Пушкин на Кубани
Второй день нашего путешествия начинается с окрестностей станицы Прочноокопской. Посещение памятного знака «Пушкинские места» и станице Прочноокопской, рассказ о пребывании в станице Прочноокопской знаменитых поэтов А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и декабристов.
Знаменитый поэт А.С. Пушкин побывал на Кубани всего один раз, в августе 1820 года. В это время император Александр I ссылает молодое дарование на юг из-за острых эпиграмм и «возмутительных» стихотворений «Вольность» и «К Чаадаеву».
Короткое путешествие (с 5 по 15 августа) по нынешнему Краснодарскому краю состоялось у А.С. Пушкина благодаря генералу кавалерии Николаю Раевскому, а точнее, его сыну. Именно он застал захворавшего поэта в нынешнем Днепропетровске. Генерал Раевский с целым кортежем из сопровождающих ехал на Кавказ, на воды. По просьбе сына он взял с собой Александра Сергеевича, похлопотав об его отпуске.
Исследователи говорят, что Пушкин побывал в нескольких кубанских населенных пунктах: Прочноокопской, Темижбекской, Кавказской и Усть-Лабинской крепости. Говорят, что его и семью Раевских встречал атаман Черноморского казачьего войска полковник Григорий Матвеев. Он лично сопровождал их через всю Кубань до Тамани.
В станице Прочноокопской путешественники скорей всего не останавливались, а были проездом. Во всяком случае, об этом нет сведений в сохранившихся воспоминаниях. Но есть некоторые интересные подробности впечатлений об этой поездке.
Кубань в это время представляла собой пограничные районы, здесь постоянно происходили столкновения с горцами. На этом участке дороги путешественники ехали только днем, а на ночь укрывались на ночлег за стенами пограничных укреплений, где стояли приличные числом гарнизоны с артиллерией.
Так, известно, что, проехав днем мимо ст. Прочноокопской и Темижбекской, 8 августа Раевские въехали в Кавказскую крепость, где у подполковника А.Ф. Урнежского «обедали, ужинали, в бане были; в особой казарме писал, читал, и сутки миновали. Жар для меня был нестерпим». От жары, по всей вероятности, страдали все и постоянно. «Встали, не выспавшись и от жару и от насекомых».
Несмотря на трудности и опасности пути, Александр Пушкин пользовался любой возможностью ближе ознакомиться с местностью. 9 августа Пушкин, поднявшись с Николаем Раевским по аппарели на бастион №2, заметил, что в сотне саженей восточнее крепости, построенной на краю страшного обрыва, видны хатки станицы Кавказской, которая, как и все прикубанские станицы в первые годы их существования, была в плане правильным прямоугольником.
Вокруг был вырыт оборонительный ров и насыпан вал, с установленным на нем двойным плетнем с земляной засыпкой для защиты от пуль. По углам оборонительной ограды, на барбетах, особых насыпях из земли, стояли пушки на крепостных лафетах. У всех четырех ворот круглосуточно стояла вооруженная стража. У южных ворот стоял особый пост с дозорной вышкой, охранявший как сами ворота, так и крытую траншею, идущую от ворот к берегу Кубани, протекающей внизу под обрывистым берегом, на котором стояли окраинные кварталы станицы.
Увидев своими глазами, как жители станицы, а это были в основном женщины, загоняют до захода солнца в ворота свою живность и куда сами спешат укрыться, Пушкин позже напишет:
На берегу заветных вод
Цветут богатые станицы,
Веселый пляшет хоровод,
Бегите, русские певицы,
Спешите, красные, домой:
Чеченец ходит за рекой.
Спустя несколько месяцев Пушкин напишет своему брату Льву Сергеевичу, вспоминая о поездке: «Видел я берега Кубани и сторожевые станицы – любовался нашими казаками. Вечно верхом: вечно готовы драться, в вечной предосторожности».
Пушкинские места давно стали излюбленным местом туристов. Здесь проводятся культурные мероприятия, связанные с памятью знаменитого поэта
Лермонтов и декабристы
Но если А.С. Пушкин бывал в ст. Прочноокопской только проездом, то другая поэтическая знаменитость – М.Ю. Лермонтов навещал эту станицу несколько раз и гостил у сосланных сюда декабристов. Более того, образы обитателей крепости Прочноокопской запечатлены в его произведениях.
