Перейти к содержимому


Фотография
* * * * * 2 Голосов

Реплика советского лёгкого танка Т-40


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 4

#1 KursanT

KursanT

    Полковник

  • Пользователь
  • 2 353 сообщений
  • Город:Питер

  • КВИР "Доброволец"

Отправлено 09 октября 2024 - 13:39

Хочу вкратце рассказать о реплика танка Т-40 ( КВИР "Доброволец", г. Санкт-Петербург, СПбГПУ Петра Великого).

 

Танк сделан на базе самоходки АСУ-57.

Демилитаризованную АСУ-57 привезли на «Кафедру колёсных и гусеничных машин» Энергомашиностроительного Факультета Ленинградского Политехнического Института (ЛПИ) из Каунасского БТРЗ в начале 80-х годов как учебное пособие. Например на ней испытывалась активная подвеска на основе гидропневматических рессор от БМД-1, а студентам в целом показывали как её пример устройства гусеничной машины.

 

За годы экспериментов и службы в качестве учебного пособия она лишилась почти всего внутреннего обвеса, изменена была ходовая, задняя часть корпуса, добавлен ленивец от БМД (половинка). К сожалению были утеряны родные торсионы.

К началу 2010-х АСУ уже находилась в неходовом состоянии: требовался капитальный ремонт двигателя.

В это время на машину обратила внимание группа студентов военно-исторического клуба (в числе которых был и я сам), которые помогали кафедре КГМ с другой их машиной — БТР-Д.

У студентов появилась идея оживить бывшую АСУ-57 и изготовить на её базе лёгкий советский танк Т-40 для участия в реконструкциях. На тот момент было решено, что восстановление машины в виде АСУ-57 бесперспективно: слишком большим был некомплект. Восстановление было бы крайне сложным и затратным. Одно изготовление новых торсионов - это огромные деньги! Коллеги легко могут убедиться в этом на примере проекта восстановления танка Т-60 (https://vk.com/club78231688), а конечный образец - АСУ-57 не представлял бы большой ценности, т.к. это машина уже послевоенная, особо нигде не участвовала и самый заметный эпизод её применения - это ввод советских войск в Чехословакию в 1968 году.

Т.е. при огромных затратах, получился бы образец практически не востребованный.

И у нас уже был живой пример — БТР-Д, который хоть и на ходу, но фактически нигде не участвует.

 

KtAuGuNwfE8.jpg

Реконструкторское же движение всегда испытывало дефицит бронетанковой техники, особенной той, что была в Красной Армии на начало войны. Ведь до сих пор Т-40, принятый на вооружение Красной Армии в конце 1939 года, является крайне редкой машиной даже в виде неходовых музейных реплик.

Важной частью замысла было и то, что машина должна соответствовать именно её довоенному виду. То есть могла принимать участие даже в мероприятиях посвященных 22 июня 1941 года — началу Великой Отечественной Войны.

 

w-qMbRAw3dA.jpg

Была составлена презентация проекта, оценены затраты, необходимые материалы, составлен план работ. Идея получила поддержку декана факультета, им были выделены средства на закупку первых стальных листов будущего корпуса.

С помощью университета была организована командировка студентов в танковый музей в Кубинке, где тогда находился единственный сохранившийся танк Т-40. Он был отснят, измерен, изучен - эти материалы легли в основу будущего проектирования корпуса танка.

Хотя и впоследствии пришлось разбираться в том, что же представляет из себя танк в Кубинке: что в нём "полигонный колхоз", а что было по родне.

Сейчас танк "отреставрирован" и находится в парке "Патриот", но та реставрация наделала ещё больше бед о добавила на танк ещё больше колхоза из подручных материалов...

K6WjkndgeD0.jpg

 


  • 8

#2 KursanT

KursanT

    Полковник

  • Пользователь
  • 2 353 сообщений
  • Город:Питер

  • КВИР "Доброволец"

Отправлено 09 октября 2024 - 13:44

Благодаря помощи неравнодушных людей, был произведён ремонт чугунного блока двигателя (двигатель родной, ГАЗ М-20Е). Группа студентов изучала литературу по ремонту и на одной из площадок лаборатории кафедры КГМ собирала двигатель. Шло время студенты приходили, уходили, но в 2017 году было принято решение перевезти корпус в новое, тёплое помещение и там закончить восстановление шасси АСУ-57 до ходового состояния. Что и было сделано.

Некоторое время машина была в виде того самого ходового учебного пособия. Но на голом «гусеничном шасси» тоже далеко не уедешь.

