Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

Ленд-Лиз, Мифы или реальность?


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 400

#1 Holger Starke

Holger Starke

    Генерал-лейтенант

  • Администратор
  • 3 488 сообщений
  • Город:Москва

  • МоскСвДобрБригада
  • ОП1КП
  • Л.Гв. Кексг.П.

  • 1й К.Уд.П.

Отправлено 21 ноября 2012 - 01:13

http://statehistory....ify-i-realnost/

Занятная такая статейка попалась. И диаграмки в ней приведены наглядные и интересные.

Приведу выдержки

" История ленд-лиза

Ленд-лиз (от англ. «lend» — давать взаймы и «lease» — сдавать в аренду) – своеобразная программа кредитования союзников Соединенными Штатами Америки посредством поставок техники, продуктов питания, оборудования, сырья и материалов. Первый шаг к ленд-лизу был сделан США 3 сентября 1940 года, когда американцы передали Британии 50 старых эсминцев в обмен на британские военные базы. 2-го января 1941 года сотрудник Министерства финансов Оскар Кокс подготовил первый проект закона о ленд-лизе. 10-го января этот законопроект был передан в Сенат и Палату представителей. 11 марта Закон получил одобрение обеих палат и подписан президентом, а спустя три часа президент подписал и две первые директивы к этому закону. Первая из них предписывала передать Британии 28 торпедных катеров, а вторая – предать Греции 50 75-мм пушек и несколько сот тысяч снарядов. Так началась история ленд-лиза.


Суть ленд-лиза была, в общем-то, довольно проста. Согласно закону о ленд-лизе, США могли поставлять технику, боеприпасы, оборудование и проч. странам, оборона которых была жизненно важной для самих Штатов. Все поставки проходили бесплатно. Вся техника, оборудование и материалы, истраченные, израсходованные или уничтоженные во время войны, оплате не подлежали. Имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, должно было быть оплачено.

Что касается СССР, то обещание снабдить его необходимыми для войны материалами Рузвельт и Черчилль дали сразу же, после нападения Германии на Советский Союз, то есть 22 июня 1941 года. 1 октября 1941 года в Москве был подписан Первый Московский Протокол о снабжении СССР, окончанием срока действия которого было определено 30 июня. Закон о ленд-лизе был распространен на СССР 28 октября 1941 года, в результате чего Союзу был предоставлен заем на 1 млрд. долларов. В течение войны было подписано еще три протокола: Вашингтонский, Лондонский и Оттавский, посредством которых поставки были продлены до конца войны. Официально поставки по ленд-лизу в СССР прекратились 12 мая 1945 года. Однако вплоть до августа 1945 г. поставки продолжались по «списку Молотова-Микояна».


Поставки по ленд-лизу в СССР и их вклад в победу

В ходе войны в СССР по ленд-лизу были поставлены сотни тысяч тонн грузов. У военных историков (да, пожалуй, и у всех остальных) наибольший интерес, конечно, вызывает союзническая военная техника – с нее и начнем. По ленд-лизу в СССР было поставлено из США: легких М3А1 “Стюарт” — 1676 шт., легких М5 — 5 шт., легких М24 — 2 шт., средних М3 “Грант” — 1386 шт., средних М4А2 “Шерман” (с 75-мм пушкой) — 2007 шт., средних М4А2 (с 76-мм пушкой) — 2095 шт., тяжелых М26 — 1 шт. Из Англии: пехотных “Валентайн” — 2394 шт., пехотных «Матильда» MkII – 918 шт., легких “Тетрарх”— 20 шт, тяжелых «Черчилль» - 301 шт., крейсерских «Кромвель» - 6 шт. Из Канады: «Валентайн» - 1388. Итого: 12199 танков. Всего за годы войны на советско-германский фронт было поставлено 86,1 тыс. танков. Таким образом, ленд-лизовские танки составили 12,3% от общего количество произведенных/поставленных в СССР танков в 1941-1945 годах. Кроме танков, в СССР поставлялись и ЗСУ/САУ. ЗСУ: М15А1 — 100 шт., М17 — 1000 шт.; САУ: Т48 — 650 шт., М18 — 5 шт., М10 — 52 шт. Итого было поставлено 1807 единиц. Всего за войну в СССР было произведено и получено 23,1 тыс. единиц САУ. Таким образом, доля полученных СССР по ленд-лизу САУ равна 7,8 % от общего числа полученной за войну техники такого типа. Помимо танков и САУ в СССР поставлялись и бронетранспортеры: английские “Универсал Керриер” — 2560 шт. (в том числе из Канады — 1348 шт.) и американские М2 — 342 шт., М3 — 2 шт., М5 — 421 шт., М9 — 419 шт., Т16 — 96 шт., М3А1 “Скаут” — 3340 шт., LVT — 5 шт. Всего: 7185 единиц. Поскольку БТРы в СССР не производились, ленд-лизовские машины составляли 100% советского парка этой техники. Критика ленд-лиза очень часто обращают внимание на низкое качество поставлявшейся союзниками бронетехники. Эта критика действительно имеет под собой определенные основания, поскольку американские и британские танки по ТТХ зачастую уступали и советским, и немецким аналогам. Особенно учитывая то, что союзники обычно поставляли СССР не самые лучшие образцы своей техники. К примеру, наиболее совершенные модификации «Шермана» (М4А3Е8 и «Шерман Файрфлай») в Россию не поставлялись.

Куда лучшая ситуация сложилась с поставками по ленд-лизу авиации. Всего за годы войны в СССР было поставлено 18 297 самолетов, в том числе из США: истребителей Р-40 "Томагавк" – 247, Р-40 "Китихавк" – 1887, Р-39 "Аэрокобра" – 4952, Р-63 "Кингкобра" – 2400, Р-47 "Тандерболт – 195; бомбардировщиков А-20 "Бостон" - 2771, В-25 "Митчелл" – 861; прочих типов самолетов – 813. Из Англии было поставлено 4171 «Спитфайеров» и «Харрикейнов». Всего советские войска за войну получили 138 тыс. самолетов. Таким образом доля иностранной технике в поступлениях в отечественный авиапарк составила 13% . Правда, и тут союзники отказались поставлять СССР гордость своих ВВС – стратегические бомбардировщики Б-17, Б-24 и Б-29, коих за войну было произведено 35 тыс. штук. А в то же время именно в таких машинах больше всего нуждались советские ВВС. По ленд-лизу было поставлено 8 тыс. зенитных и 5 тыс. противотанковых орудий. Всего же СССР получил 38 тыс. единиц зенитной и 54 тыс. противотанковой артиллерии. То есть доля ленд-лиза в этих типах вооружения составляла соответственно 21% и 9%. Однако если брать все советские орудия и минометы в целом (поступления за войну – 526, 2 тыс.), то доля иностранных орудий в ней составит лишь 2,7%.

В годы войны СССР по ленд-лизу были переданы 202 торпедных катера, 28 сторожевых кораблей, 55 тральщиков, 138 охотников за подводными лодками, 49 десантных кораблей, 3 ледокола, около 80 транспортных судов, около 30 буксиров. Всего около 580 судов. Всего же СССР за годы войны получил 2588 судов. То есть доля ленд-лизовской техники – 22,4%.

Наиболее заметными стали ленд-лизовские поставки автомобилей. Всего по ленд-лизу было поставлено 480 тыс. автомобилей (из них 85% - из США). В том числе около 430 тыс. грузовых (в основном – US 6 фирм «Студебекер» и REO) и 50 тыс. джипов (Willys MB и Ford GPW). Притом, что общие поступления автомобилей на советско-германский фронт составили 744 тыс. единиц, доля ленд-лизовской техники в советском автопарке составила 64%. Кроме того, из США было поставлено 35 000 мотоциклов.

А вот поставки стрелкового оружия по ленд-лизу были весьма скромными: всего порядка 150 000 тысяч единиц. Учитывая то, что общие поступления стрелкового оружия в Красную армию за войну составили 19,85 млн. единиц, доля ленд-лизовского вооружения составляет примерно 0,75%.

