Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

Реставрация редкой бронетехники

бронетехника сау самоходная гаубица французскиая техника на служб лорьен лоррейн

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 44

#1 Driver

Driver

    Лейтенант

  • Пользователь
  • 696 сообщений
  • Кубинка

Отправлено 11 Январь 2015 - 19:52

*
Популярное сообщение!

Представляю вашему вниманию процесс реставрации немецкой САУ с длинным названием - 10,5 cm leFH 18/4(SF) auf GW Lorraine Schlepper (f).

История этой САУ началась с начала производства во Франции фирмой «Лорьен» легкого бронетранспортера модели Lorraine 37L. В период с 1938 по 1940 год, сделано было порядка 500 единиц, включая немного модернизированную версию Lorraine 38L.( в разных источниках количество произведенных машин этого типа различаются).

Во время боев во Франции бронетранспортер активно использовался французами по назначению, а так же как связная машина и разведчик, тягач для артиллерии.
После поражения Франции немцам досталось порядка 300 исправных машин, которые они поставили себе на вооружение, большую часть превратив в САУ.
Грубо говоря, в результате переделок получилось около 150 единиц противотанковых установок, названных немцами Мардер, или Мардер 1, оснащенных 75-мм немецкой PaK-40. (Мардером 1 назывались ПТ САУ, созданные не только на базе Лорьенов, но и на базе любой французской техники, Мардер 2 был на базе Pz II, а Мардер 3 - на базе Pz 38(t)). Эти ПТ САУ воевали на многих участках фронта, были они и под Сталинградом.
Вторая по калибру установка была гаубицей - в бронированной, открытой сверху рубке установили 105мм гаубицу leFН 18. Сделано таких машин было 24 единицы, по 12 фирмами Алькетта и Бейкера, но внешне машины этих двух фирм довольно заметно различались формой рубок. Эти САУ воевали в Нормандии, отражая высадку союзников в составе 21-й танковой дивизии. Официальные сведения об этих машинах заканчиваются в конце августа 44-го года, когда 21 ТД была окружена в Фалезском котле. САУ находились в районе города Trun, где немцы упорно сопротивлялись несколько дней, позволив выйти из кольца окружения более чем 20 тысячам немецких солдат. После отступления немцев в город вошли канадские войска.
Скорее всего все эти САУ там и остались, но не исключена и вероятность их дальнейшей службы у немцев на Западном фронте.
Третья САУ вооружалась совсем уж монструозным стволом - 150мм гаубицей sFH 13, а заодно и откидным упором в землю сзади, для гашения отдачи. Сделано таких САУ было совсем немало - 94 штуки. Воевали в составе 21-й ТД в Африке, а затем в Нормандии. Одна из машин засветилась во время операции "Буря в пустыне" - бравые американские солдаты обнаружили в местном музее такую САУ, как говорят, с исправной артиллерией и на ходу, с боекомплектом. БК расстреляли, машину бросили. Насколько это верно - не знаю, но фото в сети имеются.
Дополнительно часть Лорьенов использовались как тягачи для противотанковых пушек, как командирские, связные машины, разведчики и машины артиллерийских наблюдателей.
В общем, очень интересный образец военной техники.
Помимо этих машин, был еще и разработанный до войны, но не пошедший тогда в серию укороченный образец бронетранспортера, получивший впоследствии маркировку  Lorraine 37L44. Но его не забыли, и производство этих машин развернулось на территории "Свободной Франции" в 1942-м году, параллельно со стандартным вариантом, полуподпольным образом, под видом "лесного трактора". Когда немцы вошли на территорию Виши, все готовые машины спрятали, и только после высадки союзников в Нормандии эти машины попали на вооружение французских сил.
Укороченный вариант вооружения не имел, использовался в основном как разведчик и связист с лета-осени 1944 года и до конца войны.
Итак, после войны интерес к технике, оставшейся на полях сражений был, мягко говоря, невелик. Бронетехнику активно резали на металлолом, расстреливали на полигонах, после чего она тоже попадала на переплавку. Это касалось техники всех противоборствующих сторон, которая не поддавалась ремонту и вводу в строй без значительных усилий, но больше всего досталось технике Германии, как стране, проигравшей в войне. Утилизировались даже вполне исправные, но не представляющие военного интереса машины и танки. Часть немецкой техники после войны послужила у союзников — во Франции, Сирии и т.п., но результат в конце службы был тем же — переплавка...

