Когда говорят пушки, музы молчат.
Летом 1942 на Калининском фронте, под Ржевом, шли суровые бои. В этот момент на передовую приехал джаз-оркестр, которым руководил Леонид Утесов. Артисты готовили выступление в одной из артиллерийских частей. Перед самым началом концерта к Утесову обратился командир батареи:
- Товарищ Утесов, я тоже бывший музыкант-тромбонист, но сейчас "играю" на другом инструменте. Разрешите мне включиться в ваш оркестр?
Утесов разрешил, а после вспоминал:
- Когда начался концерт, этот товарищ продемонстрировал мне свою "музыкальность". Орудия его батареи включились в ритм нашей музыки, причем делал он это с таким мастерством, что каждый выстрел орудия ложился на сильную долю такта. Это была незабываемая "увертюра", которую можно было бы назвать "Слава оружию свободы".
Во многих вопросах, связанных с артиллерией, имеются "белые пятна". Задача этой статьи - разобраться в них, так как это было сделано с известной поговоркой, находящейся в эпиграфе этой работы.
Всем известно высказывание Архимеда: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю!». Но теория без практики - мертва. А с другой, не менее интересной мыслью, заключенную в стихотворение, знакомы немногие. Вот часть этого стиха:
Не мир хочу я удивить,
Не для забавы иль задора,
А вас хочу лишь убедить,
Что в воздухе везде опора…
Написал его Петр Нестеров - основоположник высшего пилотажа в авиации. Жизнь этого человека удивительна. Закончил Нижегородский кадетский корпус, а впоследствии Михайловское артиллерийское училище (с отличием). В1910 году, во время службы в артиллерийской бригаде на Дальнем Востоке, Нестеров построил планер и совершал полеты на нем. Петр Николаевич лично создал правила корректирования стрельбы артиллерии из аэростата. В 1912 год он сдал экзамены на звания военного лётчика и пилота - авиатора,а в сентябре 1912 году 25-летний поручик Пётр Нестеров совершил первый самостоятельный полет. В 1913 году — окончил курс авиационного отдела Офицерской Воздухоплавательной школы.
П. Нестеров теоретически обосновал возможность совершения "мертвой петли". Вот что он написал в свое время: " Воздух есть среда вполне однородная во всех направлениях. Он будет удерживать в любом положении самолет при правильном управлении им". Почему эта мысль пришла именно ему? Ведь она вызвала непонимание, в том числе у многих летчиков. Дело в том, что каждый выпускник артиллерийского училища хорошо знает свойства воздуха: давление, влажность и температуру ( при изменении которых меняется плотность ). Эти данные, также как скорость и направление ветра, курсанты и офицеры учитывают, рассчитывая поправки для стрельбы. Кстати, при стрельбе на большие расстояния используется поправка Кориолиса - на вращение земли.
27 августа 1913 года над Сырецким полем Киева Петр Николаевич выполнил на самолёте, впервые в мире, замкнутую петлю в вертикальной плоскости.
Свое рождение артиллерия (arte - искусство и tirare - стрелять) ведет со дня совершения первого выстрела. Это произошло в 1331году при осаде немецкими рыцарями городов Чивиделли и Брешии. Год основания русской артиллерии достоверно неизвестен. Есть мнения, что это 1382 или же 1389года. Историк Андрей Левин утверждает (книга " Дорогами тысячелетий"), что первая стрельба русскими из пушек ( "пущати", т. е. "метать" ) произошла в 1368году. При этом пушки были непростыми, а ....деревянными. Это было во время осады Московского Кремля, уже каменного, литовскими войсками, которыми командовал князь Ольгерд. Вот как описывает битву А. Левин:
" Едва ратники с воинственными криками ринулись на штурм, "град", три стены, башни внезапно ожили, окутались дымом. Из дыма ринулись камни, каждый по величине не больше кулака. Много литвы побило"
Деревянная русская пушка называлась "тюфяк", так как при стрельбе издавала странный звук: "тюу-уф-фя-ак". При изготовлении прожигалось отверстие вдоль дерева, но не насквозь. Стреляла пушка обточенными каменными ядрами при помощи очень дымного, плохо расходящегося пороха. Кстати, "тюфяк" имел противооткатное устройство, а также прицел. После пяти - шести выстрелов эффективность пушки снижалась, и первые русские артиллеристы, выбив клинья, крепившие ее между каменных двузубьев (они остались и сейчас на Кремле) снимали "тюфяк" и пускали его по лестнице, по которой поднимались осаждающие.