 

Ещё не ходовая АСУ буксируется в новое помещение.

ZSAWnt7sa_Y.jpg

 

Двигатель в сборе коробкой передач и бортовыми фрикционами перед установкой на машину. Ирония в том, что на нашей АСУ сохранился родной двигатель (ГАЗ М-20Е), колокол,обвес, радиаторы. Хотя на большинстве (если не всех) АСУ-57, которые восстановлены или восстанавливаются для музеев и частных коллекций родной двигатель не сохранился и ставят двигатели аналогичные М-20 (его вариации, клоны и т.д.)

YZx0TO5rFUk.jpg

 

"АСУ" на военно-историческом слёте в д.Сяндеба. Ездить на ней по лесным дорогам к местам проведения поисковой вахты было весело. Разом могла перевозить под 20 человек с вещами!

lc0QhggyoME.jpg


  • 5

#3 KursanT

KursanT

    Полковник

  • Пользователь
  • 2 353 сообщений
  • Город:Питер

  • КВИР "Доброволец"

Отправлено 09 октября 2024 - 14:01

*
Популярное сообщение!

В 2019 году было решено всё-таки закончить изначальный проект с танком Т-40. С машины срезалось и снималось всё лишнее, менялся и преобразовывался корпус. Процесс был очень трудоёмким. Везде, где это было возможно — использовались стальные листы той же толщины, что и на настоящем Т-40. Например специально искали стальные листы толщиной 9мм на лобовую и кормовую детали.

С бывшей АСУ была среназа новодельная корма и сварена новая с нишей для гребного винта. Отдельно изготовлен новый «нос» (лобовая деталь).

В дальнейшем всё это было приварено и прикручено к корпусу машины. Тут была сложность в том плане, что многие детали «ванны» АСУ-57 были алюминиевые и сталь к ним не приварить. Поэтому использовались болтовые соединения.

ubGh359tzUc.jpg  j9f9hl5YAq4.jpg

 

Благодаря помощи уже выпускников Политеха были спроектированы и изготовлены такие сложные детали как например новые ступицы балансиров ленивцев, литой стальной гребной винт, цельноточеный имитатор ствола крупнокалиберного пулемёта ДШК (под газшутинг) и другие.

Используя данные с обмеров оригинального Т-40 в 3Д рисовался его корпус, дорабатывался для совмещения с габаритам АСУ-57: АСУ, в основном из-за узких гусениц, чуть уже реальногоТ-40. Хотя в длину и высоту танк получился практически в оригинальных размерах.

 

Кстати быстро стало ясно, что литературу 90-2000-х особо не поиспользуешь: размеры там стояли от балды, схемы не соответствовали действительности.

 

CtuSR5qE85U.jpg h9QLgID-n1I.jpg -MmMWNQrzCE.jpg

 

 


Обечайка башни была изготовлена из 8мм стали (вместо 10мм) в славном городе Электросталь.

42wz-N7bZ30.jpg

 

Отдельно изготовленные нос и корма:

RUOJsSpPoPU.jpg d1QrtI-nJXc.jpg

 


Затем они приваривались к корпусу АСУ

Z6M3kUn7atU.jpg lDs9PZHQhyY.jpg


Ещё фото процесса сборки:

xCDC6gJKjXE.jpg XvymguepfOw.jpg V50QZBEculQ.jpg

eznfapPhsZw.jpg dVBER89eKwo.jpg g3W2nTtBCS8.jpg


Участники проекта подходили к созданию реплики с большой скрупулёзностью, чтобы сделать машину максимально аутентичной: вытачивались и устанавливались имитаторы противопульных болтов, имитировалась сварка и клёпка корпуса аналогичная оригинальной. Так из США были заказаны «фордовские» сигнал («клаксон») и задний фонарь, которые, по понятным причинам, в основном аналогичны таковым, которые изготавливал завод ГАЗ, однако в настоящее время довольно сложно отыскать рабочие экземпляры.

Передние фары переделаны из современных тракторных. Т.к. в оригинале там были какие-то мотоциклетные фары и приемлемых аналогов найти не удалось.

DSC_0061.JPG DSC_0054.JPG

 

Большую теоретическую поддержку оказали неравнодушные граждане: историки бронетанковой техники, сотрудники музеев, архивов и библиотек.

 

Стоит отметить, что почти два года работы вообще не велись: организационные проблемы, ковид, плюс в помещении больше года делался ремонт.

