Принципиальная теоретическая программа мероприятия
в дошкольном и школьном учреждении
Мероприятие организованной в рамках дошкольного или школьного учреждении, ограничено рамками отдельной аудитории, зала или класса и крайне редко сочетает в себе последовательный комплекс мероприятий проводимых внутри отдельного помещения, а затем на улице.
Реконструкторы на данное мероприятие приходят в различных комбинациях копий, а иногда и оригиналов формы одежды и снаряжения по тематике лекции – к примеру в рамках одного временного периода пехотинец, моряк, лётчик, танкист, медик или в рамках нескольких периодов – солдаты Первой Мировой, периода Гражданской войны, довоенного периода 1939-1941, периода конца войны 1944-1945, а также возможно и послевоенного времени. Более того, с собой в качестве тематических дополнительных предметов приносят с собой образцы вооружения (винтовка, автомат, пулемёт и т.д.), а также различное военное имущество (полевые телефоны, предметы армейского быта или снаряжения, знамёна и т.п.).
В дошкольном учреждении проведение данного мероприятия требует отдельной подготовки помещения и чётко разработанного плана. Детское внимание у 5-7-ми летних, а особенно у 4-х летних не стойкое и крайне ограниченно по времени. План мероприятия составляется из ряда последовательных действий.
Первой вступительной частью является просмотр видео изображения детского уровня восприятия (мультфильм), краткого теоретического вступления, беседы с детьми на угадывание предметов или объектов, игровых действий в пределах помещения, короткого индивидуального творчества и окончательного акта с закреплением информации в игровой форме с обязательным награждением всех детей незначительными тематическими призами – военными символами.
Подобный план предусматривает наличие в зале посадочных мест для детей, определённых приспособлений для активной игры (мячики, корзины, стулья и т.п.), а также заранее подготовленных материалов для индивидуальной деятельности (бумага, цветные карандаши и прочее) которые используются в процессе мероприятия.
Форма проведения подобных мероприятий в школе содержит в себе более упрощённый вариант. Однако в помещении также требуется иметь достаточное количество посадочных мест для школьников и 3-4 стола для предметов тематического характера.
Начало лекции может быть аналогичным как в дошкольном учреждении, но непосредственный фото ряд или видео должен быть уже более серьёзного содержания с учётов возраста школьников при наличии техники для воспроизведения. После короткого просмотра тематического материала 4-5 минут начинается монолог ведущего, который в процессе рассказа после непродолжительного вступления переходит в стадию активной беседы с аудиторией школьников по принципу исторический факт – из него вопрос ведущего – по нему ответ аудитории.
В практике часто продолжительный монолог одного ведущего без активности аудитории быстро утомляет школьников и рассеивает внимание. Неудачным оказывается и музыкальное сопровождение в период лекций. Только в последней стадии лекции при непосредственном общении школьников с предметами исторического вооружения и снаряжения, музыкальное сопровождение возможно.
В дальнейшем беседа переходит в разряд угадывания различных тематических предметов и их особенностей с последующим разъяснением ведущего. После лекционной части в оставшееся время школьникам под контролем реконструкторов и классных руководителей разрешается подержать в руках ряд исторических реликвий – вооружение и различное снаряжение и военное имущество. При этом реконструкторы поясняют детали, принцип действия и отвечают на вопросы школьников.
Если мероприятие идёт в комплексном варианте с дополнительным действием на улице, то после короткой паузы на подготовку оно продолжается в виде просмотра школьниками каких-либо заранее подготовленных реконструкторами действий.
Практический опыт проведения
военно-историческими реконструкторами мероприятий
в дошкольных и школьных учреждениях
Для наглядности мы попытаемся подробно описать практическое проведение военно-исторических мероприятий на территории Санкт-Петербурга из опыта одного военно-исторического клуба реконструкции ОВИК «Связист». Подробность о деятельности данного клуба можно узнать в социальной сети вконтакте (http://vk.com/club4080665).
В период с октября 2013 по января 2014 года членами данного военно-исторического клуба вместе с другими общественными организациями было проведено несколько мероприятий на различные исторические темы в дошкольном и нескольких школьных учреждениях города Санкт-Петербурга.
Исторические темы, иногда были приурочены к различным датам, но не всегда проводились непосредственно в календарную дату, так лекции по гражданской войне в Испании в 148-й гимназии им. Сервантеса были проведены 9 и 10 октября в дату праздника Дня Испании, в 609-й школе и 664-й гимназии лекции были проведены 16 и 17 января 2014 г. к дате праздника 27 января 1944 г., в гимназии № 56 лекции провели по исторической теме не связанной с календарной датой - Сталинградской битве (июль 1942 - февраль 1943) в течении трёх дней 28, 29 и 30 января. Мероприятие, посвящённое Блокаде Ленинграда в дошкольном учреждении детском саде при школе № 35 проводилась 12 декабря 2013 г..
Продолжительность лекций практически везде соответствовало временным рамкам одного школьного урока около 45-55 минут. Однако в различных учреждениях лекции ежедневно проводились разное количество раз:
148-я гимназия – 9 октября - 5 раз, 10 октября – 4 раза.
609-я школа – 16 января – 3 раза
664-я гимназия – 17 января – 1 раз
438-я школа – 23 января – 2 раза
56-я гимназия – 28 января – 10 раз (по ½ школьного урока), 29 и 30 января по 5 раз.
детский сад № 35 – 12 декабря – 3 раза.
