
Люфтваффе в Калмыцких степях - в 1944-ом!
#1
Отправлено 20 декабря 2009 - 00:03
Так вот, там идет речь о реабилитации немецких летчиков, которые были задержаны сразу после приземления их самолетов, на которых они доставили в глубокий тыл красной армии бывших советских граждан, шпионов и диверсантов, одетых в гражданскую одежду и униформу бойцов и командиров красной армии (о них в тексте совсем немного). Обе группы задержаны в одном и том же районе - "в районе населенного пункта Яшкуль (Калмыкия)". Одна группа летчиков задержана 23 мая, вторая - 12 июня 1944-го(!) года. Как следует из документа, обе группы летчиков принадлежали к "Авиаэскадрилье Вермахта КГ-200"(так в документе). Эта авиаскадрилья "выполняла задания немецких разведорганов по перемещению воздушным путем на территорию СССР, в глубокий тыл РККА немецких агентов для проведения разведывательно-диверсионной деятельности". Далее о подразделении еще в двух местах документа: "специально созданное для нужд Абвера эскадрилья дальнего действия", выполняющая задания "только немецких разведорганов на территории СССР и Других государств".
В самом документе указано, что линия фронта в это время проходила уже за пределами территории СССР, в районе румынских городов Яссы, Сучава, Ворша - т.е. на расстоянии 1500 км. от места высадки. Довольно значительное расстояние!
Это последнее оказалось для ВК ВС РФ важным обстоятельством для решения вопроса реабилитации - типа знали, куда летели и зачем. Несмотря на то, что Военный суд Московского военного округа осужденных реабилитировал, т.к. они действовали "открыто, в военной форме своего государства и на самолетах, на который были нанесены опознавательные знаки Германии". Тем не менее, ВК в реабилитации отказала, сославшись на Гаагскую конвенцию "О законах и обычаях сухопутной войны" от 18 октября 1907 года. Мягко говоря, устаревшя к тому моменту конвенция!
Не указано, какие самолеты использовались этими группами летчиков. Я думаю, ФВ "Кондор" - больше, по идее ни один самолет такое расстояние покрыть "в два конца" не мог.
Все это для меня напомнило вопрос, недавно обсуждавшийся - могли ли Люфтваффе бомбить промышленный район на Урале, если в 1941-ом Вермахт достиг бы линии Архангельск-Астрахань, в соответствии с планом "Барбаросса".
#2
Отправлено 20 декабря 2009 - 11:42
В начале 80-х мне попадала информация о подобных действиях Люфтваффе. Использовали ФВ "Кондор". Но таких аппаратов были единицы. Попытаюсь собрать информацию. Диверсанты были по преимуществу из полка "Бергмана" и аналогичных изменнических формирований. Из современных источников- Э. Абрамян "Кавказцы в Абвере"Недавно попался один исторический документ. Правда, в "черновом" варианте - но подготовленный уже для машбюро, с соответствующей резолюцией. Дело рассматривалось в феврале 1999 года Военной коллегией Верховного Суда РФ.
Так вот, там идет речь о реабилитации немецких летчиков, которые были задержаны сразу после приземления их самолетов, на которых они доставили в глубокий тыл красной армии бывших советских граждан, шпионов и диверсантов, одетых в гражданскую одежду и униформу бойцов и командиров красной армии (о них в тексте совсем немного). Обе группы задержаны в одном и том же районе - "в районе населенного пункта Яшкуль (Калмыкия)". Одна группа летчиков задержана 23 мая, вторая - 12 июня 1944-го(!) года. Как следует из документа, обе группы летчиков принадлежали к "Авиаэскадрилье Вермахта КГ-200"(так в документе). Эта авиаскадрилья "выполняла задания немецких разведорганов по перемещению воздушным путем на территорию СССР, в глубокий тыл РККА немецких агентов для проведения разведывательно-диверсионной деятельности". Далее о подразделении еще в двух местах документа: "специально созданное для нужд Абвера эскадрилья дальнего действия", выполняющая задания "только немецких разведорганов на территории СССР и Других государств".
В самом документе указано, что линия фронта в это время проходила уже за пределами территории СССР, в районе румынских городов Яссы, Сучава, Ворша - т.е. на расстоянии 1500 км. от места высадки. Довольно значительное расстояние!
Это последнее оказалось для ВК ВС РФ важным обстоятельством для решения вопроса реабилитации - типа знали, куда летели и зачем. Несмотря на то, что Военный суд Московского военного округа осужденных реабилитировал, т.к. они действовали "открыто, в военной форме своего государства и на самолетах, на который были нанесены опознавательные знаки Германии". Тем не менее, ВК в реабилитации отказала, сославшись на Гаагскую конвенцию "О законах и обычаях сухопутной войны" от 18 октября 1907 года. Мягко говоря, устаревшя к тому моменту конвенция!