Хорошо известно, что М.Ю. Лермонтов дружил с рядом исторических лиц, связанных с крепостью Прочный Окоп, с которыми он встречался, путешествуя от Кизляра до Тамани в 1837 г., воюя в Чечне в 1840 г., лечась на водах в 1841 г. Это касается, прежде всего, таких ярких личностей, как ссыльные декабристы, младший брат Пушкина Лев Сергеевич, доктор Николай Васильевич Майер.
Бытует мнение, что великий русский поэт трижды побывал в Прочном Окопе. Первое и второе посещения документально подтверждены. Это произошло в апреле и в августе-сентябре 1837 года, когда Лермонтов по Кубанской линии сначала из Ставрополя ехал в Тамань, а затем из Тамани возвращался в Ставрополь. Третья поездка по преданию случилась в августе 1840 года и была связана с посещением дома ссыльного декабриста М. М. Нарышкина в станице Прочноокопской.
Прочноокопская крепость служила одним из главных мест ссылки декабристов на Кавказ. Здесь в разное время (в основном с 1837 по 1844 гг.) были: Д.А. Арцыбашев, братья Беляевы, А.А. Бестужев-Марлинский, А.Ф. Вадковский, А.И. Вегелин, В.М. Голицын, Н.А. Загорецкий, К.Г. Игельстром, С.И. Кривцов, В.Н. Лихарев, Н.И. Лорер, М.А. Назимов, М.М. Нарышкин, А.И. Одоевский, А.Е. Розен, А.И. Черкасов.
Основным делом декабристов на Кубани было участие в военных действиях, строительство оборонительных сооружений, возведение мостов, прокладка дорог. Ведь бывшие офицеры имели прекрасное военное образование, знания в области геодезии и саперные навыки.
Образ жизни декабристов на Кубани был особенным, не соответствовал их статусу ссыльных рядовых солдат. Они могли свободно ездить по всему Северному Кавказу, часто пользовались увольнениями в отпуск по самым различным обстоятельствам, в частности, лечились и отдыхали на водах. Они жили не в казармах, а на частных квартирах; самые обеспеченные владели собственными домами. Им разрешалось иметь свои палатки или юрты (их называли «дворянскими»), верховую лошадь с поклажей. Многие ссыльные декабристы имели собственных слуг. Со временем за военные заслуги их стали повышать по службе, присваивать офицерские чины.
М.Ю. Лермонтов встречался со ссыльными мятежниками, как в Пятигорске, так и в Прочном Окопе, который часто называли «гнездом декабристов», так как здесь находился дом Нарышкиных.
Первоначально семья декабриста Нарышкина жила на частной квартире в станице Прочноокопской. Затем, в 1839 году, они построили свой собственный деревянный дом, просторный, окруженный фруктовым садом с зелеными лужайками без дорожек, как и все сады на Кавказской линии. В настоящее время этого дома не существует. На том месте, где он находился, построена пекарня.
Дом Нарышкиных стал культурным центром станицы Прочноокопской. Здесь постоянно были гости, и не только декабристы, приписанные к Навагинскому пехотному полку, но и многие другие, непосредственно не проживающие в станице, приписанные к другим полкам Кавказской армии. Сюда приходили и лица из командного состава с семьями.
С домом Нарышкина связана история посещения Прочного Окопа М.Ю. Лермонтовым, который в августе 1840 года по дороге в Ставрополь заехал в крепость. Ему хотелось ближе познакомиться с Нарышкиным, о котором знал по рассказам Одоевского.
К тому времени уже было написано стихотворение «Памяти А.И. Одоевского», в котором Лермонтов выразил свое отношение к погибшему поэту-декабристу. Это стихотворение знали и в доме Нарышкиных по публикации в журнале «Отечественные записки». Михаил Юрьевич был принят декабристами как певец Одоевского.
Другой обитатель крепости Прочный Окоп – врач Николай Васильевич Майер известен как прототип доктора Вернера в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Н.В. Майер был в то время главным кордонным врачом, отвечающим за состояние трех госпиталей: в ст. Прочноокопской, Екатеринодаре и Тамани-Фанагории. М.Ю. Лермонтов познакомился с Н.В. Майером летом 1837 года в Пятигорске.
