Проводная связь в наступлении
18 и 25 января в рамках мероприятий посвящённых 71-й годовщине Снятия блокады города Ленинграда 27 января 1944 года в Ленинградской области в н.п. Красное село и у д. Порожки проводились две масштабные военно-исторических реконструкции, в которых принимали участие со стороны Красной Армии группы связистов со своим оборудованием. На обеих, мероприятиях части Красной Армии в рамках сценария наступали, что ставило применение проводных средств связи в такой ситуации в сложное положение, так как наступающие части постоянно удаляются, пусть даже не на значительное расстояние от узла связи, установленного на исходной точке рубежа наступления.
18 января в Красном селе бойцы связисты прибыли из трёх клубов Связист, Рейд и Красная звезда и насчитывали значительное количество бойцов, однако не все они имели исправное личное оружие, а часть тех кто его не имел был вооружён ММГ или был женского пола или подростком.
В качестве средств связи, использовался индукционный коммутатор на 10 номеров П-193 и 4 аппарата (два УНА-И-43 и два ИАА-44) которые были привезены на поле разными клубами и не проверены заранее. При этом непосредственно на месте по прибытии выяснилось, что один ИАА-44 неисправен из-за внутреннего механического повреждения (не работает индуктор) и подлежит ремонту в мастерской, а другой УНА-И-43 имеет неисправность слышимости и его ремонт был произведён прямо на поле путём замены целиком телефонной трубки на запасную, которая находилась в сумке с инструментами.
Исходная позиция Красной Армии из-за незначительных размеров площадки находилась вне поля боя за лентой ограждения. Для облегчения использования проводной связи пункт связи был развёрнут непосредственно у ленты ограждения с внешней стороны с возможностью визуального наблюдения за полем боя из-за ленты ограждения, самим связистам на коммутаторе приходилось находиться в непосредственном контакте со зрителями. К установленному на узле связи коммутатору был подключён аппарат исправный ИАА-44, а три остальных выданы двум группам связистов (командир, боец с катушкой, боец с телефоном, посыльный и три бойца прикрытия огнём) которые соответственно наступали с ротами Красной Армии на левом и правом флангах. Центр позиции обеспечивал флангам огневую поддержку силами всех остальных бойцов из клубов связи со средствами усиления (два пулемёта трофейным ZB-26 и ДТ-29) и тоже имел группу связистов с аппаратом.
Непосредственно провода с катушек группы идущей в центр и на правый фланг до боя были подключены к коммутатору и находились в готовности к размотке, а провод левого фланга был проложен и подключён к аппарату (ИАА-44 с неисправным индуктором) вдоль ленты ограждения поля до исходной позиции 2-й роты которая, пользуясь складкой местности, имела возможность, находится непосредственно внутри поля боя. При этом связист левого фланга мог только отвечать при вызове с коммутатора, но сам вызвать узел связи не мог.
До боя связь была проверена только с левым флангом, но именно с ним и была утеряна, так как уже в процессе мероприятия выяснилось, что танк Т-60 из подразделений Красной Армии будет выдвигаться на поле боя из-за спин зрителей как раз между расположением 2-й роты и узлом связи и при движении оборвал провода связи с ней. Связь была восстановлена посыльным связистом с узла связи, но потом по неопытности связистов вновь разорвана и на этот раз окончательно. Связисты правого фланга в процессе продвижения на промежуточном рубеже подключились и смогли установить связь с узлом связи, но потом по причине замыкания линии слышимость с ними пропала, хотя вызов на коммутатор постоянно проходил. Постоянная и устойчивая связь была лишь с центральной группой которая выдвинулась на 35-40 метров и поддерживала огнём правый, а позже и левый фланг наступающих войск Красной Армии при этом сама находилась на месте лишь три раза сменив рубеж наступления и каждый раз разматывая кабель и подключая аппарат имела стойкую связь.
25 января на мероприятии «В полосе прорыва» в районе н.п. Порожки на месте наступательных боёв января 1944 г реконструкторы связисты прибыли из различных клубов военно-исторической реконструкции Связист, Рейд, Красная звезда, а также совместно с ними были бойцы клуба Роза ветров, связисты из Красногорска, Москвы и Северодвинска. Все они были сведены в единую группу и составляли значительную часть бойцов 1-й стрелковой роты Красной Армии. Не все клубы (в т.ч. иногородние) прибыли со своей техникой связи, то все были разделены на два взвода – взвод бойцов в качестве пехоты для наступления, в составе двух отделений. Второй взвод предназначенный для управления и связи также состояла из отделения связистов с техникой связи и отделения вооружённых связистов прикрытия со средствами усиления - двумя ручными пулемётами ДТ-29 и чешским ZB-26. В группе управления находились бойцы не имевшие вооружения или с ММГ (девушки и подростки) и участвовали в помощи по транспортировке средств связи (катушки и аппараты).
