Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

Реальные морские истории Великой Отечественной и WW2

рассказы факты истории

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 4

#1 IGORIANGRAY

IGORIANGRAY

    Старший прапорщик

  • Пользователь
  • 437 сообщений
  • Город:Ростов-на-Дону

  • Азовский кр.флотец

Отправлено 31 августа 2016 - 14:17

12 октября 1943 г. в районе Тана-фьорда в 15 час. 45 мин. разведкой Северного флота были обнаружены 3 немецких больших транспорта, имевших в двух линиях охранения 2 миноносца, 12 сторожевых кораблей, 5 тральщиков и 10 сторожевых катеров, т. е. всего 29 охранных, кораблей. Над конвоем непрерывно держались 2 "Мессершмитта". Этот небывалый в морской истории эскорт можно было бы назвать "почетным" - почетным для североморцев, ибо подобный факт наглядно демонстрирует уважение немцев к советским кораблям И самолетам и страх перед ними. Можно полагать, что если бы германские подводники или летчики когда-либо встретились с советским или английским конвоем аналогичного состава, они заявили бы протест и объявили такую форму ведения войны "незаконной". На рассвете следующего дня состав морского эскорта уменьшился на 6 сторожевых кораблей и 3 катера, но все же оставался семикратным при одновременном увеличении воздушного охранения. Самое характерное в приведенном примере то, что последовательными ударами нашей морской авиации, несмотря на сильный огонь вражеской артиллерии, применение немцами дымзавес, маневрирование для уклонения от атак и от торпед и наращивание в бою новых сил истребителей, вызванных из баз, были потоплены один транспорт (из трех) и один эскортный корабль; 2 оставшихся транспорта были сильно повреждены. Сбито 15 самолетов противника. То, что приведенный факт ее является случайным, можно видеть на примере операции, проведенной 17 марта 1944 г. На рассвете этого дня подводная лодка типа "Малютка" прорвала охранение и потопила один из четырех больших транспортов конвоя, имевшего в эскорте 4 эскадренных миноносца, 8 сторожевых кораблей, 2 тральщика, 2 сторожевых катера и, кроме того, 14-16 самолетов воздушного эскорта. Несмотря на такое мощное обеспечение конвоя и ожесточенное преследование, которому подверглась "Малютка" (на подводную лодку было сброшено до 170 глубинных бомб), она, торпедировав транспорт, благополучно возвратилась в базу. Не успели немцы прекратить безуспешное преследование подводной лодки и закончить спасение уцелевших людей с потопленного транспорта, как появились самолеты-разведчики Северного флота, за которыми вскоре подошла атакующая группа торпедоносцев, штурмовиков и бомбардировщиков. Немцы вызвали дополнительное истребительное прикрытие с береговых аэродромов. К этому времени уцелевшие 3 транспорта имели шестикратное охранение на воде и до 50 самолетов, прикрытия. Развернувшийся бой в воздухе после двух комбинированных ударов "Ильюшиных" и торпедоносцев, обеспечивавшихся нашими истребителями, привел к потоплению одного транспорта водоизмещением 6000 т., тяжелому повреждению 8000-тонного транспорта, потоплению двух сторожевых кораблей и к потере немцами 15 самолетов. Таким образом, если рассматривать операцию в целом, то из четырех ценных объектов конвоя 50 % уничтожено и 25% повреждено; только одному транспорту удалось дойти до места назначения.
  • 0

#2 IGORIANGRAY

IGORIANGRAY

    Старший прапорщик

  • Пользователь
  • 437 сообщений
  • Город:Ростов-на-Дону

  • Азовский кр.флотец

Отправлено 31 августа 2016 - 14:27

5 июля 1942 г. "Admiral Tirpitz" совместно с "Admiral Scheer" рискнули выйти в операцию под эскортом большого числа охраняющих эскадренных миноносцев и самолетов. Это был период полярного дня, когда авиация в течение круглых суток обследовала всю зону операции и убедилась, что поблизости нет крупных английских сил.