Возрастной уровень практически везде был различный от 1 до 9 класса, а в детском саду средняя, старшая и подготовительная группы. Соответственно каждая конкретная лекция велась в той степени подробности и уровню серьёзности подачи исторической информации, какую в состоянии была воспринимать конкретная аудитория. К примеру, в 56-й гимназии в первый день короткие лекции были проведены для 1-х и 2-х классов, второй день для 3-х, а третий день для 4-х классов.
Все школьные лекции были построены по вышеприведённой теоретической схеме, в которой первоначально сообщалась краткая информация по исторической теме, а затем был произведён показ одетых в различную униформу реконструкторов с поверхностным рассказом об униформе, снаряжении и вооружении и кратковременное свободное общение. Комплексное мероприятие в помещении и на улице ни разу не предусматривалось, но в практике имелся подобный пример 27 января 2012 года в одной из школ Санкт-Петербурга, тогда после часовой лекции в актовом зале (по вышеприведённой схеме) была устроена небольшая военно-историческая реконструкция на улице на внутренней части школьной территории, но при этом общее число участников-реконструкторов лекции было значительным.
В некоторых лекциях по возможности перед рассказом был показано тематическое видео или как к примеру для лекции по Гражданской войне в Испании была подготовлена фото-презентация к которой в течении лекции постоянно обращались при изменении темы рассказа.
Униформа реконструкторов, подбиралась с максимальной разницей во внешнем виде, так к примеру в 56-й гимназии участвовали в показе униформы Красной Армии: танкист, лётчик, снайпер, пограничник и моряк, а в детском саду № 35 – танкист, разведчик, медик, командир, пехотинец и моряк. В некоторых лекциях участвовали для примера внешнего вида солдаты армии врага, так в 609-й и 664-й принимали участие солдаты финской армии, в 438-й школе солдат финской и германской армии, а в 148-й гимназии были показаны максимально униформа всех участников конфликта в Испании со стороны республики – анархист, русские добровольцы танкист и лётчик, солдаты испанской армии и интернациональных бригад, испанский боец 3-й дивизии народного ополчения в составе Красной Армии 1942 г., а со стороны армии Франко - фалангист и солдат 250-й «синей» дивизии испанцев воевавшей под Ленинградом в 1941-1943 г..
Возрастной уровень участников не имел значения даже к лекции по Испании в качестве «испанского ребёнка» в соответствующей одежде привлекалась дочь автора - школьница 2-го класса.
На лекциях использовалось различные макеты вооружение от револьверов Наган, пистолетов ТТ и Маузер, винтовок системы Мосина и Маузера, пистолет-пулемётов «Суоми», ППД-34, ППШ-41 и ППС-42, до ручного пулемёта ДП-27. В качестве предметов снаряжения, которые давались на руки школьникам удачными оказались такие предметы как головные уборы – шапки, пилотки, стальные каски, в меньшей степени поясные ремни со снаряжением, а вот такие предметы как котелки или ручные гранаты были малосодержательны и практически кроме нескольких отдельных вопросов интереса не привлекали. Одним из удачных предметов была пара исправных полевых телефонов соответствующих историческому периоду и дающих возможность осуществления разговора между собой в пределах аудитории, в которой проходила лекция.
Проводимое мероприятие в детском саду проходило по более сложному, заранее подготовленному плану. Первоначально группа детей просматривала тематический мультфильм про войну, после этого угадывало принадлежность униформы различных реконструкторов к конкретным специальностям по отдельным предметам снаряжения – сумка с красным крестом – медику, тельняшка – моряку, фуражка и снаряжение – командиру и т.д..
Для разминки детей им было предложено развить ловкость в игровой форме. Заранее реконструкторами была устроена небольшая игровая полоса препятствий, которую последовательно несколько раз (до 3-х раз) дети преодолевали. Следующей активной фазой была игра на меткость в виде забрасывания пластиковых мячей в корзину (по несколько раз на каждого ребёнка), причём для младших возрастов расстояние до корзины было минимальным, чем для старших возрастов.
После активной фазы детям было предложены занятие по изобразительной деятельности. По образцу четырёх заранее нарисованных цветных картинок различных местностей – пустыня, лес, степь, горы надо было раскрасить цветными карандашами под цвет местности, подготовленные заранее листов с контурами различной боевой техники – бронемашин, танков и самолётов периода Великой Отечественной Войны (по 1-2 на ребёнка). Рисунки после поместили на стенд.
Заключительной фазой лекции было закрепление материала у детей. Детям был показан ряд отложенных заранее предметов и было предложено угадать кому из определённых реконструкторов эти вещи принадлежат: бинокль – разведчику, гаечный ключ – танкисту, каска – пехотинцу и т.д.
В качестве награды за участие все дети получили по сувениру – пластиковые эмблемы российской армии, смонтированные на картонных красных звёздах.
В целом если подводить итог практических мероприятий в дошкольном и школьных учреждениях, то можно сделать общий вывод. Участие групп военно-исторической реконструкции в изучении и изложении истории вне традиционной темы школьной программы даёт возможность ряду школьников иметь детальную историческую информацию ещё до непосредственного изучения конкретной темы по курсу новейшей истории. Свободное общение и возможность ряд предметов музейного значения подержать в руках, узнать принцип их работы, задать вопросы на темы которые не входят в школьный курс, безусловно, положительно влияют на подрастающее поколение и закладывают начальный фундамент патриотических чувств и гордости за деяния предков, пусть и представленные в виде лишь отдельных оригинальных предметов.