За годы войны в СССР по ленд-лизу было поставлено 242,3 тыс. тонн автомобильного бензина (2,7% от общего производства и поступления а/м бензина в СССР). Ситуация с авиационным бензином выглядит следующим образом: из США было поставлено 570 тыс. тонн бензина, из Британии и Канада – 533,5 тыс. тонн. Кроме того, из США, Британии и Канады было поставлено 1483 тыс. тонн светлых бензиновых фракций. Из светлых бензиновых фракций в результате риформинга производится бензин, выход которого равен примерно 80%. Таким образом, из 1483 тыс. тонн фракций может быть получено 1186 тыс. тонн бензина. То есть общие поставки бензина по ленд-лизу можно оценить в 2230 тыс. тонн. В СССР за войну было произведено около 4750 тыс. тонн авиационного бензина. Вероятно, в это число включен и бензин, произведенный из поставленных союзниками фракций. То есть производство СССР бензина из собственных ресурсов можно оценить примерно в 3350 тыс. тонн. Следовательно, доля ленд-лизовского авиационного топлива от общего количества бензина, поставленного и произведенного в СССР, равна 40%.

В СССР было поставлено 622,1 тыс. тонн железнодорожных рельсов, что равно 36% от общего количества рельсов, поставленных и произведенных в СССР. В ходе войны было поставлено 1900 паровозов, в то время как в СССР за 1941-1945 годы было произведено 800 паровозов, из них в 1941 – 708. Если принять число произведенных с июня по конец 1941 года паровозов за четверть от общего объема производства, то количество паровозов, произведенных за время войны, станет равным примерно 300 штукам. То есть доля ленд-лизовских паровозов в общем объеме паровозов, произведенных и поставленных в СССР, равна приблизительно 72%. Кроме того, в СССР было поставлено 11075 вагонов. Для сравнения в 1942-1945 годах в СССР было произведено 1092 ж/д вагона. За годы войны по ленд-лизу было поставлено 318 тыс. тонн взрывчатых веществ (из них США – 295,6 тыс. тонн), что составляет 36,6% от общего производства и поставок ВВ в СССР.

По ленд-лизу Советский Союз получил 328 тыс. тонн алюминия. Если же верить Б.Соколову («Роль ленд-лизу в советских военных усилиях»), который оценил советское производство алюминия за время войны в 263 тыс. тонн, то доля ленд-лизовского алюминия от общего количества алюминия, произведенного и полученного СССР, составит 55%. Меди в СССР было поставлено 387 тыс. тонн – 45% от общего производства и поставок этого металла в СССР. По ленд-лизу Союзом было получено 3606 тыс. тонн автопокрышек – 30% от общего количества покрышек, произведенных и поставленных в СССР. Было поставлено 610 тыс. тонн сахара - 29,5%. Хлопка: 108 млн. тонн – 6%. Из США в СССР в годы войны было поставлено 38,1 тыс. металлорежущих станков, из Великобритании — 6,5 тыс. станков и 104 пресса. За время войны в СССР было произведено 141 тыс. м/р станков и кузнечных прессов. Таким образом, доля иностранных станков составила в отечественном хозяйстве составила 24%. В СССР также поступило 956,7 тыс. миль полевого телефонного кабеля, 2,1 тыс. миль морского кабеля и 1,1 тыс. миль подводного кабеля. Кроме того, в СССР по ленд-лизу было поставлено 35 800 радиостанций, 5899 приемников и 348 локаторов, 15,5 млн. пар армейских ботинок, 5 млн. тонн продовольствия и проч. По данным, сведенным в диаграмму №2 видно, что даже по основным типам поставок доля ленд-лизовской продукции в общем объеме производства и поставок в СССР не превышает 28%. В целом же доля ленд-лизовской продукции в общем объеме произведенных и поставленных в СССР материалов, оборудования, продовольствия, техники, сырья и проч. Обычно оценивается в 4%. По моему мнению, эта цифра, в общем, отражает реальное положение дел. Таким образом, можно с определенной долей уверенности заявлять, что ленд-лиз не оказал никакого решающего воздействия на возможности СССР по ведению войны. Да, по ленд-лизу поставлялись такие типы техники и материалов, которые составили большую часть от общего производство таковых в СССР. Но стало ли бы критичным отсутствие поставок этих материалов? На мой взгляд, нет. СССР вполне мог перераспределить производственные усилия так, чтобы обеспечить себя всем необходимым, включая и алюминий, и медь, и локомотивы. Мог ли СССР обойтись вообще без ленд-лиза? Да, мог. Но вопрос в том, чего бы это ему стоило. Не будь ленд-лиза, СССР мог пойти двумя пути решения проблемы дефицита тех товаров, которые по оному ленд-лизу поставлялись. Первый путь – просто закрыть на этот дефицит глаза. В результате в армии наблюдался бы недостаток автомобилей, самолетов и еще ряда наименований техники и оборудования. Тем самым, армия, безусловно, была бы ослаблена. Второй вариант – увеличить собственное производство поставлявшейся по ленд-лизу продукции посредством привлечения к процессу производства лишней рабочий силы. Силу эту, соответственно, можно было взять только на фронте, и тем самым опять же ослабить армию. Таким образом, при выборе любого из этих путей РККА оказывалась в проигрыше. Как следствие – затягивание войны и лишние жертвы с нашей стороны. Иными словами, ленд-лиз хоть и не оказал решающего влияния на исход войны на Восточном фронте, но, тем не менее, спас сотни тысяч жизней советских граждан. И уже за одно это Россия должна быть благодарна своим союзникам.

Говоря о роли ленд-лиза в победе СССР, не стоит забывать и еще о двух моментах. Во-первых, подавляющее большинство техники, оборудования и материалов было поставлено в СССР в 1943-1945 годах. То есть уже после перелома в ходе войны. Так, например, в 1941 году по ленд-лизу было поставлено товаров на сумму примерно 100 млн. долларов, что составило менее 1% от общего объема поставок. В 1942 году этот процент составил 27,6. Таким образом, более 70% поставок по ленд-лизу пришлись на 1943-1945 года, а в самый страшный для СССР период войны помощь союзников была не слишком заметна. В качестве примера на диаграмме №3 можно увидеть, как изменялось в 1941-1945 годах количество самолетов, поставлявшихся из США. Еще более показательный пример – это автомобили: их на 30 апреля 1944 года было поставлено всего 215 тысяч штук. То есть больше половины ленд-лизовских машин были доставлены в СССР в последний год войны. Во-вторых, далеко не вся поставленная по ленд-лизу техника была использована армией и флотом. Например, из 202 поставленных в СССР торпедных катеров, 118 так и не пришлось поучаствовать в боевых действиях Великой Отечественной, поскольку они были ведены в строй после ее окончания. Все 26 полученных СССР фрегатов также вступили в строй лишь летом 1945. Аналогичная ситуация наблюдалась и с другими типами техники.

И, наконец, в завершение этой части статьи небольшой камень в огород критиков ленд-лиза. Многие из оных критиков делают упор не недостаточность поставок союзников, подкрепляя это тем, что, мол, США-то при их уровне производства могли бы поставлять и побольше. И действительно, стрелкового оружия США и Британия произвели 22 млн. единиц, а поставили всего 150 000 тыс. (0,68%). Из произведенных танков союзники поставили СССР 14%. Еще хуже ситуация обстояла с автомобилями: всего в США за годы войны было произведено около 5 млн. машин, а в СССР поставлено около 450 тыс. – меньше 10%. И так далее. Однако подобный подход, безусловно, неверен. Дело в том, что поставки в СССР ограничивались не производственными возможностями союзников, а тоннажем имевшихся транспортных судов. И вот как раз с ним у англичан и американцев были серьезные проблемы. Союзники просто физически не располагали количеством транспортных судов, необходимым для того, чтобы перевезти в СССР большее количество грузов.

