирована, и найдено было только несколько очень деформированных фрагментов;

  • Фрагменты левого и правого листов рубки;

  • Люк мехвода, оторванный от лобового листа, и люк крыши корпуса без петель, но с замками;

  • Маска пуши (подвижная) и само орудие (Д-5С), сильно поврежденное взрывом, но ни орудийной установки, ни даже неподвижной маски, где подвешено орудие, найдено не было.

Помимо этих деталей, однозначно опознаваемых как детали СУ-85, там же были найдены элементы, общие для семейства САУ и танков на базе Т-34:

  • четыре катка;

  • верхнее бронирование МТО практически в комплекте;

  • задний откидной бронелист корпуса;

  • еще несколько фрагментов бронирования корпуса.

А так же носовая балка корпуса, литая, полукруглая, с хорошо читаемым номером. Мы очень надеялись, что это балка от СУ-85, и она сможет прояснить боевой путь машины, но наши ожидания не оправдались. Опять обратившись к Юрию Пашолоку (за что ему опять большое спасибо) получили информацию, что это балка от Т-34-76, выпуска октябрь 1942 года. Скорее всего танк входил в состав 227 ОТП. Кстати, этот же ОТП имел на вооружение и тяжелые танки, а в августе того же года он был преобразован в 80-й отдельный гвардейский тяжелый танковый полк, укомплектованный тяжелыми танками.

Возможно, и СУ-85 была придана этому же полку в качестве усиления, но информации об этом найти не удалось. Очевидно, что в одном месте погибли две машины — СУ-85 и Т-34-76.
Мы долго думали, что можно собрать из этих элементов. С одной стороны, вроде бы и не мало, но и не много, причем в одном месте две разных машины...
В общем, приняли такое решение. Если  машины погибли вместе, пролежали семьдесят лет вместе, то будет честно не разлучать их и дальше - в общем, мы решили из двух машин собрать одну - СУ-85, по причине наличия редкого орудия.

 

Конечно,всё равно этого было очень мало для восстановления САУ. Поэтому в качестве донора был приобретен чешский тягач на базе Т-34.

Машина была доставлена на базу и полностью разобрана. Попутно выяснились отличия в конструкции машины от Т-34 — кормовой лист представлял собой небронированный легкий лист, в бортах корпуса возле кормы были сделаны вырезы, и там коструктивно встроены ящики — машина в бою уже использоваться не могла. Скорее всего это были уже поздние переделки, когда машину передали из армии в небоевые структуры.

Так же стоял только один радиатор, один маслобак и два топливных бака, оба имели течи.

Двигатель оказался неисправным, а КПП хоть и исправна, и внешне почти не отличалась от стандартной КПП Т-34 (только расположением и подключеним муфт переключения передач), но внутри была другой — у неё конструктивно оказалось всего две передачи вперед и одна назад.

Началась уже привычная процедура сборки деталей — катки, КПП, двигатель, главный фрикцион, прочие запчасти. Пришлось переносить рычаг переключения передач — на СУ-85 он установлен между ног мехвода. Пришлось заново собирать из имеющихся фрагментов и 45-мм брони рубку корпуса, делать из брони командирскую башенку...

Больше всего проблем доставила орудийная установка. Это очень сложная конструкция по типу карданной рамки, состоящая из четырех больших деталей. Наружная маска пушки весит 250 кг, нижняя маска на корпусе — 230, и верхняя корпусная маска 430 килограммов.

Пришлось делать чертежи (отдельная благодарность Вадиму Антонову — он сидел в архиве с лупой и выписывал циферки, которые мог узнать на сохранившихся заводских чертежах, они оказались очень плохого качества).

Потом заказывать оба элемента неподвижной маски орудия в литьё...


  • 8

#2 Черепашкин

Черепашкин

    Ефрейтор

  • Пользователь
  • 73 сообщений
  • Город:Ступино

Отправлено 06 Май 2018 - 00:52

С интересом следим за проектом. При возможности выложите фото!


  • 0

#3 Driver

Driver

    Младший лейтенант

  • Пользователь
  • 589 сообщений
  • Кубинка

Отправлено 06 Май 2018 - 01:27

С интересом следим за проектом. При возможности выложите фото!

Обязательно. Постараюсь завтра продолжить - времени, к сожалению, на всё не хватает.


  • 0

#4 jeka09

jeka09

    Призывник

  • Новичок
  • 10 сообщений

Отправлено 11 Май 2018 - 19:02

Очень жаль, что Вы не заинтересовались вот этим прекрасным исходником для реставрации. Корпус этой СУ-85 ещё пару лет назад находился в Саратовской области на полигоне, вполне вероятно, что и по настоящее время он находится там же, на полигоне. Печально, если его порежут на металлолом.