Крепость Прочный Окоп и средневековое городище «Кизилова балка»
Посещение средневекового городища «Кизилова балка» и земляной крепости Прочный Окоп, рассказ о средневековых обитателях этих мест и об основателе крепости, великом полководце А.В.Суворове, главнокомандующем правым флангом кавказской линии, основателе города Армавира, бароне, генерале от кавалерии Г.Х. фон Зассе, реконструкция кубанского обряда «Проводы казака на службу», посещение укрепления Фортштадт, музея боевой техники, часовни;
По данным заведующего отделом археологии и палеонтологии Армавирского краеведческого музея Александра Петровича Лопатина, на территории от начала ст. Прочноокопской до п. Фортштадт находятся четыре средневековых городища, в которых на протяжении веков жили такие народы, как меоты, сарматы и аланы. В исторической литературе эти городища называют меото-сарматскими или меото-аланскими.
Три городища располагаются непосредственно на территории станицы Прочноокопской: на его окраине около современного моста через реку Кубань, в центральной части населенного пункта и в районе старого моста через Кубань.
Наиболее изученное археологами ранне-средневековое городище «Кизилова балка» располагается на обрывистом берегу реки Кубань ровно по середине пути от ст. Прочноокопской к п. Фортштадт.
Археологические раскопки показали, что это был крупный по тем временам населенный пункт с каменными и турлучными постройками. Он был окружен оборонительными сооружениями. Его жители занимались скотоводством и земледелием. На территории городища находился прекрасный родник, который функционирует и сегодня.
Основание ст. Прочноокопской относится к периоду после заключения Кючу́к-Кайнарджи́йского мира. Тогда по правому берегу реки Кубань было решено построить укрепленную оборонительную линию. В январе 1778 года на Кубань прибывает генерал-поручик Александр Васильевич Суворов.
К марту 1778 года по реке Кубань (по ее правому берегу от устья до реки Лаба и далее к Ставрополю) под руководством А.В. Суворова было построено шесть укреплений из 10 запланированных, в том числе Царицинская крепость, располагавшаяся на территории современного Новокубанского района.
Но в ноябре 1779г. рвы и валы крепости Царицинской по приказу А.В. Суворова были срыты, и по стратегическим соображениям местность была оставлена русскими войсками.
Осенью 1782 года командование русской армией на Северном Кавказе принял генерал-поручик Павел Сергеевич Потемкин, сменив скончавшегося в сентябре Федора Фабрициана. Ему было поручено провести укрепление Кубанской линии.
В результате в 1784 году были построены две крепости: Прочный Окоп (предположительно на месте Царицинской) и Преградный Стан (станица Барсуковская). Среди тех, кто проектировал эти защитные сооружения и организовывал работы по их возведению, был командир Владимирского пехотного полка полковник И.И. Герман.
Командующий Кубанским корпусом и начальник Кавказской линии генерал Иван Васильевич Гудович предложил усилить линию вооруженным населением и поселить при крепостях 3000 донских казаков.
К 1 августа 1794 года 200 семей казаков прибыли на место и были расселены в лесу близ крепости Прочный Окоп.
В связи с неблагополучно выбранным местом (ежегодная затопляемость места Кубанью), в 1817 году наместник Кавказа Алексей Петрович Ермолов приказал перенести станицу на Ставропольское плато на 4 версты от крепости, где станица Прочноокопская сегодня и находится.
На старом месте осталась часть казаков, образовав Старую Станицу.
Крепость Прочный Окоп была земляной, имела форму неправильного многоугольника с треугольными выступами-бастионами и полубастионами. В полых бастионах имелись амбразуры (сквозные вырезы в брустверах-валах) для стрельбы из орудий, а также бойницы – отверстия для ружейной стрельбы. Чтобы выйти на линию огня к бойницам, солдаты поднимались по земляным ступеням, которые назывались банкетом.
«Протяженность крепости с северо-запада на восток 480 метров, с севера на юг 400 метров. По экспликации генерального чертежа крепости 1803 года на ее территории было 38 строений: дом войскового начальника, восемь домов обер-офицеров, дом инженерной команды, частный маркитанский дом, цейхгаузы (военные вещевые склады), дом на каменном фундаменте для артиллерийских офицеров, «гобшпиталь, при оной кухня», артиллерийские сараи, ледник, собственные солдатские землянки, провиантские бункера, пороховой каменный погреб на 300 пудов пороха».
Прочный Окоп имел неоспоримое стратегическое значение и на протяжении десятилетий оставался центральным, наиболее значимым укреплением на Средней Кубани.