 

Однако процесс неумолимо двигался к своему завершению. Накопленные за годы детали, узлы, заготовки — всё занимало своё место на танке. Последний двухнедельный марафон по подготовке танка был совершён и студентами и уже выпускниками Политеха в июле 2024 года. Толчком послужило предложение поучаствовать в военно-исторической реконструкции на Линии Сталина в Псковской области, где танк Т-40 и дебютировал 21 июля.

photo_5246855950466409125_y.jpg 5246855950466409120.jpg

DSC_0123.JPG


Сообщение отредактировал KursanT: 09 октября 2024 - 13:56

  • 13

#4 KursanT

KursanT

    Полковник

  • Пользователь
  • 2 353 сообщений
  • Город:Питер

  • КВИР "Доброволец"

Отправлено 09 октября 2024 - 14:11

*
Популярное сообщение!

Машине ещё предстоит не мало доработок: что-то не успели доделать, где-то выявились дефекты конструкции, что-то хотелось бы улучшить. Но в целом впечатление машина на всех произвела просто замечательное.

lKS9hMR45JQ.jpg DSC_0160.JPG

DSC_0081.JPG DSC_0087.JPG DSC_0114.JPG

 

Пару видео с ездой (видео на Ютубе и могут не у всех открываться):

 

https://youtu.be/EN1...fb-Ug2jXSfmvfmu

https://youtu.be/FBI...2momAqOPdjM-Om9

https://youtu.be/tkD...ZqPbkULBdav43Fp

 

 

 


По конструкции ещё отмечу, что родное АСУшное МТО не переделывалось. И место механика-водителя АСУ осталось на своём месте. Однако у Т-40 на этом месте двигатель. Что конечно создаёт не мало неудобств в езде по-боевому. К счастью прямо над двигателем у Т-40 большой короб с люком и в походном положении механик-водитель ездит высунувшись прямо из него.

Для езды "по-боевому" используются мониторы с видеокамерами встроенными в имитацию приборов наблюдения (как-нибудь покажу эту систему).

Гребной винт вращается, поворачиваются рули, но приводов к ним никаких нет. Плавающей машину делать не стали, т. к. на реконструкциях это практически не применимо.

 

Машина сделана «радийной». Это как будто бы должно оправдать то, что машина будет участвовать на мероприятиях практически по всему периоду ВОВ.

 

Интересный момент: в Т-40 без огромных топливных баков (в машине сохранился только малый резиной бак от АСУ на 50 литров), без укладок с дисками для ДТ и коробов для лент ДШК, радиостанции и прочего — большой объём пустого пространства. Оказалось, что в танк можно набить вещи целого стрелкового отделения, как в небольшую газель или микроавтобус.

В кормовой части танка даже сделан отдельный открывающийся «багажник» для ЗИПа и инструментов.

 

А из-за необходимости всё-таки обслуживать двигатель и МТО в целом у танка сделан "капот" на петлях (в оригинале он просто на болтах и примерно с той же целью, но петли позволяют не таскать тяжеленный лист). Для этого же правая щека боевой рубки сделана съёмной - чтобы оставался доступ к узлам которые нужно обслуживать (двигатель то родной, АСУшный).

 

ha9OJteVLnA.jpg c-KY9flvFwI.jpg


  • 14

#5 KursanT

KursanT

    Полковник

  • Пользователь
  • 2 353 сообщений
  • Город:Питер

  • КВИР "Доброволец"

Отправлено 13 октября 2024 - 09:01

Заметил, что на фото особо не показан винт.

 

Гребной винт нужной формы и размера (диаметр винта, высота ступицы) было не так просто найти, но у меня в цехе на заводе нашёлся подходящий.

Винт стальной цельнолитой (как в оригинале). К счастью успели его отлить, до того как завод решил закрыть мой сталелитейный цех.

 

По винту кстати хорошо прослеживается эволюция технической мысли: ещё буквально несколько шагов и эта ниша и этот винт эволюционируют в полноценные водомётные движители по типу тех, что потом были на ПТ-76 и БМД-1- винт с симметрично круглыми лопастями превратится в винт с почти прямоугольными лопастями-"лопатами", а ниша - в закрытый канал водомёта. 

rQrVDBUuz6M.jpg

 

 

Волноотбойник тоже функционален. Просто как опция. Имитировать например выезд на берег после преодоления водной.

(Хотя почти в конце и выяснилось, что сделан чуть-чуть неправильно. Уж очень мало информации по реальной машине...)

lYlYwz1ReQA.jpg Bi8P494AZWY.jpg


  • 2