Все было немцами учтено, кроме искусства советского подводника Героя Советского Союза капитана 2 ранга Лунина, который, прорвав зигзагирующее охранение, торпедировал "Admiral Tirpitz" и нанес ему настолько серьезные повреждения, что операция была сорвана. Линейный корабль малым ходом и под усиленным, дополнительно вызванным охранением был отведен в одну из баз, а союзные конвои беспрепятственно проследовали по назначению.

Несколько месяцев о линейном корабле "Admiral Tirpitz" не было слышно и, несмотря на наличие исправных "Scharnhorst", "Admiral Scheer" и крейсеров.

Наконец, после более чем годового перерыва, 11 сентября 1943 г. весь мир был широко оповещен Берлином о крупной операции линейных сил на Севере: "В ночь на 10 сентября германские корабли и крупные экспедиционные силы произвели значительную операцию против военных объектов Шпицбергена. Германские корабли уничтожили укрепления береговой обороны, взорвали основные военные объекты и, в частности, радиостанцию, метеостанцию, портовые сооружения, электростанцию, водопровод, крупные нефтехранилища, склады с боеприпасами, продовольствием и т.д. Захвачено большое количество пленных. Все экспедиционные силы вернулись на свои базы."

В различных вариациях с насыщением героическими подробностями подобные сообщения повторялись месяцы, причем особенно настойчиво для внутри германского вещания. Во всех случаях сообщения заканчивались таким рефреном "наши силы потерь не имели", "все наши корабли благополучно возвратились в базу" и т. д.

Несмотря на то, что в основном эти германские сообщения были рассчитаны на внутренний рынок, кое-кто за границей реагировал в том же духе. Радио Стокгольма, правда, ссылаясь на германское информбюро, еще 2 января 1944 г. преподносило своим слушателям такие истины: "В сентябре неожиданным ударом немецким военно-морским силам удалось на долгие месяцы вывести из строя английский опорный пункт на Шпицбергене. Тщетно пытались англичане при помощи подводных лодок "малюток" атаковать тяжелые немецкие корабли, сосредоточенные в норвежских фиордах".

Надо сказать, что в первый момент, еще 10-11 сентября германская операция поставила многих перед головоломкой. Дело в том, что на Шпицбергене никогда не было оборонительных сооружений и крупных нефтехранилищ или складов боеприпасов по той простой причине, что там никогда не было ни военного гарнизона, ни опорного пункта. Электростанция и прочие сооружения, обслуживавшие угледобывающие предприятия, были демонтированы или вывезены в первые дни войны. Поэтому борьба германских сил с ветряными мельницами сперва показалась весьма подозрительной. Были опасения, не является ли это тонкой военной хитростью с целью завлечь в западню часть английского или советского флота. Но при ближайшем изучении всех обстоятельств и деталей этой "грандиозной" операции выяснилась фактическая сторона дела, которая кратко сводится к следующему.

Выходу эскадры в составе "Admiral Tirpitz", "Scharnhorst", "Lutzow" и восьми эскадренных миноносцев предшествовала глубокая воздушная разведка всего Северного театра. Ни конвоев, ни боевых сил союзников в море не оказалось. Приняв все меры скрытности, германская эскадра в темноте проскочила прибрежные воды и, появившись засветло перед бывшим рабочим поселком в Айс-фьорде на Шпицбергене, обстреляла заброшенные деревянные бараки и лачуги, а потом тем же порядком возвратилась в норвежские шхеры, после чего началось соответствующее "широкое вещание". Вся забота германского командования сводилась к тому, чтобы ни с кем не иметь встреч. Понятна настойчивость, с которой повторялось, что никаких потерь нет. Ложь из разряда современной американской пропаганды о непобедимости их армии.


  • 0

#3 IGORIANGRAY

IGORIANGRAY

    Старший прапорщик

  • Пользователь
  • 437 сообщений
  • Город:Ростов-на-Дону

  • Азовский кр.флотец

Отправлено 31 августа 2016 - 14:33

Немцы, а вслед за ними итальянцы очень рекламировали мнимые успехи своих торпедных катеров, которые на страницах фашистских газет "перетопили" грандиозное число советских боевых кораблей и торговых судов, во всяком случае в 2-3 раза превосходящее фактическую численность всего Черноморского флота. Приученные не удивляться этой своеобразной арифметике, черноморцы все же имели много веселых минут, когда узнали по радио и позже из немецких газет, что состоялось награждение золотыми медалями и железными крестами командиров катеров, которые "утопили" крейсер "Красный Крым".

