
«…Из Острова и Пскова, в буран, шла горсть офицеров и солдат неизвестно куда, с врагом на пятах. Днями голодали и крепче завязывали на онучах телефонные провода, отставшие погибали. Без шинелей лежали на морозе и стреляли раненые с дровен, ледяные затворы горели в руках. Песенники выступали вперед и от стужи приплясывали, убитых хоронили сугробы…»
Так 25 ноября 1918 г начался легендарный поход Псковского добровольческого корпуса (будущая Северо-Западная Армия), ставший аналогом 1-го Кубанского (Ледяного) похода Добровольческой Армии. Как и на Юге, на долю белых и здесь выпали беспримерные испытания. Был лед, снег и огонь, движение в неизвестность, враждебное окружение и яростные арьергардные бои. Части корпуса, выдержавшие отход в Латвию и Эстонию, подобно Алексеевцам Корниловцам и Марковцам во ВСЮР впоследствии составили гвардию СЗА. Тогда же родилась и эмблема северо-западников – белый крест.
Вот как описывал те полные драматизма события его рядовой участник, пулеметчик 2-го Островского стрелкового полка Л.Ф.Зуров, в эмиграции – талантливый писатель и краевед:
«В пути мерзлые проселочные колеи разбили обувь. Добровольцы мешками и тряпками обматывали ноги, крепили телефонными проводами. После изнурительных походов, на ночлегах стоя засыпали, прижавшись друг к другу... кончился хлеб. Денежные суммы иссякли. С Липна христорадничали, но не грабили. Ходили по хуторам и полученные куски делили по-братски. Распухшие, изъявленные ноги отказывались нести тела. Шли, схватившись за повозки и пулеметные надульники, поочередно сменялись. Когда колонна растягивалась длинной змеей, Дзерожинский [командир полка] слезал с лошади, подбадривал роты… и вызывал песенников… В метель песня сменяла песню, роты подтягивались, добровольцы бросали повозки и, хотя от холода ныли зубы, но с песнями забывали все… продвигались по колено в снегу. Обоз застревал, голодные кони приставали, и повозки приходилось вытаскивать на руках, но дух отступающих был бодр…».
«Когда подходили к Выбутским порогам - родине Св.Княгини Ольги, солдаты падали и засыпали на ходу. Было жутко лезть в ледяную воду. Когда стали в Великую, не замерзающая на быстринах вода доходила до пояса… По грудь в воде вольноопределяющиеся Псковской батареи, хватаясь за спицы, помогали коням вытаскивать орудия. Со стороны красных началась пулеметная и ружейная стрельба… Окоченевшие руки отказывались действовать… раненых на повозках заливала вода. Батарею спасли, но многие из обмороженных коней на том берегу пали…Юношество – молодые отпрыски надежд Российских, что болели за позорные дни, для чьих плеч были тяжелы винтовки. Маленькие люди с большими душами в ногу с бородатыми солдатами делали поход. Интеллигенты – книжные теоретики, посмотревшие близорукими глазами в откровенное… лицо революции и поднявшие оружие, такое незнакомое для их рук, умевших держать лишь перо…».
Часть североармейцев, отступивших в Курляндию и южную Лифляндию, влились в ряды местного земского ополчения, более известного как Балтийский Ландесвер. Один из основателей Псковского корпуса генерал П.Н.Симанский сформировал в декабре 1918г. Либавский стрелковый отряд, остатки которого уже в январе 1919г. объединил гвардии ротмистр А.П.Ливен.
Отметить 90-летие начала белой борьбы на Северо-Западе России и зарождения нашей части ВИК «Либавский стрелковый полк» решил сборами под Питером. Славные коллеги-марковцы, с которыми мы осуществили данное мероприятие, передали нам эстафету своего юбилея, который они справили в феврале этого года.
Фототчет от меня.
















К предыдущему фото маленькое пояснение: в конюшне был обнаружен... двугорбый верблюд.