Прикрепленные изображения

  • Су-85 фото 3.jpg
  • СУ-85 фото2 (Small).jpg
  • Су-85 фото 1 (Small).jpg


#5 Driver

Driver

    Младший лейтенант

  • Пользователь
  • 589 сообщений
  • Кубинка

Отправлено 12 Май 2018 - 01:51

Очень жаль, что Вы не заинтересовались вот этим прекрасным исходником для реставрации. Корпус этой СУ-85 ещё пару лет назад находился в Саратовской области на полигоне, вполне вероятно, что и по настоящее время он находится там же, на полигоне. Печально, если его порежут на металлолом.

Почему не заинтересовались? Я про него, например, не знал. Есть ли возможность узнать наличие этого корпуса и всю сопутствующую информацию скинуть в личку?


  • 0

#6 jeka09

jeka09

    Призывник

  • Новичок
  • 10 сообщений

Отправлено 12 Май 2018 - 07:17

Скинул Вам в личку, координаты человека, который в 2016 году под этими фотографиями писал "Это корпус СУ-85 находится на полигоне под Саратовом. С каждым годом состояние корпуса становится все хуже хуже, его постепенно разбирают и обстреливают  из гранатометов. Обращался во многие музеи с надеждой, что они его заберут, но, к сожалению, пока результаты нулевые".



#7 jeka09

jeka09

    Призывник

  • Новичок
  • 10 сообщений

Отправлено 12 Май 2018 - 07:23

Также ранее корпуса самоходок СУ-85 и СУ-122 находились в Ленинградской области на задворках одной из войсковых частей под Сертолово. СУ-122  из под Сертолово в настоящее время находится в экспозиции музея Верхней Пышмы. Имеющаяся в  Верхней Пышме самоходка СУ-85 поступила в музей с памятника из войсковой части г.Ломоносова Ленинградской области. А вот где сейчас находится корпус сертоловский СУ-85 непонятно. 



#8 wadimych

wadimych

    Младший лейтенант

  • Пользователь
  • 546 сообщений

Отправлено 12 Май 2018 - 13:55

Скинул Вам в личку, координаты человека, который в 2016 году под этими фотографиями писал "Это корпус СУ-85 находится на полигоне под Саратовом. С каждым годом состояние корпуса становится все хуже хуже, его постепенно разбирают и обстреливают  из гранатометов. Обращался во многие музеи с надеждой, что они его заберут, но, к сожалению, пока результаты нулевые".

Этот корпус пытались выдернуть неоднократно, в том числе военные из парка "Патриот". Он стоит на полигоне Росгвардии и оттуда его не взять официально.

Корпус я осматривал, он сильно поврежден, а сейчас есть информация, что его полностью уничтожили.


Почему не заинтересовались? Я про него, например, не знал. Есть ли возможность узнать наличие этого корпуса и всю сопутствующую информацию скинуть в личку?

Вадим, мы его вначале рассматривали, как основу, до того момента, пока не появился лучший вариант.


Сообщение отредактировал wadimych: 12 Май 2018 - 14:04

  • 0

#9 wadimych

wadimych

    Младший лейтенант

  • Пользователь
  • 546 сообщений

Отправлено 12 Май 2018 - 14:04

И теперь появилось две СУ-85. Одна в Падиково, вторая в Черноголовке. ))


  • 0

#10 jeka09

jeka09

    Призывник

  • Новичок
  • 10 сообщений

Отправлено 12 Май 2018 - 16:06

То что в Падиково появилась уникальная реликвия бронетанковой техники СУ-85, за это можно только порадоваться. А вот точно ли в экспозиции музея в Черноголовке  в настоящее время представлена в качестве экспоната СУ-85? Самоходка СУ-85, которая в настоящее время находится в музее Верхней Пышмы, до её поступления в уральский музей находилась в музее Черноголовки. Может быть Вы именно эту самоходку имеете ввиду?



#11 jeka09

jeka09

    Призывник

  • Новичок
  • 10 сообщений

Отправлено 12 Май 2018 - 16:11

Не перевелись в России ещё СУ-85 - "Последний из могикан"

Прикрепленные изображения

  • СУ-85 Абакан 1 (Small).jpg
  • СУ-85 Абакан 2 (Small).png


#12 wadimych

wadimych

    Младший лейтенант

  • Пользователь
  • 546 сообщений

Отправлено 12 Май 2018 - 16:54

Машина топикстартера шла в колонне техники в Ногинске. Я решил, что она для Черноголовки
На минувшем 9 мая
  • 0

#13 jeka09

jeka09

    Призывник

  • Новичок
  • 10 сообщений

Отправлено 12 Май 2018 - 21:11

Для восстановления СУ-85 представленной в экспозиции музея в Падиково, если не секрет, использовался корпус сертоловской СУ-85?  Или же сертоловскую СУ-85 постигла такая же печальная участь, что и саратовскую машину?