Газета "Фелькишер Беобахтер" так живописала об этом событии в номере от 6 августа 1942 г.

"Советский крейсер, лишь недавно модернизированный, был потоплен катером, которым командовал старший лейтенант Леньяни, награжденный за это "Золотой медалью". Потопление советского крейсера является новым подтверждением выдающихся действий итальянских торпедных катеров, оперирующих в Черном море вместе с германскими и румынскими легкими морскими силами".

Особенно весело встретил, это сообщение экипаж благополучно здравствующего крейсера "Красный Крым", который за отличную боевую деятельность и образцовое выполнение задач зачислен в число гвардейских кораблей.


  • 0

#4 IGORIANGRAY

IGORIANGRAY

    Старший прапорщик

  • Пользователь
  • 437 сообщений
  • Город:Ростов-на-Дону

  • Азовский кр.флотец

Отправлено 31 августа 2016 - 14:55

Тщательно подготовленный исторический штурм Севастополя длился непрерывно трое суток, с 7 по 9  мая. В результате его,  войска 4-го Украинского фронта "прорвали сильно укрепленную долговременную оборону немцев, состоящую из трех полос железобетонных оборонительных сооружений", и город Севастополь был взят.  Еще раз сталинская стратегия продемонстрировала миру образец классической операции.

Те 16 километров от внешнего обвода до города, которые немцы в 1941/42 г. преодолевали в течение 250 суток, сейчас были пройдены нашими войсками фактически в трое суток, а если считать с начала подготовки к штурму - в 23-24 дня.  

Не спасли немцев ни двухлетняя напряженная работа по восстановлению и наращиванию новых оборонительных сооружений крепости, ни громадные минные поля, ни многослойная проволока, ни объявленная на весь мир немецкая гарантия, что Севастополь абсолютно неприступен, ни приказы из Берлина держаться во что бы то ни стало и оборонять "каждую траншею, каждую воронку, каждый окоп".

Как всегда бывало и раньше в критические моменты войны, взаимодействие пропагандистов германской армии и флота опять оказалось несостоятельным. В то время как радиокомментатор генерал Дитмар и часть прессы, забыв о том, что они проповедовали в течение двух лет, перестроились и стали утверждать, что Крым и Севастополь уже не имеют военной ценности, а эвакуация прошла удачно, своевременно и точно по планам германского командования, известный немецкий морской обозреватель контр-адмирал Гадов, правдa, в очень деликатных выражениях, говорит о другом. "Мы отнюдь не намерены, - пишет Гадов в "Дейче Аль-гемейне Цейтунг" 17 мая 1944 г., - изобразить наш отход из Крыма, как славную победу... Мы лишь воздаем должное этой необычайной операции.

Корабли выполняли свои задачи, невзирая на возраставшее превосходство противника в воздухе и бесчисленные атаки вражеского надводного и подводного флота".

Еще больше удружил немцам своей оценкой финский радиообозреватель Кристофер Шильд, который сразу же после падения Севастополя (11 мая) заявил: "Разница заключается в том, что если в 1941/42 г. оборона Севастополя русскими действительно задержала на длительное время осуществление планов наступающих, то сейчас оборона немцами Севастополя, ввиду ее краткости, не причинила серьезного ущерба нападающей Красной Армии".

 

 


  • 0

#5 IGORIANGRAY

IGORIANGRAY

    Старший прапорщик

  • Пользователь
  • 437 сообщений
  • Город:Ростов-на-Дону

  • Азовский кр.флотец

Отправлено 31 августа 2016 - 15:25

Примером провальных действий специалисты называют американскую операцию "Коттедж" по освобождению от японцев Кыски, одного из Алеутских островов, в августе 1943 года. Этот остров японцы удерживали целый год небольшими силами. Весь этот год авиация Соединенных штатов бомбила оба острова: Кыску и Атту. Кроме того, в районе постоянно находились военно-морские силы обеих сторон, включая подводные лодки. Это было противостояние в воздухе и на воде.

