Хочу вкратце рассказать о реплика танка Т-40 ( КВИР "Доброволец", г. Санкт-Петербург, СПбГПУ Петра Великого).
Танк сделан на базе самоходки АСУ-57.
Демилитаризованную АСУ-57 привезли на «Кафедру колёсных и гусеничных машин» Энергомашиностроительного Факультета Ленинградского Политехнического Института (ЛПИ) из Каунасского БТРЗ в начале 80-х годов как учебное пособие. Например на ней испытывалась активная подвеска на основе гидропневматических рессор от БМД-1, а студентам в целом показывали как её пример устройства гусеничной машины.
За годы экспериментов и службы в качестве учебного пособия она лишилась почти всего внутреннего обвеса, изменена была ходовая, задняя часть корпуса, добавлен ленивец от БМД (половинка). К сожалению были утеряны родные торсионы.
К началу 2010-х АСУ уже находилась в неходовом состоянии: требовался капитальный ремонт двигателя.
В это время на машину обратила внимание группа студентов военно-исторического клуба (в числе которых был и я сам), которые помогали кафедре КГМ с другой их машиной — БТР-Д.
У студентов появилась идея оживить бывшую АСУ-57 и изготовить на её базе лёгкий советский танк Т-40 для участия в реконструкциях. На тот момент было решено, что восстановление машины в виде АСУ-57 бесперспективно: слишком большим был некомплект. Восстановление было бы крайне сложным и затратным. Одно изготовление новых торсионов - это огромные деньги! Коллеги легко могут убедиться в этом на примере проекта восстановления танка Т-60 (https://vk.com/club78231688), а конечный образец - АСУ-57 не представлял бы большой ценности, т.к. это машина уже послевоенная, особо нигде не участвовала и самый заметный эпизод её применения - это ввод советских войск в Чехословакию в 1968 году.
Т.е. при огромных затратах, получился бы образец практически не востребованный.
И у нас уже был живой пример — БТР-Д, который хоть и на ходу, но фактически нигде не участвует.
Реконструкторское же движение всегда испытывало дефицит бронетанковой техники, особенной той, что была в Красной Армии на начало войны. Ведь до сих пор Т-40, принятый на вооружение Красной Армии в конце 1939 года, является крайне редкой машиной даже в виде неходовых музейных реплик.
Важной частью замысла было и то, что машина должна соответствовать именно её довоенному виду. То есть могла принимать участие даже в мероприятиях посвященных 22 июня 1941 года — началу Великой Отечественной Войны.
Была составлена презентация проекта, оценены затраты, необходимые материалы, составлен план работ. Идея получила поддержку декана факультета, им были выделены средства на закупку первых стальных листов будущего корпуса.
С помощью университета была организована командировка студентов в танковый музей в Кубинке, где тогда находился единственный сохранившийся танк Т-40. Он был отснят, измерен, изучен - эти материалы легли в основу будущего проектирования корпуса танка.
Хотя и впоследствии пришлось разбираться в том, что же представляет из себя танк в Кубинке: что в нём "полигонный колхоз", а что было по родне.
Сейчас танк "отреставрирован" и находится в парке "Патриот", но та реставрация наделала ещё больше бед о добавила на танк ещё больше колхоза из подручных материалов...