В результате, к настоящему времени осталось очень небольшое количество экземпляров, а некоторые в единичном количестве. И если это справедливо даже для наиболее интересных образцов немецкой бронетанковой техники, таких как Фердинанды\Элефанты, Тигры и Пантеры, то что говорить о технике малоизвестной, а то и вообще неизвестной широкому кругу людей...

Именно к такому типу техники и относится найденный несколько лет назад французский БТР Lorraine 37L. Во Франции его отреставрировали (в смысле почистили и покрасили, укомплектовали двигателем, всеми бензобаками, всеми деталями трансмиссии и ходовой части), и в таком виде его купил известный коллекционер Вячеслав Лен, который ввез его в Россию. Рубка с машины была срезана, но остались остатки бортов и сварочные швы, по которым впоследствии удалось восстановить углы наклона и толщину листов бортов рубки.

Несмотря на то, что к шасси прилагалась родная (по посадочным отверстиям) орудийная тумба, я не уверен, что владельцы машины действительно понимали, какую машину они продают, тем более за рубеж. Скорее всего предполагалось, что это был Мардер.

Однако, после того, как машина оказалась в России, её тщательно исследовали и сделали однозначный вывод — эта машина является 105 мм САУ, изготовленной из БТР Lorraine 37L на предприятии фирмы Алькетт. Это следовало из расположения сохранившихся нижних броневых листов рубки, углов наклона остатков бортовых листов рубки и сварочных швов, кронштейна крепления ствола орудия в походном положении и конструкции орудийной тумбы. И получается, что эта машина является единственной в мире, на данный момент времени, а с учетом того, что их было всего 12 (плюс 12 изготовленных на предприятии Альфреда Бейкера), вероятность обнаружить сейчас другие экземпляры этой машины практически равна нулю!

Дальнейшие поиски привели к невероятной удаче — на одном из зарубежных сайтов, в переписке, посвященной этой машине, уже после того, как она оказалась в музее на Поклонной Горе, были опубликованы фотографии этой машины на свалке в районе города Trun (как раз там, где и было их активное использование в 1944 году) после войны, причем в разные годы. Первое фото сделано в 1949 году, второе — в 1977-м. По некоторым деталям можно сделать однозначный вывод — машина на фото и та, которую видим мы - это одна и та же машина. У машины на фото и пришедшей в Россию одинаковые дуги защиты сигнала (к тому же по одной, на других фото этих машин времен войны этих дуг, как правило, две), полукруглая петля, приваренная уже после выхода машины с завода, непонятного назначения скоба на правом борту. На фотографиях других машин эти элементы отсутствуют. К тому же продавец машины, француз по имени Этьен, рассказал, что эту машину он привез со свалки в Труне, и срезал у поворотной тумбы остатки левого крепления лобового бронеэкрана, до этого их было два. Два остатка креплений мы видим и на фото 1977 года.CIMG2603.jpg img138.jpg


 


Отреставрированное шасси, попавшее в Россию, выглядело вот так:

1(5).jpg 1(3).jpg

Откуда на машине появился глушитель на правом борту и крепления для канистр сзади осталось неизвестным. Тем более, что глушитель ни к чему не подключен, и не может быть подключен, а крепления канистр сзади мало того что полностью новодельные, так и у оригинала их не должно быть. Точнее говоря, не сохранилось ни одной фотографии Алькеттовских машин сзади, поэтому утверждать стопроцентно я не возьмусь, но есть фотографии Бейкеровских вариантов. У них крепления для канистр отсутствуют, а поскольку все эти машины служили вместе в 155 артполку 21-й танковой дивизии, то оснащение у них должно быть идентичным.