Не указано, какие самолеты использовались этими группами летчиков. Я думаю, ФВ "Кондор" - больше, по идее ни один самолет такое расстояние покрыть "в два конца" не мог.
Все это для меня напомнило вопрос, недавно обсуждавшийся - могли ли Люфтваффе бомбить промышленный район на Урале, если в 1941-ом Вермахт достиг бы линии Архангельск-Астрахань, в соответствии с планом "Барбаросса".
#3
Отправлено 20 декабря 2009 - 12:26
Для решения подобных задач нужны были соединения , подобные армадам "фортрессов" и "суперфортрессов".
#4
Отправлено 20 декабря 2009 - 13:48
Я читал, речь шла о "Кондоре"...
#5
Отправлено 20 декабря 2009 - 13:51
В начале 80-х мне попадала информация о подобных действиях Люфтваффе. Использовали ФВ "Кондор". Но таких аппаратов были единицы. Попытаюсь собрать информацию. Диверсанты были по преимуществу из полка "Бергмана" и аналогичных изменнических формирований. Из современных источников- Э. Абрамян "Кавказцы в Абвере"
"23 мая и 15 июня доставлены две группы, соответственно из 28 и 5 немецких агентов, в том числе 7 разведчиков-радистов." Фамилии указаны только две - Рахимов и Байбурин. Фамилии нерусские, хотя не указывают на принадлежность к какому-нибудь подразделению, например "Бергманн". Судя по всему, это именно разведчики и их целью был сбор сведений, а не террористические акты. Хотя это предположение.
#6
Отправлено 21 декабря 2009 - 10:07
не обязательно Кондор, для заброски агентов использовались и Юнкерс Ju.290
Читал, что Юнкерсы использовали в основном для наводки подлодок на конвои в Атлантике, да и то, при том количестве, в котором их произвели, без особого успеха.
#7
Отправлено 21 декабря 2009 - 13:29
Читал, что Юнкерсы использовали в основном для наводки подлодок на конвои в Атлантике, да и то, при том количестве, в котором их произвели, без особого успеха.
Для этих же целей использовались и "Кондоры".
Вообще, немцы не имели стратегической авиации - как и СССР. Думаю, это связано не с возможностями промышленности. Все силы и ресурсы направлялись на развитие фронтовой авиации. Нет смысла разрушать объекты инфраструктуры, которые в дальнейшем планируется захватить силами сухопутной армии. Но, меня интересует вопрос - если бы задачи изменились, например в случае бомбежек отдаленных промышленных объектов, смогли бы немцы создать стратегическую авиацию? У них в начале войны с СССР не было и, например тяжелых танков. А уже через два с небольшим года они появились на фронте. Да и ракет, которые потом падали на Лондон - тоже не было. А самолеты, пригодные для роли "стратегов", в принципе уже были и спользовались. То есть, вопрос стоял бы только в их массовом производстве и соответствующей подготовке летчиков.
#8
Гость_Мотострелецкий_*
Отправлено 21 декабря 2009 - 15:10
Читал, что Юнкерсы использовали в основном для наводки подлодок на конвои в Атлантике, да и то, при том количестве, в котором их произвели, без особого успеха.
Юнкерсы могли, но так же у люфтваффе были Мессершмиты 232. ООчень большие самолёты. Второе. С нашим разгильдяйством, или по неграмотности могли принять за самолёты планеры... пардон забыл индекс. Кстати, кроме данного случая, свидетели утверждали, что немецкие танки заправлялись летом 42ого в тех же степях с помощью самолётов. Мол выстроились танки в квадрат эдак метров 300 на 300 и когда меж них сели самолёты, протянули шланги, начали заправляться.

#9
Отправлено 21 декабря 2009 - 15:24
Юнкерсы могли, но так же у люфтваффе были Мессершмиты 232. ООчень большие самолёты. Второе. С нашим разгильдяйством, или по неграмотности могли принять за самолёты планеры... пардон забыл индекс. Кстати, кроме данного случая, свидетели утверждали, что немецкие танки заправлялись летом 42ого в тех же степях с помощью самолётов. Мол выстроились танки в квадрат эдак метров 300 на 300 и когда меж них сели самолёты, протянули шланги, начали заправляться.
Несколько офф-топ...
Помню еще в "Технике-Молодежи" читал про то, как уже в наше время нашли аэродром перехвата на маршруте перегонки американских самолетов с Аляски. Утверждалось, что с него работали Ме-109. Что тогда, что сейчас очень интересно, как туда поставлялось топливо и боеприпасы? Учитывая тот факт, что стратегическая авиация находилась мягко говоря в неразвитом состоянии (несколько десятков "Кондоров" и переделанных из 90-х в 290-е "Юнкерсов" погоды тут явно не делали), задачка была явно нетревиальная.