#14 wadimych

wadimych

    Младший лейтенант

  • Пользователь
  • 546 сообщений

Отправлено 13 Май 2018 - 02:10

Для восстановления СУ-85 представленной в экспозиции музея в Падиково, если не секрет, использовался корпус сертоловской СУ-85? Или же сертоловскую СУ-85 постигла такая же печальная участь, что и саратовскую машину?

Нашли корпус тягача.
Вот машина из Падиково. https://yuripasholok...m/10359770.html

Так вышло, что работы шли паралельно и был обмен информацией и материалами между командами.

Сообщение отредактировал wadimych: 13 Май 2018 - 02:16

  • 1

#15 jeka09

jeka09

    Призывник

  • Новичок
  • 10 сообщений

Отправлено 13 Май 2018 - 07:21

Красавица! Большое спасибо за ссылочку, а главное за Ваш труд по восстановлению легендарной машины. Хочется также надеяться, что сертоловская СУ-85 попала не в металлолом, а в хорошие руки и также будет восстановлена в качестве исторической самоходки, вот только почему то про этот корпус СУ-85 из Сертолово давно уже ничего не слышно.



#16 Alpenshutze

Alpenshutze

    Призывник

  • Новичок
  • 4 сообщений
  • Город:Саратов

Отправлено 06 Июнь 2018 - 19:43

А откуда информация что саратовская машина полностью уничтожена? В прошлом году остов корпуса стоял относительно целым, только одно пробитие из гранатомёта было. В этом году я до неё пока ещё не добрался.



#17 KursanT

KursanT

    Подполковник

  • Пользователь
  • 1 734 сообщений
  • Город:Питер

  • 291.I.D.

  • КВИР "Доброволец"

Отправлено 06 Июнь 2018 - 22:10

Также ранее корпуса самоходок СУ-85 и СУ-122 находились в Ленинградской области на задворках одной из войсковых частей под Сертолово. СУ-122  из под Сертолово в настоящее время находится в экспозиции музея Верхней Пышмы. Имеющаяся в  Верхней Пышме самоходка СУ-85 поступила в музей с памятника из войсковой части г.Ломоносова Ленинградской области. А вот где сейчас находится корпус сертоловский СУ-85 непонятно. 

Из Сертолово всё это счастье, насколько я помню, вывезли в период между осенью 2009 года (я там ещё служил) и осенью 2011 (приезжали - был план забрать (официально, через командование округа) на восстановление в политехнический университет, т.к. в политехе учился Кошкин, но попытки поставить в политехе памятник 34-ку успеха не имеют за неимением самой машины, равно как и денег на её закупку по коммерческим ценам).

 

На момент приезда от самоходок остались только части гусениц в земле. От ИС-3 - лист брони с башни.

Очевидно было, что руководство части было в курсе и в доле. Уже на следующий день кусков гусениц и след простыл и все (в том числе руководство ОУЦа) делали вид, что ничего не было, танков никаких не было, ничего знать не знаем. Так что видимо толкнули по выгодной цене. По неофициальным разговорам ещё тогда сказали, что увезли куда-то в Москву.

Кроме СУ-85 и СУ-122 оттуда были вывезены в неизвестном направлении ИС-3 (стоял на соседнем участке полигона, метров 200), БТР-152 (зачем???) и два танка Т-34-85: один с постамента перед спортзалом/бассейном расформированного военного городка в самом Сертолово, второй с постамента для перед КПП 56-го ОУЦ в Сертолово-2 (заменён на современный танк).
Выкопали ли корпус БТР-152, который служил основой мусорки возле части - не знаю.

Пушку Зис-3  с того же полигона (часть которая ближе к Песочному, где стрелковые клубы), на сколько я знаю, уже тоже толкнули.


  • 0

#18 wadimych

wadimych

    Младший лейтенант

  • Пользователь
  • 546 сообщений

Отправлено 06 Июнь 2018 - 22:24

А откуда информация что саратовская машина полностью уничтожена? В прошлом году остов корпуса стоял относительно целым, только одно пробитие из гранатомёта было. В этом году я до неё пока ещё не добрался.

Слухи.


  • 0

#19 Alpenshutze

Alpenshutze

    Призывник

  • Новичок
  • 4 сообщений
  • Город:Саратов

Отправлено 06 Июнь 2018 - 23:11

Слухи.

В ближайшее время скатаюсь, проверю. По моей информации по ней как раз перестали стрелять после звонка из Москвы



#20 Ural Max

Ural Max

    Старший прапорщик

  • Модератор
  • 321 сообщений
  • Город:Екатеринбург

Отправлено 08 Июнь 2018 - 07:59

Так где же продолжение истории о постройке 85й?
  • 0