Литовцы отступили, так и не догадавшись, чем их обстреливали. Правда, перед уходом вокруг города "зла много сотвори", как записал летописец.
Принято считать, что самое тяжелое бедствие для корабля в открытом море - пожар. Но это не так. Вот что пишет по этому поводу Виктор Гюго в своем романе " Девяносто третий год ":
"Одна из пушек батареи, двадцатичетырехфунтовая каронада, сорвалась с цепей.
Из всех бедствий, какие могут быть на море, это, пожалуй, самое страшное. Ничего хуже этого не может случиться с военным судном на полном ходу в открытом море.
Пушка, разбившая оковы, сразу же становится чудовищем...
... Буря в конце концов прекратится, ветер уляжется, сломанную мачту заменят новой, течь можно остановить, пожар - потушить. Но как усмирить этого огромного бронзового зверя? Как к нему подступиться? Можно заставить послушаться собаку, ошеломить быка, укротить взглядом удава, напугать тигра, разжалобить льва. Но против этого чудища - против сорвавшейся пушки - нет никаких средств защиты...
...Все эти люди, закаленные в бою, смеявшиеся во время сражений, дрожали. Невозможно передать весь ужас, охвативший всех"
Остается добавить, что эта пушка повлияла на дальнейший ход истории. Не сорвись она (по вине одного из канониров ), возможно, что Республика не удержалась, и не пришел бы к власти артиллерийский лейтенант Наполеон, впоследствии развязавший множество кровавых войн.
Заканчивая морскую тематику, необходимо вспомнить, как Англия стала владычице морей. 30 июля 1588 года в сражении с Испанской "Непобедимой армадой" англичане сделали ставку на артиллерию и скоростные маневры, чтобы, не ввязываясь в затяжной ближний бой, неожиданными и быстрыми ударами нанести противнику максимальный урон. И победили. Абордажные бои с этого момента отошли на второй план.
Есть легенда, что княгиня Ольга сожгла город древлян при помощи птиц, к лапам которых привязали зажжённую паклю с серой. Но птица к себе в гнездо с огнем не полетит! (в подтверждение этого прочитайте статью "Ошибка баснописца И.А.Крылова" -= URL =- ). А "огненными птицами" в те времена называли ракеты. Так называемые "китайские стрелы" можно было купить у булгар или византийцев. Вот так зародилась русская реактивная артиллерия.
Самой кровопролитной войной в Латинской Америке считается Чакская (1932-1935гг.), между Боливией и Парагваем. Главой Генштаба парагвайской армии был русский генерал - артиллерист Иван Беляев (всего в армии служили 104 офицера, эмигрировавших из России ). Парагвай войну выиграл, притом точно по суворовскому принципу: " не числом, а умением ", т. к. соотношение сил было 2 к 1. При этом боливийской армии помогали американские нефтепромышленники, а в ее главе находились немецкие офицеры (к примеру, Э. Рем, будущий руководитель штурмовых отрядов национал - социалистов: СА). И. Беляев был известным географом, этнографом, антропологом и лингвистом, впервые описавшим культуру и быт местных индейцев. 19 января 1957 года столица Парагвая Асунсьон погрузилась на три дня в траур. Хоронили Национального Героя страны - Ивана Тимофеевича Беляева...Позади гроба двигались тысячи индейцев, распевавших " Отче наш "в переводе покойного и осенявших себя Православным крестным знамением.
Многие артиллеристы связали свою воинскую специальность с исследовательской деятельностью, также как и с литературой. Артиллерия, поэзия, проза, ботаника, живопись — всё это соединилось в одном человеке, Илье Тимофеевиче Радожицком, участнике Отечественной войны 1812г. В артиллерии дослужился генерал-майора, в науке — оставил после себя фундаментальный труд по ботанике, в живописи - написал полторы тысячи акварельных рисунков растений. По его литературным произведениям, в том числе по повести в стихах, можно изучать историю военных действий России в первой половине XIX века.
Писателями-артиллеристами также являются: Л. Н.Толстой, Н. А. Раевский (биолог и пушкинист, автор книги " Добровольцы. Повесть крымских дней), А. Н. Стругацкий, А. Н. Степанов (автор романа "Порт-Артур" и повести "Артиллеристы"), Б. А. Лавренев (автор повести " Сорок первый»), А. И.Солженицын, поэт М. И Танич (работавший до создания группы «Лесоповал» с такими музыкантами, как Я. А. Френкель и В.Б.Кузьмин).