Оплата ленд-лиза


Это, пожалуй, главная тема для спекуляций людей, пытающихся как-то очернить программу ленд-лиза. Большинство из них считают своим непременным долгом заявить, что СССР, мол, платил за все поставляемые по ленд-лизу грузы. Разумеется, это является не более чем заблуждением (или сознательной ложью). Ни СССР, ни какие-либо другие страны, получавшие помощь по программе ленд-лиза, в соответствии с законом о ленд-лизу во время войны за эту помощь не платили, так сказать, ни цента. Больше того, как уже писалось в начале статьи, они не обязаны были платить и после войны за те материалы, технику, вооружение и боеприпасы, которые были израсходованы во время войны. Платить нужно было лишь за то, что оставалось после войны в целости и могло быть использовано странами-получательницами помощи. Таким образом, никаких оплат ленд-лиза во время войны не было. Другое дело, что СССР действительно отправлял в США различные товары (в том числе 320 тыс. тонн хромированной руды, 32 тыс. тонн марганцевой руды, а также золото, платину, древесину). Делалось это в рамках программы обратного ленд-лиза. Кроме того, в ту же программу входил бесплатный ремонт американских судов в русских портах и прочие услуги. К сожалению, мне не удалось найти, на какую общую сумму союзникам было предоставлено товаров и услуг в рамках обратного ленд-лиза. Единственный, найденный мною источник, утверждает, что эта самая сумма составила 2,2 млн. долларов. Однако лично я не уверен в аутентичности этих данных. Тем не менее, их вполне можно рассматривать в качестве нижнего предела. Верхним же пределом в таком случае будет являться сумма в несколько сотен миллионов долларов. Как бы то ни было, доля обратного ленд-лиза в общем ленд-лизовском товарообороте между СССР и союзниками не будет превышать 3-4%. Для сравнения, сумма обратного ленд-лиза из Великобритании в США равняется 6,8 млрд. долларов, что составляет 18,3% от общего объема обмена товарами и услугами между этими государствами.

Итак, никакой оплаты ленд-лиза во время войны не происходило. Счет американцы предоставили странам-получательницам помощи лишь после войны. Объем долгов Великобритании перед США составил $4.33 млрд., перед Канадой - $1.19 млрд. Последний платеж в размере $83.25 млн. (в пользу США) и $22.7 млн. (Канада) был проведен 29 декабря 2006. Объем долгов Китая был определен в 180 млн. долларов, и долг этот до сих пор не погашен. Французы расплатились с США 28 мая 1946 года, предоставив Штатам ряд торговых преференций.

Долг СССР был определен в 1947 году в размере 2,6 млрд. долларов, однако уже в 1948 году эта сумма была снижена до 1,3 млрд. Тем не менее, СССР платить отказался. Отказ последовал и в ответ на новые уступки США: в 1951 году сумма долга вновь была пересмотрена и на этот раз составила 800 млн. Соглашение о порядке погашения долга по оплате ленд-лиза между СССР и США было подписано лишь 18 октября 1972 года (сумма долга вновь была снижена, на этот раз до 722 млн. долларов; срок погашения – 2001 год), причем СССР пошел на это соглашение только при условии предоставления ему кредита Экспортно-импортного банка. В 1973 году СССР произвел два платежа на общую сумму 48 млн. долларов, но затем прекратил выплаты в связи с введением в действие в 1974 году поправки Джексона-Веника к советско-американскому торговому соглашению 1972 года. В июне 1990 г. в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности – 2030 года, и сумма – 674 млн. долларов. В настоящий момент Россия за поставки по ленд-лизу должна США 100 млн. долларов.



Другие виды поставок



Ленд-лиз был единственным значимым типом союзнических поставок СССР. Однако не единственным в принципе. До принятия программы ленд-лиза США и Британия поставляли СССР оборудование и материалы за наличный расчет. Однако размеры этих поставок были довольно малы. Например, с июля по октябрь 1941 года США поставило СССР грузов всего на 29 млн. долларов. Кроме того, в Британии были предусмотрены поставки в СССР грузов в счет долгосрочных кредитов. Причем поставки эти продолжались и после принятия программы ленд-лиза.

Не стоит забывать и о множестве благотворительных фондов, созданных для сбора средств в пользу СССР по всему миру. Оказывали помощь СССР и частные лица. Причем помощь такая шла даже из Африки и Ближнего Востока. Например, в Бейруте была создана «Русская патриотическая группа», в Конго – Общество медицинской помощи России.. иранский купец Рахимьян Гулам Гусейн отправил в Сталинград 3 тонны сушеного винограда. А купцы Юсуф Гафурики и Мамед Ждалиди передали СССР 285 голов скота.

Прикрепленные изображения

  • lendliz2.jpg
  • lendliz3.jpg
  • lendliz1.jpg

  • 1

#2 Paul

Paul

    Капитан

  • Модератор
  • 1 258 сообщений
  • Город:Москва

  • LF
  • 24th GA

Отправлено 21 ноября 2012 - 03:20

С некоторыми вещами из статьи можно поспорить....
  • 0

#3 Khan

Khan

    Старший прапорщик

  • Модератор
  • 418 сообщений
  • LLStR

Отправлено 21 ноября 2012 - 13:14

Любопытные данные, не нашел в тексте - данные циферки это отгружено союзниками или получено в СССР?
Я бы сказал автор не совсем прав, хотя выводы довольно расплывчатые.
Как учитывать/оценивать переданные технологии - скажем воздухоочиститель циклон и приборы наблюдения для 34? Опять таки станки...
Думаю что не стоит сравнивать дюралевые яки с "деревянными", а ведь основная часть ленд-лизовского аллюминия (55%) пошла в авиапром.
  • 0

#4 тычка

тычка

    Генерал-лейтенант

  • Координатор
  • 3 758 сообщений
  • Город:тула

  • ВИК 156 полк НКВД

Отправлено 21 ноября 2012 - 13:36

Вообще мне попадалось мнение, и я с ним согласен, что самое ценное в Лендлизе- это поставки материалов и оборудования, позволившие в конце 41-начале 42 года до выхода на плановые мощности эвакуированных предприятий иметь те же пороха, и т,д, а в дальнейшем, высвободить часть мощностей под другие работы. Был бы нужен Алюминий- добыли бы, но это отвлекло бы дополнительные ресурсы, кои были и так не резиновые...
  • 0

#5 Paul

Paul

    Капитан

  • Модератор
  • 1 258 сообщений
  • Город:Москва

  • LF
  • 24th GA

Отправлено 21 ноября 2012 - 15:19

В танковых войсках Красной армии, например, на 1 апреля 1941 года на 100 % были укомплектованы радиостанциями только танки Т-35, Т-28 и КВ. Все остальные делились на «радийные» и «линейные». На 1 апреля 1941 года в войсках имелось 311 танков Т-34 «линейных», то есть без радиостанции, и 130 «радийных», 2452 БТ-7 «линейных» и 1883 «радийных», 510 БТ-7М «линейных» и 181 «радийный», 1270 БТ-5 «линейных» и 402 «радийных», наконец, 3950 Т-26 «линейных» и 3345 «радийных» (в отношении Т-26 речь идет только об однобашенных танках). Таким образом, из 15 317 танков упомянутых типов были оснащены радиостанциями только 6824 машины, то есть 44 %. С остальными связь в бою осуществлялась только флажковой сигнализацией.
Не будет неожиданным утверждение, что подобным же образом, а порой даже хуже, обстояла ситуация со средствами связи в других родах войск — авиации, пехоте, кавалерии и т. д. После начала войны ситуация только ухудшилась. К концу 1941 года 55 % радиостанций Красной армии были потеряны, а большинство заводов-изготовителей находилось в процессе эвакуации. Фактически продолжал выпускать радиостанции только один завод. В результате, например, с января по июль 1942 года Сталинградский тракторный завод отгрузил в действующую армию 2140 танков Т-34, из них только 360 с радиостанциями. Это что-то около 17 %. Примерно такая же картина наблюдалась и на других заводах.
В 1942 году в СССР по ленд-лизу начали поступать радиостанции, локаторы, телефоны, зарядные агрегаты, радиомаяки и другие приборы, о назначении которых в Советском Союзе лишь догадывались. С лета 1942 по июль 1943 года импорт радиостанций увеличился более чем в 10 раз, а телефонных аппаратов — почти вдвое.
Исходя из норм комплектования дивизий в военных условиях, этих радиостанций было достаточно для оснащения 150, а полевых телефонных аппаратов — для обеспечения 329 дивизий. Благодаря поставкам 400-ваттных радиостанций, к примеру, были полностью обеспечены связью штабы фронтов, армий и аэродромы. Аналогичные радиостанции отечественная промышленность стала выпускать лишь с 1943 года полукустарным способом и в количестве не более трех единиц в месяц. С поступлением в 1942 году другой американской радиостанции, V-100, в Красной армии удалось обеспечить надежной связью звено «дивизия — полк». Импортными радиостанциями № 19 в 1942–1943 годах оснащалось и большинство тяжелых танков КВ.