А про наше разгильдяйство и панические слухи (особенно в тылу) и говорить нечего

#10
Отправлено 21 декабря 2009 - 15:45
#11
Отправлено 21 декабря 2009 - 16:17
Юнкерсы могли, но так же у люфтваффе были Мессершмиты 232. ООчень большие самолёты. Второе. С нашим разгильдяйством, или по неграмотности могли принять за самолёты планеры... пардон забыл индекс. Кстати, кроме данного случая, свидетели утверждали, что немецкие танки заправлялись летом 42ого в тех же степях с помощью самолётов. Мол выстроились танки в квадрат эдак метров 300 на 300 и когда меж них сели самолёты, протянули шланги, начали заправляться.
События происходят в 44-ом - о планерах и речи быть не может. А в 42-ом могли и танки заправлять - наступали в 42-ом по этим степям.
статья о калмыцких степях в ТМ рассказывала о нем:
http://www.airpages.ru/lw/fw200.shtml
Да я тоже уверен, что это был он самый. Хотя, в док-те указаны должности членов экипажа, среди которых четверо борт-стрелков, двое радистов (наверное, правильнее было назвать стрелок-радист), двое борттехников. Остальные пилоты, а всего 10 чел. А экипаж одного "Кондора" состоял из 8 чел.
"Экипаж самолета состоит из восьми человек:
Пилотов......................... 2
Штурман-бомбардир.... 1
Бортмеханик ..................1
Стрелок-радист..............1
Стрелков.........................3"
http://www.airpages..../fw200_01.shtml
Впрочем, при полете на такое задание мог быть неполный состав, не все могли выжить при задержании и дожить до суда - масса всяких "если", о которых в док-те ничего не сказано. Кстати, все были расстреляны 19 октября 1945-го года.
#12
Гость_Мотострелец_*
Отправлено 29 декабря 2009 - 18:40
#13
Отправлено 29 декабря 2009 - 19:31
Сей аппарат был построен в одном экземпляре....Нашёл фото и инфу о ещё двух оченно больших немках: это Арадо 133 если не ошибаюсь, и Блом и Фосс ..... Если удастся я картинки вытащу. Арадо - шестимоторная летающая лодка, изначально сухопутный самолёт. В книге Широкорада о Черноморском флоте были приведены разведданные о нахождении данных самолётов( Шестимоторных) в Констанце, ещё в 1941-42.
#14
Отправлено 29 декабря 2009 - 19:37
Нашёл фото и инфу о ещё двух оченно больших немках: это Арадо 133 если не ошибаюсь, и Блом и Фосс ..... Если удастся я картинки вытащу. Арадо - шестимоторная летающая лодка, изначально сухопутный самолёт. В книге Широкорада о Черноморском флоте были приведены разведданные о нахождении данных самолётов( Шестимоторных) в Констанце, ещё в 1941-42.
Я бы относился к информации Широкорада с осторожностью...
#15
Гость_Мотострелец_*
Отправлено 29 декабря 2009 - 20:28
Сей аппарат был построен в одном экземпляре....
Я возможно с индексом напутал. однако один данный аппарат захватили аглицкие войска, ещё шесть сожгли янки. А всюго вроде как аж более десятка их построили..
Конечно ты прав в плане осторожности. Однако там Широкорад привёл документ нашей хреновой разведки... В документе сообщается о шесимоторных самолётах в Констанце как о возможном десанте на Крым. Извиняй, нет с собой ни справочника ни книги Широкорада. В ближайшее время постараюсь выложить.Я бы относился к информации Широкорада с осторожностью...
И ешо...
Хотелось бы побольше узнать о аэродроме перехвата, что у Аляски или на льдах.
Помните товарищи Шиловых, коим было порученно убить тов. Сталина? Вот значить там тоже самолёт не совсем понятный...
#16
Отправлено 29 декабря 2009 - 23:26
Я возможно с индексом напутал. однако один данный аппарат захватили аглицкие войска, ещё шесть сожгли янки. А всюго вроде как аж более десятка их построили..
Конечно ты прав в плане осторожности. Однако там Широкорад привёл документ нашей хреновой разведки... В документе сообщается о шесимоторных самолётах в Констанце как о возможном десанте на Крым. Извиняй, нет с собой ни справочника ни книги Широкорада. В ближайшее время постараюсь выложить.
И ешо...
Хотелось бы побольше узнать о аэродроме перехвата, что у Аляски или на льдах.
Помните товарищи Шиловых, коим было порученно убить тов. Сталина? Вот значить там тоже самолёт не совсем понятный...
Из 6-ти моторных на память приходит только 390' Юнкерс, но там толком дальше испытаний дело не дошло.
Что касается именно гидросамолетов, то для того времени это была достаточно нетривиальная задача - создать такую лайбу, да чтоб она еще и реально летать могла! Сдается мне, наш "исторический гений" чего то напутал...

Про аэродромы перехвата - история странная и толком ни кем не описанная. Даже фактов толком нет, т.к. то, что было - заросло, а с архивами - неизвестно что (вернее известно)