Примеры массового применения средств проводной связи
на военно-исторических реконструкциях
Проводные средства связи в последние 2-3 года часто стали использоваться на военно-исторических мероприятиях не ограниченно, а достаточно массово. Принципы построения схем прокладки линий и обслуживания проводной связи достаточно хорошо описаны в нашей инструкции, а вот реальные примеры в ней абсолютно не рассмотрены, хотя разработка её проводилась именно исходя из практики применения.
В данной статье мы рассмотрим несколько примеров организации проводной связи в обороне на крупных мероприятиях фестивального типа.
Массовое применение связи в обороне с участием нашего клуба имело место минимум четыре раза – в Белоруссии на Линии Сталина 24 июня 2011, на Бородинском поле в мероприятии «Москва за нами» в октябре 2012 и два раза в районе разъезда Дубосеково на мероприятии «Поле боя» 13 и 14 июля 2013. Для наглядности мы рассмотрим каждое из мероприятий в отдельности.
Под Минском в музейном комплексе «Линии Сталина» 24.06.2011 состоялось реконструкция посвящённая первым боям в Белоруссии в июне 1941 г. Накануне прибывшие на мероприятие иногородние клубы реконструкторов-связистов (Санкт-Петербург и Красногорск) были объединены в одно подразделение вместе с привезённой ими техникой. Это подразделение связистов Красной Армии обеспечивало связью заранее подготовленную оборону и имела в своём распоряжении довоенный эстонский полевой индукционный коммутатор на 10 линий, три катушки кабеля и три полевых телефона (два ТАИ-43 и один УНА-И-43). Численность личного состава составляла 11 бойцов + командир, позволив сформировать три боевых группы связи по 3 бойца и бойца-телефониста с командиром на узле связи рядом с общим командиром войск Красной Армии в глубине обороны. Так как реконструкция происходит во второй день фестиваля, то связисты имели время для подготовки – был проведён краткий инструктаж по пользованию полевыми телефонами и коммутатором, бойцы промерили кабели, заранее прокопали поперёк дороги по которой проходила техника канавку и в секторах обороны подготовили два отдельных окопа для пунктов связи, чуть сзади позиций пехоты, а третий оборудовали в стандартной траншее в секторе обороны пехотных частей. Последнее несколько осложнило действие данной группы связистов, так как им пришлось эвакуироваться в тыл раньше всех вместе с отходящей пехотой.
Впервые новшеством было то, что прокладку линий производили не заранее, а прямо в процессе начала мероприятия, как и установку аппаратов. До начала непосредственно боя в сценарии было запланировано несколько сцен театрального характера, что позволило не только развернуть с нуля всю сеть от коммутатора, но и проверить её в спокойной обстановке. В процессе боя с узла связи штаба было передано ряд указаний, как для посыльных, так и непосредственно в процессе боя для управления подразделениями в обороне. В момент подхода противника к узлам связи, связисты покидали свои пункты и следовали в тыл на пункт связи штаба, где оставляли аппаратуру и становились отдельным стрелковым подразделением при штабе обороны Красной Армии. Данный резерв оказался последним подразделением, которое было в состоянии оказать организованное сопротивление противнику и прорвалось из окружения.
На ежегодном мероприятии «Москва за нами 2012» в районе н.п. Бородино в октябре 2012 г. в составе войск Красной Армии впервые в истории реконструкции армий ХХ века была развёрнута достаточно масштабная сеть проводной связи.
Техническими средствами были 6 полевых телефонов ТАИ-43 и 1 полевой телефон УНА-И-43, линейная сумка, а также полевой коммутатор Т-193м. Имелось также шесть катушек полевого кабеля, но с различной его длинной на каждой катушке от 70 до 250 метров.
Личный состав бойцов-связистов был значительным по численности и прибыл из разных городов нашей страны и был тактически объединён в одно подразделение. Основу личного состава составляли бойцы-связисты из ВИР РККА (Москва), два бойца и командир из нашего клуба «Связист», а также три бойца из подмосковного клуба связистов. В результате в каждом пункте связи находилось 3-4 бойца (телефонист, посыльный + огневое прикрытие), а в штабном узле связи даже небольшая группа связистов в ходе боя обороняла траншеи вокруг штабного НП.