Что касается полевых телефонных аппаратов, то их некомплект в Красной армии с 1941 по 1943 год во многом благодаря импорту был сокращен с 80 до 20 %. Ввоз же прилагаемого к аппаратам телефонного кабеля (338 тыс. км) втрое превысил его производство в СССР.
Поставки средств связи имели огромное значение для управления войсками в завершающих сражениях войны. В стоимостном выражении в 1944–1945 годах они превысили завоз предыдущих лет в 1,4 раза. Радиостанций, ввезенных в 1944–1945 годах (23 777 шт.), по военным нормам снабжения вполне хватило бы для обеспечения 360 дивизий; зарядных агрегатов (6663 шт.) — 1333 дивизий, а телефонных аппаратов (177 900 шт.) — для укомплектования 511 дивизий. К концу войны «удельный вес» союзного имущества связи в Красной армии и на флоте составлял в среднем около 80 %.
Потребности войск в полевом телефонном кабеле почти полностью покрывались за счет поставок по ленд-лизу. Из-за моря его было поставлено свыше 2 млн. км против выпущенных в СССР 230 тыс. км. При этом качество кабеля трудно даже сравнивать. По словам Л. Г. Спендиарова, прошедшего всю войну начальником тыла стрелкового полка, на одну и ту же катушку американского кабеля влезало в несколько раз больше, чем отечественного.


Следует отметить, что большое количество импортного имущества связи направлялось в народное хозяйство. Благодаря поставкам 200 станций высокочастотного телефонирования, производство которых в СССР практически отсутствовало, к 1944 году удалось установить надежную связь между Москвой и наиболее крупными советскими городами: Ленинградом, Харьковом, Киевом, Ульяновском, Свердловском, Саратовом и др. А импортные телеграфные аппараты «Телетайп», телефонные коммутаторы и аппараты гражданского образца в считаные месяцы вытеснили отечественные, обеспечив надежной связью транспортные магистрали и удаленные регионы страны с административными центрами. Вслед за 3-канальными системами высокочастотного телефонирования в страну стали поступать более сложные, 12-канальные. Если перед войной в Советском Союзе удалось создать экспериментальную 3-канальную станцию, то 12-канальных не было вообще. Не случайно она сразу же была установлена на обслуживание самых главных линий, связывавших Москву с крупнейшими городами страны — Ленинградом, Киевом и Харьковом. Широкое применение на морском и речном флоте, в системе связи рыбной промышленности и электроэнергетики страны нашли также американские радиостанции № 299, 399, 499, предназначенные для обеспечения связи штабов армий и флотов. А вся система художественного радиовещания страны была обеспечена всего лишь двумя американскими 50-ваттными радиопередатчиками «М-83330А», смонтированными в 1944 году в Москве и Киеве. Еще четыре передатчика были направлены в систему спецсвязи НКВД.
Трудно переоценить также поставки английских и американских радиолокаторов. В Советском Союзе эта тема также всячески замалчивалась, что и немудрено: в СССР в годы войны было изготовлено 775 РЛС всех типов, а по ленд-лизу получено более 2 тыс., в том числе 373 морских и 580 самолетных. Кроме того, значительная часть отечественных РЛС была просто скопирована с импортных образцов. В частности, 123 (по другим данным даже 248) артиллерийских радиолокатора СОН-2 (СОН — станция орудийной наводки) являлись точной копией английского радара GL-2. Уместно будет также упомянуть, что НИ И-108 и завод № 498, на которых осуществлялась сборка СОН-2, на две трети были оснащены импортным оборудованием.

Тяжёлая ситуация сложилась в начале войны и со станочным парком. Если универсальных станков было достаточно, то высокопроизводительных специальных решительным образом не хватало. На всех предприятиях танковой промышленности даже в июле 1943 года имелось только 29 координатно-расточных станков. Собственное производство не покрывало дефицита, так как из 115,4 тыс. станков, изготовленных в СССР с 1941 по 1942 год, абсолютное большинство было универсальными. Сложные же станки-автоматы и до войны закупались по импорту. Во время войны выручили союзники: из США в СССР поступило 38,1 тыс. станков, из Великобритании — 6,5 тыс. Указать полную их номенклатуру не представляется возможным, но, например, только завод № 183 в течение войны получил 6- и 8-шпиндельные автоматы фирмы «Буллард», агрегатные станки и автоматы «Кон», «Нью-Бритен», токарные многорезцовые станки «Рид», «Фей», «Лодж», «Шпилей», фрезерные «Цинциннати», зубодолбежные «Сайке», шлифовальные «Хилд» и «Лендис», револьверные «Вернер-Свезей», гайконарезные «Машинери». Уникальную установку для закалки токами высокой частоты поставила американская фирма «Кренкшафт», хонинговальные станки для обработки деталей КПП изготовила фирма «Барнел-Дрилл». Повышению производительности труда в немалой степени помогли электрогайковерты, электроотвертки, пневмомашинки для снятия заусенцев и зачистки поверхностей и прочий инструмент, полученный по ленд-лизу.

Поскольку речь зашла о танкостроении, необходимо остановиться на еще одном факте. Как известно, 23 января 1944 года на вооружение Красной армии был принят танк Т-34–85. Но его производство в начале 1944 года велось только на одном заводе № 112 («Красное Сормово»). Крупнейший производитель «тридцатьчетверок», нижнетагильский завод № 183, перейти на выпуск Т-34–85 не мог, так как нечем было вести обработку зубчатого венца башни диаметром 1600 мм. Имевшийся на заводе карусельный станок позволял вести обработку деталей диаметром до 1500 мм. Из предприятий НКТП такие станки имелись лишь на Урал-машзаводе и заводе № 112. Но поскольку Уралмашзавод был загружен программой выпуска танка ИС, надеяться на него в плане выпуска Т-34–85 не приходилось. Поэтому новые карусельные станки были заказаны в Великобритании (фирма «Лоудон») и США («Лодж»). В результате первый танк Т-34–85 покинул цех завода № 183 только 15 марта 1944 года. Таковы факты, с ними, как говорится, не поспоришь. Не получи завод № 183 импортные карусельные станки, не вышли бы из его ворот новые танки.
Схожая картина наблюдалась и на предприятиях других наркоматов. Причем к концу войны в советские заявки включалось оборудование, которое ну никак нельзя было использовать для военного производства. Доставленные в конце войны промышленные изделия включали 23,5 тыс. станков, 1526 кранов и экскаваторов, 49,2 тыс. тонн металлургического, 212 тыс. тонн энергетического оборудования, в том числе турбины для Днепрогэса. Чтобы понять значение поставок этих машин и механизмов, можно сравнить их с производством на отечественных предприятиях, к примеру, в 1945 году. В этот год в СССР было собрано всего лишь 13 кранов и экскаваторов, произведено 38,4 тыс. металлорежущих станков, а вес выпущенного металлургического оборудования составил 26,9 тыс. т. Номенклатура ленд-лизовского оборудования и комплектующих насчитывала тысячи наименований: от подшипников и измерительных приборов до врубовых машин и металлургических станов. Американский инженер, посетивший в конце 1945 года Сталинградский тракторный завод, обнаружил, что половина станочного парка этого предприятия была поставлена по ленд-лизу.
Наряду с партиями отдельных машин и механизмов союзники предоставили Советскому Союзу несколько производственно-технологических линий, и даже целые заводы. Американские нефтеперерабатывающие предприятия в Куйбышеве, Гурьеве, Орске и Красноводске, шинный завод в Москве дали свою первую продукцию в конце 1944 года. Вскоре заработали автосборочные линии, переданные Советскому Союзу из Ирана, и завод по производству алюминиевого проката. Благодаря завозу более тысячи американских и британских электростанций ожили промышленные предприятия и жилые кварталы многих городов. По крайней мере, два десятка американских передвижных электростанций позволили решить проблему энергоснабжения Архангельска в 1945-м и в последующие годы.