По сохранившемуся номеру на рубке на фотографии 1949-го года можно определить точнее — САУ воевала в составе 7-й батареи 155-го полка.

С этого момента началось восстановление оригинального облика машины. Были внимательнейшим образом изучены все доступные по этой САУ материалы, сделана фанерная рубка (которая несколько раз переделывалась для получения полного сходства с фотографическим изображением с того же ракурса). Затем был заказан раскрой листов из легированной стали (настоящей брони такой толщины найти не удалось), и рубка сварена по всем законам изготовления бронекорпусов (на волнистых уголках с распорами), лобовые листы прикручены болтами с пулестойкими головками. Попутно оживили двигатель, перебрав системы питания и зажигания, и машина поехала своим ходом. А заодно срезали ненужное и покрасили машину в правильный, с завода, без фронтового камуфляжа, цвет.

Прикрепленные изображения

  • P1010157.JPG
  • P1020929.JPG
  • IMG_2314 (1).JPG

Сообщение отредактировал Driver: 11 Январь 2015 - 19:53

  • 27

#2 Driver

Driver

    Лейтенант

  • Пользователь
  • 696 сообщений
  • Кубинка

Отправлено 11 Январь 2015 - 20:15

*
Популярное сообщение!

Но на этом решено было не останавливаться, и собрать машину полностью, то есть вооружить её гаубицей.

Поиски гаубицы, правильной, с нужной формы дульным тормозом, заняли несколько лет, но в результате сильно поврежденный ствол гаубицы удалось найти в районе Мурманска. Стволу пришлось исправлять геометрию, резать и сваривать. Стрелять боевыми из неё уже никогда не удастся, но пиротехникой (дым и звук) — наверное, можно. На первом же мероприятии покажем пиротехникам — пусть сами решают.

Станину для орудия сделали, обмерив оригинальную гаубицу LeFH 18. За исключением поворотной части, пришедшей вместе с шасси в Россию, станина новодельная, но скопирована до последней заклепки.

Еще раз изучив фотографии и воспользовавшись фанерой собрали сначала фанерную, а затем, по получившимся лекалам заказали нарезку металла на подвижную бронировку орудия.

При установке орудия на машину выяснилась одна интересная деталь — орудие совершенно неуравновешенно относительно цапф, с сильным (несколько сот килограмм) перевесом вперед. В поисках решения этой проблемы удалось найти советский отчет с описанием конструкции этой гаубицы, в котором было сказано, что пушка уравновешивается специальным пневмоцилиндром, в котором воздух находится под давлением, и даже показано, где именно этот цилиндр находится.

Сейчас процесс восстановления машины вступил в завершающую стадию — изготовление механизмов поворота и подъема ствола орудия, изготовление пневмоцилиндра уравновешивающего механизма, восстановление внешнего вида ствола орудия, сборка.

 IMG_2314 (1).JPG P1420374.JPG P1420376.JPG

 

Вот, что в результате должно получиться:

10cmlefh18gwlrsalphoto001.jpg

 

Если все пройдет успешно, то эта машина уже будет участвовать в реконструкциях летом 2015 года.


Сообщение отредактировал Driver: 11 Январь 2015 - 20:20

  • 37

#3 Ural Max

Ural Max

    Старший прапорщик

  • Модератор
  • 360 сообщений
  • Город:Екатеринбург

Отправлено 11 Январь 2015 - 22:14

Круто!


  • 0

#4 fon

fon

    Старшина

  • Пользователь
  • 249 сообщений
  • Город:Красноярск

  • 421.F.G.Tr./501.I.R

Отправлено 11 Январь 2015 - 23:41

Титанический труд !!!
  • 0

#5 товарищ Иванов

товарищ Иванов

    Старший прапорщик

  • Пользователь
  • 305 сообщений
  • Город:Саратов

Отправлено 11 Январь 2015 - 23:44

Очень круто! 