В качестве средств связи различные клубы привезли коммутатор П-193, два аппарата УНА-И-43, один УНА-И-31, два аппарата ИАА-44. Однако один аппарат УНА-И-43 был запасным и ИАА-44 оказался не комплектным (нет микрофона) и их не использовали. Для прокладки кабеля использовали заплечный кабельный станок выпуска 1932 г. производства Австрии, советские катушки ТК-10 и ТК.
Тактически в рамках сценария 1-я рота занимала правый фланг на исходных позициях и первоначально двигалась перпендикулярно направлению всего сценария мероприятия вдоль ленты ограждения поля вдоль зрителей в фронтом в развёрнутом виде тремя взводами (взвод связистов был к ленте крайним левым), а взвод управления и группа медиков находились на удалении сзади.
2-я стрелковая рота также имела в составе двух связистов девушек с катушкой кабеля и двумя американскими телефонами ЕЕ-8 из новгородского клуба «3-й взвод». Однако руководство клуба не поставило командиров рот о наличии средств связи и как следствие не имелось договорённости о совместной прокладке связи. В результате связисты с техникой весь бой вместе с бойцами клуба из-за халатности и безынициативности командования 2-й роты (о более 20 бойцах и пулемёте ДШК просто забыли), а также из-за отсутствия как проводной, так и визуальной связи с ними пролежали час на исходных позициях и только в самом конце направились в атаку.
После начала мероприятия и достижения точки разворачивания узла связи (которая была намечена заранее до боя) установки коммутатора и подключения к нему аппарата, была проложена линия связи к передовому пехотному взводу связистов 1-й роты в район дороги, а затем после того как части пехотного взвода связистов продвинулись дальше, первая точка связи была перенесена вперёд. На свободное место где они находились ранее в расположения артподразделений была проложена вторая линия связи с которой велось наблюдение и координация. При этом связь на коммутаторе передавалась голосовым повтором через телефониста который отвечал за его обслуживание, а не путём соединения и вызова через штекера другого номера. При необходимости руководство осуществлялось посыльными.
Как только все немецкие контратаки по фронту были отбиты и сработала вся пиротехника, заложенная заранее, связисты из отделения прикрытия узла связи поддержали атаку на немецкие позиции.
Выводы
По опыту двух этих мероприятий связисты в различных клубах недостаточным образом заранее проверяют свою техническую базу, что выразилось в неисправном и некомплектном телефонах ИАА-44, не правильной намотке кабеля так как на двух катушках оказался очень короткий внутренний конец кабеля для их подключения и их ещё до боя пришлось размотать-смотать 18 января прямо на поле, отсутствии у личного состава бокорезов которые желательно иметь в кармане каждому связисту который занимается прокладкой линии.
В зимних условиях велика степень попадания снега в аппараты и поэтому надо вести постоянный контроль за тем чтобы их не открывали специально или случайно до боя, а также не ставили без надобности в снег.
Функция связиста в группе, продвигающейся с наступающими бойцами Красной Армии должна быть отработана до автоматизма по алгоритму действия в случае прибытия на рубеж установки телефона –
- Прибыли на рубеж.
- Достать внутренний конец кабеля с катушки.
- Подключили к аппарату.
- Вызвали узел связи и получили ответ.
Этот алгоритм должен осуществляться максимально быстро без задержек, так как время мероприятия коротко.
Всем бойцам связистам которые привезли с собой технику связи на мероприятии как можно ранее до начала его требуется предупредить командование как непосредственно соответствующего рода войск так и тактическое командование, чтоб о них знали и при возможности грамотно использовали в сценарии или для управления.
По опыту мероприятий и для управления и координации сценария разумно было бы иметь на узле связи работающую на приём портативную рацию на волне организаторов мероприятия, так как командиры рот имеющие их не всегда могут видеть всё поля боя и даже все участки тех частей которыми непосредственно командуют из-за складок местности. 25 января часть бойцов 2-й роты не имея визуальной связи просто забыли на исходных позициях, а часть бойцов 1-й роты на правом фланге спустилась ниже и переходила реку по льду, а часть 1-й роты двигалась параллельно по дороге через мост при этом между ними находилось поле с закладками имитаторов, на которое вход был запрещён до конца мероприятия. С узла связи находившемся в центре с НП имелась возможность видеть оба фланга и координировать их действия, однако в бою на правый фланг (вниз к разбитому самолёту) из-за суматохи связь не проложили, но визуально контролировали действия и общались через посыльных. Наличие рации на приёме на узле связи упростило бы управление.
Положительным моментом может быть схема обустройства узла связи заранее за оградительной лентой или вблизи её прямо в процессе мероприятия, но при условии минимум 30-40 минут расчётного времени самой военно-исторической реконструкции.
В целом действия связистов как тактически, так и технически были удачными, но личному составу требуется заранее в условиях тыла проводить тренировки по обращению с техникой и зачисткой бокорезами кабельной изоляции.