Ещё одним примером неполного учета ленд-лизовских поставок могут служить данные о цветных металлах. Более или менее советские данные совпадают с зарубежными по поставкам олова (29 тыс. т или 223 % к советскому производству), кобальта (470 т или 138 %), никеля (6,5 тыс. т), свинца (48 тыс. т) и цинка (42 тыс. т). Несколько иная картина с медью и никелем. Тут советские и западные оценки совпадают не вполне, как по причине сложности учета самого сырья — первичной и рафинированной меди, первичного и вторичного алюминия, так и по серьезному разнобою в цифрах собственно советского производства. И если путем сложных вычислений поставки меди все-таки оцениваются в 76 % от советского производства, то с алюминием дело обстоит сложнее. В советских источниках чаще других фигурирует оценка поставок по ленд-лизу в 170 тыс. т. Однако при внимательном рассмотрении выясняется, что здесь учитывается только первичный алюминий и только из США. С учетом Великобритании и Канады, а также с пересчетом вторичного алюминия в первичный можно выйти на 301–328 тыс. т, что соответствует 106–125 % от советского производства."

Кстати насчет того ,что чтото вступило после войны и не использовалось..

1944 году разразился скандал, вызванный советской заявкой на поставку дополнительно 50 дизелей для морских охотников. Эта заявка вызвала некоторое напряжение у американцев, так как эти дизеля устанавливались на десантные плашкоуты, необходимые для высадки в Нормандии. В связи с этим один из офицеров американской миссии посетил советские верфи, для которых ранее уже заказывались такие дизеля. Там он обнаружил, что лишь три двигателя были установлены на кораблях, а остальные 123 ржавели за ненадобностью. После этого американцы захотели изучить потребность СССР в алюминии, никеле, меди и спирте, которые также были включены в заявку на дополнительные поставки в 1944 году. Но нарком внешней торговли далеко не в дипломатической форме отказал как в инспекции, так и в предоставлении требуемых материалов."

По поводу Ленд-лиза многие думают,что вот сидели американцы у себя и думают, а давайте пошлем вот эти танки плохие русским и вот эту тушенку,а давайте.Посылают а мы открываем контейнеры и вздыхаем ,опять прислали "на тебе боже,что нам не гоже".
А между тем в США работала советская коммиссия,которая занималась ознакомлением с предлагаемой продукцией и техникой и оформляла заказ на поставки того или иного.Причем иногда со временем советская сторона изменяла список поставок и допустим танки просила заменить их на самолеты.Всё что приходило по ленд-лизу было запрошено нашей стороной,а не американцы от балды посылали.
"
Уже в октябре, например, в Лондон была направлена группа из 14 военных специалистов. Раньше остальных прибыли авиаспециалисты: в первую очередь Красная армия нуждалась именно в самолетах. Остальные стали прибывать только в ноябре (заметим — в ноябре!). Все они вошли в состав Инженерного отдела при советском торгпредстве в Лондоне. Только в Лондоне выяснилось, что почти никто из прибывших не знал английского языка!
Знакомство с британской военной системой и техникой, изучение языка заняло около двух месяцев. В итоге советские специалисты смогли, более или менее полноценно, приступить к своим обязанностям только начиная с 1942 года! Весь 1941 год поставки в Советский Союз из Великобритании поступали в основном по британо-американским нормам комплектации, с британо-американской маркировкой и инструкциями, без переводов, а иногда и в различные порты.
Почти аналогичная картина сложилась и в США. До войны посредником между советскими внешнеторговыми организациями и американскими фирмами выступало советское акционерное общество Амторг (Amtorg Trading Corporation). Вопросами торговли продукцией машиностроения, включая вооружение, занимался инженерный отдел общества. Поскольку объем такой торговли был невелик, с ним справлялись 3–4 сотрудника. После начала войны ситуация изменилась.
Прибытие в июле 1941 года в США миссии, возглавляемой заместителем начальника Генерального штаба Красной армии генерал-лейтенанта Ф. И. Голикова, положило начало масштабному советско-американскому сотрудничеству. За счет членов миссии был значительно усилен штат Амторга. В октябре 1941 года после подписания Первого протокола в США были направлены специалисты по бронетехнике, авиации, артиллерии и флоту. Однако прибыли они в США лишь в январе 1942 года! Поэтому в 1941 году Амторг, как и советское торгпредство в Великобритании, был просто не в состоянии вести контроль за отгрузкой вооружения и боевой техники для СССР.
А такой контроль был крайне необходим, так как производство вооружения в США имело свои особенности. Так, американские предприятия выпускали технику без специального оборудования и аппаратуры по так называемому «правительственному списку». В таком виде она поступала к заказчику, который оснащал её в собственных модификационных центрах. Само собой разумеется, что в СССР таких центров не было. Неудивительно поэтому, что американское вооружение часто поступало в Советский Союз некомплектным. Более того, имели место случаи, когда боевая техника, изготовленная на восточном побережье США, отправлялась в советские северные порты, а комплектующие и запчасти к ней, произведенные где-либо в Калифорнии, благополучно плыли на Дальний Восток. Так что, прежде чем обвинять во всех грехах американцев, А. И. Микояну следовало бы выяснить, не разгружаются ли винты к «аэрокобрам», доставленным в Архангельск, где-нибудь во Владивостоке.


Впрочем, и после прибытия в США специалистов ситуация не намного улучшилась, так как все они, как и в случае с Великобританией, подбирались в спешке, и почти никто из них не знал английского языка.
Из семи сотрудников созданного при Амторге артиллерийского отдела четверо вообще слабо разбирались в артиллерии! Кроме того, в Москве не озаботились отправить за океан специалиста-зенитчика, и это в то время, когда в США заказывалась почти исключительно зенитная артиллерия!
Все эти «неувязочки» со временем, конечно, были ликвидированы, и работа наладилась. Но произошло это несколько позднее — ближе к концу 1942 года.

документ ГБТУ Красной армии:


«О танках для бронетанковых войск РККА для летней кампании 1943 года:
По танкам производства Британии и Канады:
1. Заказ лёгкого пехотного танка Мк-3 „Валентайн“ с усиленным вооружением продлить дополнительно на 2000 шт.
2. От крейсерского танка Мк-6 „Тетрарх“ отказаться.
3. Средний пехотный танк Мк-2 „Матильда“ дополучить до общего кол-ва 1000 шт. согласно текущего протокола. Оставшиеся танки получать с вооружением 76-мм пушки. В дальнейшем заказ танка данного типа прекратить.
4. Получение тяжелого пехотного танка Мк-4 „Черчилль“ для тяжелых танковых полков вести в количестве согласно текущему протоколу.
5. Бронированный транспортер пехоты и оружия „Универсал“ получить в количестве не менее 500 шт. с 13,5-мм противотанковым ружьем „Бойс“.
По танкам производства США:
1. Американские легкие танки М-ЗЛ „Стюарт“ дополучить до общего числа 1200 шт. текущего протокола. В дальнейшем заказ танков данного типа прекратить.
2. Американский легкий танк М-5Л. От заказа отказаться ввиду отсутствия преимуществ перед М-ЗЛ.
3. Средние танки М-ЗС „Грант“ получить из расчета 1000 шт. текущего протокола. В 1943 г. рассмотреть вопрос замены их поставкой новых средних танков М-4С с дизельным двигателем и улучшенной броневой защитой в количестве не менее 1000 шт.
4. Включить в перечень поставок легкую противотанковую самоходную установку СУ-57 в количестве не менее 500 шт.»."