  • 0

#6 КРЮГЕР

КРЮГЕР

    Старший лейтенант

  • Пользователь
  • 944 сообщений
  • Город:Москва

  • 22 I.R.

Отправлено 11 Январь 2015 - 23:53

Низкий поклон за  такой труд ! Надеемся увидеть шедевр воочию.


  • 1

#7 Hans Dorr

Hans Dorr

    Сержант

  • Пользователь
  • 112 сообщений
  • Город:Воронеж

  • ВИК "Danmark"

Отправлено 12 Январь 2015 - 00:52

Просто нет слов!!!!!!!!!!!!  


  • 0

#8 Driver

Driver

    Лейтенант

  • Пользователь
  • 696 сообщений
  • Кубинка

Отправлено 12 Январь 2015 - 02:23

Спасибо всем ответившим на добром слове, и всем поставившим плюсики. Такая реакция очень приятна. Постараемся доделать машину качественно, чтобы самим не стыдно было.


  • 5

#9 segan

segan

    Рядовой

  • Пользователь
  • 25 сообщений
  • Город:Луга

  • 4.SS-Pol.Div.

Отправлено 12 Январь 2015 - 02:59

нет слов. Надеюсь увидеть в дальнейшем на реконструкциях.....


  • 0

#10 jagd60

jagd60

    Лейтенант

  • Пользователь
  • 605 сообщений
  • Город:Псков

  • 3-й Пехотный Полк

Отправлено 12 Январь 2015 - 03:10

Жаль, что только на 44год по Западному фронту подходит... Но зато теперь драйва она союзникам должна добавить. :) Отлично получается! И радует правильный подход к этому нелегкому делу.


  • 0

#11 KursanT

KursanT

    Подполковник

  • Пользователь
  • 1 911 сообщений
  • Город:Питер

  • КВИР "Доброволец"

Отправлено 12 Январь 2015 - 08:03

Спасибо всем ответившим на добром слове, и всем поставившим плюсики. Такая реакция очень приятна. Постараемся доделать машину качественно, чтобы самим не стыдно было.

Не совсем понял из описания: в итоге то толщина листов рубки как у оригинала? Только просто легированная сталь, а не броневая, правильно?
Ну а неуравновешенность орудия это норма в артиллерии, и тема с уравновешиванием достаточно стандартная.

А так хорошая САУ ;)


  • 0

#12 Сапер71

Сапер71

    Генерал-майор

  • Пользователь
  • 2 550 сообщений
  • Город:Москва-бад

Отправлено 12 Январь 2015 - 08:59

Просто здорово
  • 0

#13 Evgeniy 84

Evgeniy 84

    Рядовой

  • Пользователь
  • 33 сообщений
  • Город:минск

Отправлено 12 Январь 2015 - 12:10

Отличная реставрация! Хорошая тема ! И отличный  экземпляр для работы . В наших болотах такое отыскать редкость.


  • 0

#14 Markgraf

Markgraf

    Старший лейтенант

  • Пользователь
  • 870 сообщений
  • 1.I.R.

Отправлено 12 Январь 2015 - 12:39

Красиво..ждем продолжения , и очень хотим увидеть САУ в живую!


  • 0

#15 Driver

Driver

    Лейтенант

  • Пользователь
  • 696 сообщений
  • Кубинка

Отправлено 12 Январь 2015 - 12:48

Не совсем понял из описания: в итоге то толщина листов рубки как у оригинала? Только просто легированная сталь, а не броневая, правильно?

Совершенно верно. Толщина как у оригинала, но металл не броня, а легированная сталь.

Изначально хотели сделать совсем хорошо, но выяснилось, что броневой прокат толще 6 мм купить невозможно, а листы брони такого размера и толщины от разбитых машин найти не получится. Сэндвич из тонких листов решили не делать. В результате подобрали сталь, наиболее похожую по химсоставу на броневую, и сделали из неё.