Внешне, сеть представляла из себя звёздообразное построение с коммутатором на 10 линий в центре. Однако, коммутатор оказался без гарнитуры и пришлось для работы с него использовать один аппарат для передачи устных сигналов и вызова, а второй аппарат выдвинуть непосредственно в траншею к старшему командиру для возможности разговора его в случае надобности с любым абонентом. Более того в бою оказалось, что один телефонист одновременно работать на коммутаторе (переставлять штекера), крутить ручку вызова и отвечать в столь короткое время изменения обстановки в мероприятии не успевает и приходилось работать в паре.
В результате сеть проводной связи была организована из пяти полевых телефонов. Тактически три телефона были вынесены в оборудованные заранее окопы телефонистов на различные направления передовых подразделений Красной Армии. Четвёртый полевой телефон был вынесен в тыл на возможную запасную позицию, а пятый был через линию четвёртого проложен в расположение резервной роты на другой берег. В случае захвата центрального пункта связи 4-й и 5-й полевые телефоны имели независимую линию связи, которая не требовала коммутации. При этом на 5-м аппарате находился штатный телефонист из клуба «Выстрел» который не входил тактически в подразделение связистов, а находился в составе своего клуба в резервной роте для дублирования сигнала о её выдвижении.
Так как мероприятие было двухдневным, то в первый день связисты размотали сеть с целью проверки исправности и дальности линий. Тактически все точки кроме № 4 были выбраны правильно, на репетиции была задействована ещё одна линия от № 1 далее до самого передового охранения, но на следующий день, перед мероприятием от этой линии в связи с недостатком аппаратов пришлось отказаться. Проблема точки № 4 была в том, что вынесенная в тыл она оказалась бесполезной, так как на эту позицию отступавшие в теории части Красной Армии не отошли, а залегли на полдороги к ней в поле.
В день мероприятия связь была развернута заранее утром и к моменту начала была проверена на исправность. Имея на местности разветвлённую сеть траншей, прокладку кабеля производили по обратным брустверам траншей, но на дорогах её приходилось заранее закапывать в отрытую канавку. Доставку техники связи произвели на грузовой машине ГАЗ-АА непосредственно на поле.
В процессе боя, по связи дублировались приказы, которые отдавались по рации, так и передавались отдельные распоряжения на фланги и на выдвижение резервов. Бойцы телефонисты после отхода со штабного узла связи следовали с командиром Красной Армии как группа посыльных и передавали распоряжения по цепи обороняющихся в различных направлениях. На заключительной фазе боя телефонисты не собирались в районе штаба, а действовали в контратаке на направлениях, откуда прежде отходили с пехотой Красной Армии.
В июле 2013 г. в районе ж/д. станции Дубосеково в Московской области был проведён двухдневный масштабный фестиваль «Поле боя». Фестиваль состоял из трёх реконструкций (операция «Барбаросса» 1941, операция союзников в Нормандии 1944 и танкового сражения под Прохоровкой в 1943 г.) с массовым применением аутентичной боевой техники из различных музеев и копий с киностудии Мосфильм. Части связи Красной Армии на данном мероприятии были объединены в единую роту и помимо непосредственно бойцов-связистов и связистов-посыльных имели значительные силы прикрытия телефонных пунктов. В одно подразделение были объединены клубы и их части непосредственно войск связи «Выстрел», «Связист» и Красногорск, так и группы огневой поддержки «Роза ветров», а также отдельные связисты из пехотных подразделений. Средствами огневого усиления был станковый пулемёт «Максим» и два ручных пулемёта ДП, а в бою 1943 года ещё и два ПТРС с расчётами. Численность личного состава позволяла иметь минимум 1 телефониста на аппарате, одного-двух телефонистах при нём как посыльных, по два-три бойца в прикрытие каждого телефонного пункта, а также два-три посыльных для передачи приказов при главном командире Красной Армии в тылу.
Связь применяли в двух реконструкциях – 1941 и 1943 г., собственно там где и участвовали части Красной Армии. Технической базой связистов на реконструкции 1941 г. были 5 аппаратов – УНА-И-43, два ТАИ-43 в деревянных ящиках, а один поздний в карболите и американский лендлизовскией 2005-W. На второй день добавился ещё один американский ИИА-44. Связисты имели две катушки провода, приблизительно по 200 метров на каждой. В обоих боях связь прокладывали до боя. В первом бою по 1941 г. она представляла собой линию пунктов связи поперёк поля боя по последней траншее с фланга на фланг. Так как использовалась гусеничная и колёсная боевая техника, то на центральной дороге провода были закопаны в грунт, фланговые же пункты связи боевая техника обходила по внешней стороне.