Сообщение отредактировал Pol: 21 ноября 2012 - 15:21

  • 0

#6 Putnik

Putnik

    Призывник

  • Новичок
  • 4 сообщений
  • Город:Харьков

Отправлено 31 марта 2013 - 23:58

Пикуль по этому поводу книгу написал:"Конвой PQ-17" называется, и фильм вышел по ней.

#7 Егорыч

Егорыч

    Старший лейтенант

  • Пользователь
  • 986 сообщений
  • Город:Мытищи

Отправлено 02 апреля 2013 - 10:03

"Конвой PQ-17" это фильм, а книжка называется "Реквием каравану PQ-17".

По поводу союзнических танков мой дед отзывался с презрением. Но других танков союзники не имели, особенно в 1941 году. То что Файрфлай и М4А3Е8 не поставлялись в Союз может быть не злой умысел?
  • 1

#8 Игорь2000

Игорь2000

    Капитан

  • Пользователь
  • 1 010 сообщений
  • Город:Санкт-Петербург

  • 4th.ID

Отправлено 02 апреля 2013 - 13:32

"Конвой PQ-17" это фильм, а книжка называется "Реквием каравану PQ-17".

По поводу союзнических танков мой дед отзывался с презрением. Но других танков союзники не имели, особенно в 1941 году. То что Файрфлай и М4А3Е8 не поставлялись в Союз может быть не злой умысел?


Во-первых лучше такие танки, чем никаких, во-вторых, посмотрите когда появились Файрфлай и М4А3Е8 и в каких количествах, при чем здесь злой умысел?
  • 0

#9 Scharfschutze

Scharfschutze

    Старший сержант

  • Пользователь
  • 151 сообщений
  • Город:Уфа

  • "Группа "Форвард"

Отправлено 02 апреля 2013 - 13:56

За что бы я союзникам сказал бы спасибо, так это за автомобили
  • 2

#10 Игорь2000

Игорь2000

    Капитан

  • Пользователь
  • 1 010 сообщений
  • Город:Санкт-Петербург

  • 4th.ID

Отправлено 02 апреля 2013 - 14:12

За что бы я союзникам сказал бы спасибо, так это за автомобили

На самом деле много за что можно сказать спасибо. :)
  • 1

#11 Paul

Paul

    Капитан

  • Модератор
  • 1 258 сообщений
  • Город:Москва

  • LF
  • 24th GA

Отправлено 02 апреля 2013 - 16:17

Во-первых лучше такие танки, чем никаких, во-вторых, посмотрите когда появились Файрфлай и М4А3Е8 и в каких количествах, при чем здесь злой умысел?

Все лендлизовские машины требовали более тщательного обслуживания и персонала с высокой тех.культурой, отсюда и такое негативное отношение к этой технике в войсках( СВТ у нас тоже недолюбливали,в отличии от немцев).

"Большая часть недостатков "Валентайна" (да и не его одного), упоминаемых в наших документах и воспоминаниях, связана с климатическим фактором, затруднявшим эксплуатацию. И тут мы подходим к ещё одной причине негативных оценок этой боевой машины у некоторых наших танкистов (как правило, правда, воевавших на ней недолго).
Хлопот было много! Промыть систему охлаждения и залить в неё антифриз - хлопоты! При температуре ниже -20°С к отечественному дизтопливу надо добавлять тракторный керосин (у нас просто не было дизтоплива необходимого качества, а на "валентайнах" стояли автомобильные дизели) - хлопоты! Для сохранения тепла двигателя надо прикрывать радиаторы фанерой, брезентом или старой шинелью (на "Валентайне", кстати, для этой цели рекомендовалось отключать один из вентиляторов, сняв приводной ремень) - опять хлопоты! Конечно, подобных мероприятий требовала и отечественная техника, но, во-первых, она создавалась уже с учетом качества отечественных ГСМ и уровня технического обслуживания, а потому по этим причинам и ломалась реже. К тому же за сломанную отечественную технику наказывали меньше, чем за импортную, за которую было "золотом плачено". Ничего кроме устойчивой ненависти к иностранным боевым машинам, в том числе и к "Валентайну", у зампотехов и техников это обстоятельство вызвать не могло. А какие чувства мог испытывать, например, механик-водитель, читая следующие положения инструкции по эксплуатации:


"Если после 4 - 5 попыток двигатель английского танка завести не удалось, надо, при наличии приспособления для запуска с помощью эфира, зарядить пистолет ампулой, нажать на рычаг прокола капсюля и стартером завести двигатель. После заводки двигателя не давать ему работать на оборотах выше 800 в минуту до момента, пока температура масла не достигнет 2ТС (80°F), а давление масла не поднимется до 60-80 ф/дм2.

По достижении данных показаний число оборотов должно быть увеличено до 1000 в минуту, а через 2-3 минуты работа может производиться на высшем числе оборотов.

Движение танка можно начать только после полного прогрева двигателя и обязательно с первой передачи во избежание повреждений (при застывшей смазке) коробки перемены передач, дифференциала и бортовых передач".

Вот так! Мало того что нужно за температурой следить, так ведь и трогаться нужно только с первой передачи! (На Т-34, как известно, вплоть до конца 1943 года вообще пользовались только одной второй передачей, остальные в движении просто не включались.) Действительно - керосинка какая-то, а не танк! И вообще - явление глубоко чуждой нам военно-технической культуры!"
  • 2

#12 Егорыч

Егорыч

    Старший лейтенант

  • Пользователь
  • 986 сообщений
  • Город:Мытищи

Отправлено 02 апреля 2013 - 19:47

Игорь2000, а я в этом не сомневался ни секунды. Просто запомнил отзыв очевидца, который служил в пехоте. Дед про союзнические танки говорил так: "Гусеницы узкие, пушка маленькая. Плохие танки." Видимо оценивал боевые качества с точки зрения пехотинца.
  • 0

#13 МастерБ

МастерБ

    Рядовой

  • Пользователь
  • 49 сообщений
  • Город:Фрязино

Отправлено 24 апреля 2013 - 15:09

Мои копеечки.
Как бы так, но ...
После преданного и отданного на избиение конвоя PQ-17, поставки через северное море были прекращены с июля по сентябрь, причём после сентябрьского PQ-18. следующий JW-51A отправился к нам только 15 декабря.
То есть в один из напряжённых моментов войны - лето и осень 1942 года мы ничего от союзничков морем не получали.

Про автотехнику. Если сравнить поставки нам и англичанцам, а также для американской армии - нам попадали крохи. От того и приходилось сорокапятки виллисами таскать.

Интересный факт - диверсионная операция скорцени провалилась из за того, группа переодетых диверсантов ехала на американских машинах по 4 человека (т.е. полностью загруженными), в то время как обычно американцы ездили на них в основном по 1-2 человека. Это и показалось подозрительным.

Да помогали. Но лучше бы уж сами воевали. Я горд, что из 8 дивизий - 7 размолотили наши деды, но от этого не легче моему погибшему прадеду в августе 1942 года.

Сообщение отредактировал МастерБ: 24 апреля 2013 - 15:10

  • 0

#14 Игорь2000

Игорь2000

    Капитан

  • Пользователь
  • 1 010 сообщений
  • Город:Санкт-Петербург

  • 4th.ID

Отправлено 24 апреля 2013 - 15:42

Мои копеечки.
Как бы так, но ...
После преданного и отданного на избиение конвоя PQ-17, поставки через северное море были прекращены с июля по сентябрь, причём после сентябрьского PQ-18. следующий JW-51A отправился к нам только 15 декабря.
То есть в один из напряжённых моментов войны - лето и осень 1942 года мы ничего от союзничков морем не получали.

Про автотехнику. Если сравнить поставки нам и англичанцам, а также для американской армии - нам попадали крохи. От того и приходилось сорокапятки виллисами таскать.

Интересный факт - диверсионная операция скорцени провалилась из за того, группа переодетых диверсантов ехала на американских машинах по 4 человека (т.е. полностью загруженными), в то время как обычно американцы ездили на них в основном по 1-2 человека. Это и показалось подозрительным.

Да помогали. Но лучше бы уж сами воевали. Я горд, что из 8 дивизий - 7 размолотили наши деды, но от этого не легче моему погибшему прадеду в августе 1942 года.