Опасаясь японских атак на Аляску, США направили в район Алеутских островов пять крейсеров, 11 эскадренных миноносцев, флотилию малых военных кораблей и 169 самолетов, там же находились и шесть подводных лодок. Воздушные атаки американцев происходили практически ежедневно. Уже к концу лета 1942 года японцы на острове Кыску стали испытывать проблемы с продовольствием, снабжать острова становилось все тяжелее. Решено было эвакуировать японские силы на острове.

Перед этим в мае 1943 года на протяжении трёх недель происходили кровавые сражения за остров Атту. Японцы в горах держались настолько упорно, что американцы вынуждены были запросить подкреплений. Оставшись без боеприпасов, японцы пытались удержаться, вступая в отчаянные рукопашные схватки и действуя ножами и штыками. Бои превращались в резню, - пишет американский исследователь Теодор Роско.

Американцы не ожидали, что японцы дадут такой отпор. Штаты бросили на Атту подкрепление из свежих сил - 12 тысяч человек. К концу мая битва была окончена, японский гарнизон острова - около двух с половиной тысяч человек - фактически уничтожен. Но и американцы понесли значитаельные потери - более 2 тыс. обмороженных, 1100 раненых и 550 убитых. Японцы проявили настоящий самурайский дух и сражались холодным оружием, когда исчерпался весь боезапас. Такое надолго запоминается. И когда пришла очередь освобождать американский осторов Кыску, командование США знало, с чем может столкнуться.

В районе острова было сосредоточены максимально возможные силы: около сотни кораблей с 29 тысячами американских и пятью тысячами канадских десантников. Гарнизон Кыски насчитывал около пяти с половиной тысяч японцев. Для проведения эвакуации своих сил и техники с острова японцы умело использовали погодные условия. Под "прикрытием" тумана японцы сумели выскользнуть из грозившей вот-вот захлопнуться ловушки, да еще и "напакостить" американцам, заминировав и сушу, и море. Операция по эвакуации гарнизона Кыски была проведена идеально и вошла в учебники военного дела. 

Два крейсера и десяток эскадренных миноносцев японского флота были стремительно переброшены к острову Кыска, вошли в гавань, в течение 45 минут приняли на свои борта больше пяти тысяч человек. Их отход прикрывали 15 подводных лодок. Эвакуация острова для американцев прошла незамеченной. Ещё в течение двух недель, прошедших между эвакуацией японцев и высадкой американского десанта, командование США продолжало наращивать группировку на Алеутах и бомбить пустой остров.

Потом в соответствии с классической теории захватов американские и канадские силы высадились сразу в двух точках западного побережья Кыски. В этот день американские военные корабли обстреляли остров восемь раз, сбросили на остров 135 тонн бомб и кипы листовок с призывами сдаться. Но японцы упорно не желали сдаваться, что впрочем, не удивляло американское командование. Остров был совершенно пуст, но американцы полагали, что коварный противник затаился и ждёт ближнего боя.

Американцы два дня с "боями" продирались по острову, стреляя от страха в соседей, принимая их за японцев. И, все еще не веря себе, в течение восьми дней американские солдаты прочесывали остров, обшаривая каждую пещеру и переворачивая каждый камень, разыскивая "спрятавшихся" хитрых японских солдат. Потом они подсчитали потери при захвате своего острова. Их оказалось больше 300 человек убитыми и раненными.

31 американский солдат погиб из-за так называемого "дружественного огня", искренне считая, что стреляют японцы, еще полсотни таким же образом получили огнестрельные ранения. Около 130 солдат выбыли из строя из-за обморожений ног и "окопной стопы" - грибкового поражения ступней, которым способствовала постоянная влажность и холод. Кроме того, на японской мине подорвался американский эсминец "Абнер Рид", на борту которого погибли 47 человек и больше 70 были ранены.

"Для того чтобы выбить их (японцев) оттуда, мы в конечном счете использовали войска численностью свыше 100 тысяч и большое количество материальной части и тоннажа", - признается адмирал Шерман. Соотношение сил беспрецедентное во всей истории мировых войн". Интересно, какие награды получило американское командование за операцию по "успешному" освобождению острова Кыску?


  • 0