Сценарным планом было предусмотрена встреча противника не в центре, а на флангах и позже одновременный удар с двух сторон. Однако германских войск оказалось значительно больше чем рассчитывали до мероприятия и продвижение в центре в итоге достигло пунктов связи установленных в третьей траншее и связистам пришлось не только дублировать приказы, но вести огневой бой в центре обороны сдерживая наступление противника. Позже им пришлось действовать как резервное соединение для ликвидации очагов сопротивления противника оказавшихся, вследствие фланговых ударов, в окружении в центре обороны Красной Армии.
В целом в данном мероприятии связь была выстроена относительно удачно, (хотя линии были проложены параллельно фронту - не по уставу) каждый участок между фланговыми группировками Красной Армии в любой момент мог быть доступен для приказа, но отсутствие коммутатора приводило к одновременному разговору всех пяти абонентов и забивало линию лишними докладами. Во время боя кавалерия РККА при смене позиций вдоль фронта зацепила и оборвала линию, но связисты обнаружили повреждение и восстановили связь. Имело место также недопонимание отдельными командирами функции телефонной связи и несвоевременное выполнение приказов, которые повторно пришлось передавать через портативные радиостанции.
Во второй день войска Красной Армии занимали все три линии траншей в центре поля. В итоге линия была построена по двум перпендикулярным траншеям на поле направлениям с аппаратом в каждой. Центральным разделением была дорога в центре поля для бронетехники. Обе линии были за последней траншеей связаны в единую сеть – внешне выглядело это как буква П.
Однако задержка при выдвижении на непосредственные позиции группы телефонистов для строевого смотра напрямую, сказалась на прокладке связи и проверке её накануне боя, так как всё делалось буквально на ходу. При отсутствии коммутатора происходила та же проблема, что и в предыдущем бою – плохая слышимость отдельных слов при разговоре нескольких абонентов одновременно, так как вызов с одного из аппаратов приводил к звонку всех остальных и как следствие к одновременному ответу.
По сценарию части Красной Армии отражали наступление противника, который последовательно захватывал траншеи обороны, а связисты передавали по линии или лично приказ группам пехоты в месте расположения телефонных пунктов на отход или штурм траншей. На заключительно фазе контрнаступления связисты участвовали в бою вместе с пехотными частями как стрелки, оставив аппаратуру в траншеях. Накануне боя для всех связистов был проведён общий инструктаж по сценарию, так как все они действовали самостоятельно в пределах своих телефонных пунктов.
Общие выводы.
Анализируя данные факты применения проводной телефонной связи, надо отметить особенности и общие тенденции.
Применять телефонную связь на более чем 3-х абонентов целесообразно обязательно при наличии полевого коммутатора. Подготовку пунктов связи и места, куда будут установлены аппараты, сделать накануне мероприятия во время тренировок сценария или за некоторое время до самого боя.
Телефонный кабель целесообразно заранее иметь на 3-4 катушках для последующей одновременной размотки в разные стороны и без лишнего обрезания по месту. Размотку кабеля производить от основного узла связи, а не с оконечных телефонных пунктов, так как вполне неожиданно по желанию командования оконечное место НП может быть перенесено.
В составе группы связистов иметь минимум одну инструментальную сумку со всем необходимым наполнением и запасными элементами питания.
На собрании командиров дать чёткое разъяснение командирам подразделений, что приказы передаваемые по рации или телефонам обладают одинаковой силой для последующего исполнения вне зависимости от того по какому средству связи он дошёл до адресата.
Личный состав группы связистов при условии комплектации его уже на мероприятии из разных клубов целесообразно заранее ознакомить со сценарием и своими функциями. Выделить отдельную группу связных, которые будут передавать приказания от командования к отдельным подразделениям.
Личному составу, распределенному непосредственно по телефонным пунктам назначать старшего и присваивать позывной по порядковому номеру или расположенному рядом объекту.
Важной функцией на поле боя для бойцов связистов является постоянное громкое дублирование команд отдаваемых вышестоящим командованием, так как командиры подразделений не в состоянии оповестить весь вверенный им личный состав за короткое время непосредственного изменения сценария и передвижения по полю своего подразделения.