Вы написали много, но ни одного подтвержденного факта или цифры, опять одни мифы. Не буду обсуждать все, обращу Ваше внимание только хотя бы на эту Вашу фразу "То есть в один из напряжённых моментов войны - лето и осень 1942 года мы ничего от союзничков морем не получали." И это при том, что караван PQ-17 это июль, а караван PQ-18, как Вы же сами и пишете выше - это сентябрь. Нет ли здесь противоречия?
И второе, почему с осени до зимы были приостановлены конвои? Наверное Вы знаете, что в ноябре началась морская операция союзников по высадке в Африке, но несмотря на это с осени до зимы в СССР отправляли одиночные суда с поставками, рассчитывая, если по простому, что за одиночками немцы сильно охотиться не будут.

Сообщение отредактировал Игорь2000: 24 апреля 2013 - 15:51

  • 0

#15 Paul

Paul

    Капитан

  • Модератор
  • 1 258 сообщений
  • Город:Москва

  • LF
  • 24th GA

Отправлено 24 апреля 2013 - 16:04

Мои копеечки.
Как бы так, но ...
После преданного и отданного на избиение конвоя PQ-17, поставки через северное море были прекращены с июля по сентябрь, причём после сентябрьского PQ-18. следующий JW-51A отправился к нам только 15 декабря.
То есть в один из напряжённых моментов войны - лето и осень 1942 года мы ничего от союзничков морем не получали.


Вы сами себе противоречите:)то у вас летом - осенью 1942го морем по ленд-лизу ничего не поставлялось, то вы пишите про конвои PQ-17,PQ-18 ,которые прошли в июле и сентябре соответсвенно :)
Специально для вас маленькая справочка :
Было отправлено по месяцам в тоннах,в скобочках указан процент от общего количества,отправленный северным путем.
июнь-193695(26%)
июль-183362(7,3%)
август-215543(32%)
сентябрь-179430(15,4%)
октябрь-229331(0%)
ноябрь-176911(0%)
И хотелось также напомнить что "морем" это не только северные конвои ,но и Дальний восток,где перевозки в октябре -ноябре1942го года составили более 50% от общего числа

Про автотехнику. Если сравнить поставки нам и англичанцам, а также для американской армии - нам попадали крохи. От того и приходилось сорокапятки виллисами таскать.

Какие жадные американцы,в свою армию поставляли автотехнику больше чем в СССР:)
Еще для справочки про "крохи":
Стоимость поставок по ленд-лизу
в Великобританию и СССР (млн. долл.)
1942 -Великобритания(2005),СССР (1352)
1943(январь — октябрь)- Великобритания(3402),СССР (2198)

Да помогали. Но лучше бы уж сами воевали. Я горд, что из 8 дивизий - 7 размолотили наши деды, но от этого не легче моему погибшему прадеду в августе 1942 года.

не волнуйтесь,воевали когда добили немцев в Африке,высадились в Италии и вывели ее из войны,а потом уже и очередь до Франции дошла,где была проведена с минимальными потерями самая крупнейшая десантная операция ВМВ
насчет потерь немцев:
Безвозвратные потери вооруженных сил Германии (вермахта и войск СС, без войск союзников) в ходе второй мировой войны (1939--1945 гг.), (в тыс.чел.)
в том числе:
-- погибло, умерло от ран и болезни, пропало без вести
-- попало в плен
= 11844

Безвозвратные людские потери вооруженных сил фашистской Германии на советско-германском фронте с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. (без армий ее союзников)-
7181,1

вычитаем из 11844 7181 и получаем 4633..выходит к почти 40% безв.потерь немцев СССР руки не прикладывал:)а вы говорите из 8 -7 размолотили
  • 1

#16 Игорь2000

Игорь2000

    Капитан

  • Пользователь
  • 1 010 сообщений
  • Город:Санкт-Петербург

  • 4th.ID

Отправлено 24 апреля 2013 - 16:46

Мои копеечки.
Как бы так, но ...
Про автотехнику. Если сравнить поставки нам и англичанцам, а также для американской армии - нам попадали крохи. От того и приходилось сорокапятки виллисами таскать.

Интересный факт - диверсионная операция скорцени провалилась из за того, группа переодетых диверсантов ехала на американских машинах по 4 человека (т.е. полностью загруженными), в то время как обычно американцы ездили на них в основном по 1-2 человека. Это и показалось подозрительным.


Изображение

Сообщение отредактировал Игорь2000: 24 апреля 2013 - 16:54

  • 0

#17 МастерБ

МастерБ

    Рядовой

  • Пользователь
  • 49 сообщений
  • Город:Фрязино

Отправлено 25 апреля 2013 - 09:08

Pol


Очень красиво расписал. По полочкам.
Но!
Не секрет что сегодня из Китая дешевле и проще привезти груз в европейскую часть нашей страны не по железке с Дальнего Востока, а морем через весь земной шар до Финляндии, а от туда к нам. А в те времена железная дорога на порядки была хуже чем сейчас.
Второе. Доставка через Иран велась в кузовах грузовиков, которые нам поставлялись по ленд-лизу. А много танков и прочего крупногабарита в те пятитонки нагрузишь, да по горным дорогам?
Третье - те поставки на лето-осень 1942 что планировались через северный путь - нужны были именно летом и осенью - а их мы получили только зимой. Вопрос в догонку - когда лучше за полярным кругом работать - летом или зимой? Пропускная способность железной дороги когда выше?
Четвёртое. Оказывается - американы с прочими англичанцами войну выиграли? Нет уж! Вы подсчитали потери немцев (причём без союзников) не только убитыми, но и пленными. Что легче в конце войны - убить врага в бою или взять в плен?

Просьба - не нужно заниматься резуновщиной. Вашим предкам, что победили врага будет за вас стыдно.
  • 0

#18 Paul

Paul

    Капитан

  • Модератор
  • 1 258 сообщений
  • Город:Москва

  • LF
  • 24th GA

Отправлено 25 апреля 2013 - 11:37

Не секрет что сегодня из Китая дешевле и проще привезти груз в европейскую часть нашей страны не по железке с Дальнего Востока, а морем через весь земной шар до Финляндии, а от туда к нам. А в те времена железная дорога на порядки была хуже чем сейчас.

первое:давайте определимся сразу -Северные пути не были основными путями ленд-лиза.
по северному маршруту в Советский Союз за годы войны было доставлено 4 млн. тонн грузов, что составило
22,7% от общего количества поставок.
Чтобы доставлять северным путем британцам приходилось ,начиная с PQ-12,задействовать для прикрытия главные силы Флота Метрополии.Например за 4 месяца (май -июнь 1942го года) Флот Метрополии был вынужден провести в Арктике 6 операций с участием главных сил,привлекая даже американские корабли.Напомню так же что в это же время в марте союзников вышибли из Голландской Ост-Индии,с огромными для них потерями. Потом был рейд авианосцев адмирала Нагумо в Индийский океан,который заставил британцев перебрасывать спешно крупные силы.Не прекращалась битва и на северо-атлантических конвойных маршрутах.А так же британцам приходилось проводить конвои к Мальте в Средиземноморском море и предстояла операция "Торч".Поэтому ничего удивительного нет ,что британцы стремились сократить перевозки по этому пути,потому что их флот уже не выдерживал таких нагрузок.

Второе. Доставка через Иран велась в кузовах грузовиков, которые нам поставлялись по ленд-лизу. А много танков и прочего крупногабарита в те пятитонки нагрузишь, да по горным дорогам?

Вы ошибаетесь,помимо этого существовала и железная дорога.
Изображение
Напомню также что: Союзники наряду с реконструкцией портов построили на берегах Персидского залива крупные сборочные авиационные и автомобильные заводы, организовали полевые склады для комплектования и обработки грузов. Они также реконструировали необходимые им шоссейные и железные дороги, построили аэродромы.На территории СССР при перевозкегрузов были задействованы тылы Закавказского, Северокавказского и Туркестанского военных округов, Каспийская военная флотилия, Каспийское пароходство, порты Баку, Красноводска, Махачкалы, Закавказская и Ашхабадская железные дороги, многие автомагистрали.