Но броню бронёй делает не только химсостав, но и правильная термообработка. Сгоревшие танки никогда не восстанавливают, потому что нагрев брони при горении машины отпускает броню, и она становится просто легированным металлом. Правильно закалить корпус танка после того. как он сгорел, в принципе можно, но это очень затратно и далеко не всегда результат будет ожидаемым. Поэтому проще и дешевле сделать новый танк, а сгоревший переплавить.

Возвращаясь к нашей САУ, закалить листы можно было бы, но при таких размерах листы бы точно покоробило. Соответственно, их нужно будет отпускать и править, потом снова калить... Решили не доводить процесс до маразма.  :)


Ну а неуравновешенность орудия это норма в артиллерии, и тема с уравновешиванием достаточно стандартная.

 

 

Ну я, скажем так, не совсем артиллерист, точнее даже совсем не артиллерист. :) Танковые пушки почти всегда неуравновешенны и с укороченным откатом, но связано это с недостатком места в башне. Полевые орудия недостатком места не страдают, поэтому я считал, что они более уравновешенные, чем танковые. Но вот будем знать... Как говорится, век учись, дураком помрешь :)
 


  • 5

#16 LOCO

LOCO

    Старший прапорщик

  • Пользователь
  • 444 сообщений
  • Город:Тула

  • ВИК 156 полк НКВД

Отправлено 12 Январь 2015 - 18:43

Просьба побольше выкладывать фото процесса реставрации - очень интересно!
  • 0

#17 Borisych

Borisych

    Лейтенант

  • Пользователь
  • 635 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 12 Январь 2015 - 19:20

Это просто чудо! С нетерпением жду новых фото.


  • 0

#18 Vladimir

Vladimir

    Капитан

  • Пользователь
  • 1 025 сообщений
  • Город:Красногорск

  • ВИК Рота связи

  • ВИК "СОМ"

Отправлено 13 Январь 2015 - 13:05

Присоединюсь , ждём новых фото. Удачного завершения проекта!


  • 0

#19 Driver

Driver

    Лейтенант

  • Пользователь
  • 696 сообщений
  • Кубинка

Отправлено 15 Январь 2015 - 23:23

Еще раз всем спасибо! Как будет что-нибудь новенькое - обязательно выложу.


Сообщение отредактировал Driver: 15 Январь 2015 - 23:24

  • 1

#20 Driver

Driver

    Лейтенант

  • Пользователь
  • 696 сообщений
  • Кубинка

Отправлено 24 Февраль 2015 - 15:02

Добавлю ещё пару фото.

Перебрали главную передачу, бортовые передачи и тормозные устройства. Поводом этому послужило отсутствие функции блокировки дифференциала (на этом шасси стоит дифференциал типа "Клетрак", бортовых фрикционов нет). При разборке выяснилось, что бортовые передачи (планетарного типа, находятся внутри ведущих колес) в идеальном состоянии, главная передача, шестерни дифференциала, тормозные ленты - тоже, муфта включения блокировки дифференциала тоже не изношена, а вот шлицов, на которые она должна надвигаться - нет, сточены под основание. Сколько не ломали голову, так и не поняли, как это могло произойти. Попутно выяснилось, что правая полуось слегка свернута винтом (а именно на ней и сидит муфта). Это доставило значительные трудности при разборке.

Разобрав все, выяснили, что изготовление новой детали со шлицами будет чрезмерно затратно (она изготавливалась из отливки или поковки, большого диаметра, кроме того, в ней помимо шлицов есть установочные отверстия для осей шестерен дифференциала с бронзовыми втулками). Решили пойти пока по пути наименьшего сопротивления, наплавив шлицы и обработав все на станках. Если не выдержит - разберем и будем делать целиком новую деталь.

Полуоси при сборке поменяли местами - благо, что они полностью взаимозаменяемые.

Прикрепленные изображения

  • 1.jpg
  • 2.jpg

Сообщение отредактировал Driver: 24 Февраль 2015 - 15:08

  • 3





Темы с аналогичным тегами бронетехника, сау, самоходная гаубица, французскиая техника на служб, лорьен, лоррейн