«Было бы неверно говорить только о снайперах из стрелкового оружия, у нас было немало снайперов-артиллеристов и минометчиков», − так отозвался об отважном артиллеристе-якутянине Гаврииле Дмитриевиче Протодьяконове маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков в своих воспоминаниях о сталинградских сражениях. «Я не могу забыть артиллерийского снайпера-бронебойщика Протодьяконова, с которым беседовал в блиндаже, куда он явился по моему вызову, − пишет маршал. − По национальности он якут, рослый и сильный физически. Он один остался из всего расчета со своей 45-миллиметровой пушкой между нашими траншеями и траншеями противника в лощине на северном скате Мамаева кургана. Он так хорошо маскировался, что танкисты противника узнавали об этой пушке только тогда, когда уже горели или были подбиты».
Тема о маршалах родов войск заслуживает отдельного разговора. Кто стал первым? Этот вопрос был и на программе "Что? Где? Когда? Через два дня после введения этой группы званий ( 16.01.1943г. ) первым стал артиллерист Никола́й Никола́евич Во́ронов. 21.02. 1944г. Н. Н. Воронов и авиатор А. А. Новиков стали первыми Главными маршалами родов войск. Двум военачальникам было присвоено звание Главного маршала бронетанковых войск. Так вот, один из них - А. Х. Бабаджанян выпускник Тбилисского Артиллерийского училища, а П. А. Ротмистров в свое время командовал артиллерийской батареей. А Главный маршал артиллерии Неделин М. И. является основателем Ракетных войск стратегического назначения (первый Главком). Также он внес свой вклад в развитие советской космонавтики и в формирование инженерных полков Дальней авиации ВВС. Для этого в первую очередь привлекались артиллеристы.
Артиллерийские подразделения, кроме существующих в виде отдельных дивизионов и полков, также входят в состав бригад, полков, отрядов таких войск: мотострелковые, танковые, ВДВ, морская пехота, пограничные войска, ВВ.
Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 21 октября 1944 г. праздник "День артиллерии" назначен на 19 ноября (начало контрнаступления под Сталинградом в 1942 г.). Ведь артиллерия сыграла в этом контрнаступлении ключевую роль. В своей книге " Маршал Жуков " В. В. Карпов написал, что Георгий Константинович за все время войны два раза танцевал. Второй раз на День Победы в Берлине, а первый - на День артиллерии, 19 ноября 1944года.
Чапаев И. В. http://iledokol.info/
Сообщений в теме: 2
#1
Отправлено 11 июля 2012 - 17:04
#2
Отправлено 24 августа 2012 - 22:37
Россия всегда славилась своей артиллерией. И я горжусь этим. Если бы не было такой артиллерии, то не было бы таких побед. А на счет Утесова, мне очень понравилось. Я всегда уважал этого человека и мы никогда его не забудем. Жаль, что некоторые забывают. В этой статье можно гордиться всеми.
#3
Отправлено 05 апреля 2013 - 10:37
Не только артиллеристы внесли вклад в развитие авиации.
" Но жизнь толкала его вперед, и от освоения Арктики до вопросов космографии — до всего он был пристально любопытен и жаден, как подлинный ученый. Наконец, однажды в конференц-зале Академии наук, выступая перед грозным синклитом сановников империи, князь Голицын с высоты кафедры обрушил на их головы жестокие обвинения за отставание России в деле воздухоплавания, назвав их косными бюрократами, губящими на корню важнейшее дело обороны страны. И когда это не помогло, он сам поехал на вагоностроительный завод, где и налаживал выпуск аэропланов. Наконец, мало кто знает теперь, что Голицын помогал Игорю Сикорскому в создании многомоторного великана небес — «Ильи Муромца»…"
Мичман флота в отставке. В. Пикуль.
" Но жизнь толкала его вперед, и от освоения Арктики до вопросов космографии — до всего он был пристально любопытен и жаден, как подлинный ученый. Наконец, однажды в конференц-зале Академии наук, выступая перед грозным синклитом сановников империи, князь Голицын с высоты кафедры обрушил на их головы жестокие обвинения за отставание России в деле воздухоплавания, назвав их косными бюрократами, губящими на корню важнейшее дело обороны страны. И когда это не помогло, он сам поехал на вагоностроительный завод, где и налаживал выпуск аэропланов. Наконец, мало кто знает теперь, что Голицын помогал Игорю Сикорскому в создании многомоторного великана небес — «Ильи Муромца»…"
Мичман флота в отставке. В. Пикуль.