Третье - те поставки на лето-осень 1942 что планировались через северный путь - нужны были именно летом и осенью - а их мы получили только зимой. Вопрос в догонку - когда лучше за полярным кругом работать - летом или зимой? Пропускная способность железной дороги когда выше?

Это как это? :) PQ-17,PQ-18 пришли у вас зимой?
напомню цифры поставок по северному пути лето-осень 1942го
июнь-54,720(26%)
июль-13,351(7,3%)
август-69,013(32%)
сентябрь-27,769(15,4%)
"Невыполнение обязательств по поставкам в 1942 г. обусловливалось военными событиями: сначала нападением Японии на Соединенные Штаты, а затем германским наступлением в Северной Африке. Существенную роль играла нехватка как транспортных средств, так и запрашиваемых материалов. Недопоставка отдельных видов стратегических грузов, а главное, срыв графика завоза вооружений вызывали естественное недовольство советского руководства. Тем не менее Московский (I) протокол был признан выполненным — из 3600 обещанных самолетов в СССР были отправлены 3296, из 4500 танков — 4697, из 1800 танкеток — 185348.
Следует учитывать и потери в пути отдельных грузов, которые,по подсчетам, достигали 30%. Так, из 1822 отправленных Британией самолетов 288 погибли вместе с пароходами, их доставлявшими.Из 2443 танков — 47049. Учитывая эти потери, а также возможные вдальнейшем, союзники посчитали необходимым или допоставить заказанные ранее материалы, или восполнить их другими материалами на ту же сумму.Значительная часть поставок шла вне протокола из-за невозможности рассчитать, каких материалов потребуется больше, а каких меньше. В результате вне протокола поступили броневездеходы, радары, радиостанции, средства противохимической защиты,железнодорожное оборудование, сопутствующие технике детали и приборы, составлявшие до 10% их веса и стоимости.

Четвёртое. Оказывается - американы с прочими англичанцами войну выиграли? Нет уж! Вы подсчитали потери немцев (причём без союзников) не только убитыми, но и пленными. Что легче в конце войны - убить врага в бою или взять в плен?

Открою вам страшную тайну :) Вторую Мировую Войну выиграла Антигитлеровская коалиция,Великую Отечественную Войну выиграл СССР.Поэтому нравится вам или нет ,но таки да:ВМВ американцы и британцы также выиграли как и СССР,и подписание этими сторонами капитуляции Германии это как бы подразумевает( это к вопросу кто тут резунирует).
Когда вы подсчитаете потери союзников Германии с которыми сражались союзники(такие как например Италия и Вишистская Франция)тогда и посчитаем союзников Германии на Восточном фронте,а пока давайте вернемся к убитым немцам.

Безвозвратные потери вооруженных сил Германии (вермахта и войск СС, без войск союзников) в ходе второй мировой войны (1939--1945 гг.), (в тыс.чел.)
погибло, умерло от ран и болезни, пропало без вести- 4457

Безвозвратные людские потери вооруженных сил фашистской Германии на советско-германском фронте с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. (без армий ее союзников)- 3275,4

Вычитаем из 4457 3275 и получаем 1182. Выходит 25% немецких солдат было убито не на Восточном фронте.Опять как то ваша арифметика про 7 из 8 дивизий не сходится.....


Просьба - не нужно заниматься резуновщиной. Вашим предкам, что победили врага будет за вас стыдно.

Прежде ,чем стыдить кого либо вы сначало бы обсуждаемую тему подучили ,которой не владеете,а то ведь по приведенным фактам именно вы и занимаетесь фальсификацией истории. И как в поговорке "вы либо крест снимите,либо трусы оденьте"
то вы жалуетесь ,что союзники мало ленд-лизовской помощи поставляли, то утверждаете что СССР всех победил....

Сообщение отредактировал Pol: 25 апреля 2013 - 11:40

  • 1

#19 Игорь2000

Игорь2000

    Капитан

  • Пользователь
  • 1 010 сообщений
  • Город:Санкт-Петербург

  • 4th.ID

Отправлено 25 апреля 2013 - 11:40

Pol


Очень красиво расписал. По полочкам.
Но!
Не секрет что сегодня из Китая дешевле и проще привезти груз в европейскую часть нашей страны не по железке с Дальнего Востока, а морем через весь земной шар до Финляндии, а от туда к нам. А в те времена железная дорога на порядки была хуже чем сейчас.
Второе. Доставка через Иран велась в кузовах грузовиков, которые нам поставлялись по ленд-лизу. А много танков и прочего крупногабарита в те пятитонки нагрузишь, да по горным дорогам?
Третье - те поставки на лето-осень 1942 что планировались через северный путь - нужны были именно летом и осенью - а их мы получили только зимой. Вопрос в догонку - когда лучше за полярным кругом работать - летом или зимой? Пропускная способность железной дороги когда выше?
Четвёртое. Оказывается - американы с прочими англичанцами войну выиграли? Нет уж! Вы подсчитали потери немцев (причём без союзников) не только убитыми, но и пленными. Что легче в конце войны - убить врага в бою или взять в плен?

Просьба - не нужно заниматься резуновщиной. Вашим предкам, что победили врага будет за вас стыдно.


К Вам тоже есть просьба. Не нужно заниматься демагогией, Вам предоставляют факты и цифры, Вы в ответ общие слова. Вам для иформации - конвои, которые вышли летом и осенью (PQ-17 и PQ-18), соответственно и пришли в наши порты летом и осенью, точнее те суда, которые дошли. Когда грузы попали на фронт или заводы - это уже вопросы не к союзникам.
Что-то фотка ушла куда-то (для Вас) :)
Изображение
  • 0

#20 МастерБ

МастерБ

    Рядовой

  • Пользователь
  • 49 сообщений
  • Город:Фрязино

Отправлено 25 апреля 2013 - 13:49

Передёргиваете ребята.
Из PQ-17, из 35 отправленных судов дошло 11.
PQ-18 из 39 дошло 27.

Поставки возобновились только в конце декабря.
PQ-16 прибыл 31 мая.
С 1 июня по 25 декабря северным путём до нас дошло только 38 судов с грузом.
Аграмадные поставки.

Ещё
США с октября 1941 г. по 30 июня 1942 г. направили в СССР 545 самолётов, 783 танка, в 3 с лишним раза меньше обещанных, а также 16502 грузовые автомашины, то есть в 5 с лишним раз меньше, чем было запланировано

Про поставки через Иран
К октябрю 1942 года объёмы поставок удалось поднять до 30 000, а к маю 1943 — до 100 000 тонн в месяц.
Один северный конвой доставлял более 100 000 тонн. Даже тот же преданный 17 доставил столько же. А до него частота отправок конвоев была в среднем 1 в месяц. А тут до октября в трое-десетеро меньше, а до октября объёмы были в районе 10000 тонн.
И ещё про соотношение поставок по ленд-лизу
Всего поставки по ленд-лизу составили около $50,1 млрд (эквивалентно примерно $610 млрд в ценах 2008 года), из которых $31,4 млрд было поставлено в Великобританию, $11,3 млрд — в СССР, $3,2 млрд — во Францию и $1,6 млрд — в Китай.

Вешать в тоннах правильно. Оценивать лучше в деньгах. Точнее. Итог - нам в три раза меньше.

Про потери - упорное не желание считать союзников немцев, а также уже очевидное передёргивание в том, что слово пленные из подсчёта потерь удалено. Не секрет, что немцам было интереснее союзничкам сдаваться.

Игорь2000

И про пушки на прицепе. Это те исключения которые подтверждают правила. Фото, как мне кажется с испытаний машины, но не в боевых условиях, а на полигоне. На это указывает на отсутствие передка у пушки, И всего лишь трое бойцов. 1 водила, 2 - расчёт? Или там сзади ещё парочка таких же жипов с расчётом и снарядами? Найдите наши фотографии с сорокапятками и там налегке никто не ездит. И машина = 1 орудие. Загруженная машина никогда так не взлетит, а если и взлетит, то всё из неё вылетит.


Сообщение отредактировал Источник: 07 октября 2013 - 21:35

  • 0