В 1830-е годы в крепости Прочный Окоп находился кордонный штаб командующего правым флангом Кавказской линии генерала Г. Х. Засса. Здесь же размещался Кабардинский пехотный полк. В станице Прочноокопской стояла артиллерийская бригада, командиром которой был полковник Ган. Тут же располагалась штаб-квартира Кубанского казачьего полка и жил командир, полковник Фитингоф. Под его командованием находилась и знаменитая в те времена прочноокопская казачья сотня, имевшая в своих рядах настоящих мастеров джигитовки на кавказский манер.
Линейные казаки Прочноокопской «поднимали» тучные кубанские черноземы, выращивали сады, виноградники, разводили скот, занимались домашними промыслами, торговлей. Но прежде всего они несли государственную службу на неспокойном Кавказе и вдали от него.
Крепость Прочный Окоп и Форштадт, обе станицы (Прочноокопская и Старая Станица) в период Кавказский войны (1817-1864) представляли собой одно из самых оживленных мест на Кубанской защитной линии. Особенно людно было с конца осени по март месяц, когда со всех сторон стягивались на зимний отдых военно-экспедиционные отряды.
В станице Прочноокопской размещался крупнейший на Кубанской линии военный госпиталь.
Между Прочным Окопом и Ставрополем, бывшим в то время штаб-квартирой войск всей Кавказской линии, пролегала очень оживленная Ставропольская дорога. В обе стороны проходили пешие и конные воинские части, тянулись пустые и груженые обозы. Два раза в неделю следовала почта. Шли фуры торговцев. Скакали по казенным надобностям штабные офицеры. По этой дороге прошло много известных исторических личностей.
Крепостные постройки крепости Прочный Окоп держались до 1923 года, но затем их разобрали по кирпичику жители Форштадта и станицы Прочноокопской. Так и исчез один из памятников старины – бывшая грозная крепость. Ее план имеется в Армавирском краеведческом музее. Остатки укрепления земляной крепости Прочный Окоп постановлением Совета Министров РСФСР от 7.09.1976 г. № 496 включены в список памятников культуры, подлежащих государственной охране (памятник республиканского значения).
Сокровища Армавирского краеведческого музея
Переезд в населённый пункт Старая Станица, рассказ о быте казаков и гаев-черкесов, о роли железной дороги Ростов – Владикавказ в становлении и экономическом развитии города Армавира; посещение памятника архитектуры Армянская григорианская церковь, экскурсия в Армавирский историко-краеведческого музей.
Армавирский краеведческий музей был создан осенью 1904 г. как музей наглядных пособий «Обществом попечения о детях», возглавляемым общественным и политическим деятелем Кубани В.И.Луниным. Он имел около сотни экспонатов и располагался в одной из комнат Армавирской женской гимназии. Постепенно расширяясь, музей несколько раз менял адрес и, наконец, обосновался в Пушкинском училище (по совр. ул. Р. Люксембург).
В 1911 г. он изменил название и стал называться «Армавирский музей научных и прикладных знаний в память 19 февраля 1861 г.». В 1920 г. музей был взят на государственное содержание, в 1928 г. он получил прекрасное здание на углу ул. Ленина и К. Маркса. Существовало 3 отдела: краеведения, труда и санпросвета.
В августе 1942 г. при налете фашистской авиации музей был разрушен, полностью погибли фонды. В 1948 г. музею был временно предоставлен уцелевший особняк по ул. Ленина, 114, где он находится по сей день. В ноябре 1949 г. он вновь открыл свои двери для посетителей. Все экспонаты, составляющие основной и вспомогательный фонды, собраны послевоенным коллективом музея.
В музее собрана коллекция палеонтологических находок, включающая кости мастодонта, носорога, гиппариона саблезубого тигра и представителей ископаемой морской фауны. В их числе огромный череп (с бивнями) трогонтериевого слона, обитавшего на Кубани 250 тыс лет назад.
Хранятся археологические коллекции из экспедиций, которые проводятся на территории Средней Кубани, начиная с 1967 г. Среди них коллекция золотых украшений III тыс до н э (Майкопская и Северо-Кавказская культуры), V в до н э (скифская культура), II в до н э — II в н э (меоты и сарматы), VII в н э (аланы). Собрана уникальная коллекция скифских и половецких каменных изваяний. В основном, они найдены в окрестностях хутора Горькая Балка, несколько каменных статуй привезены из станицы Прочноокопской. Изваяния мужские и женские, изготовлены из серого песчаника и желтого ракушечника.
В коллекции имеется памятник киммерийской культуры — «оленный камень». Собрана коллекция чернолаковой и краснолаковой керамики и терракотовых статуэток.
Украшением музейного фонда является коллекция отечественного и иностранного оружия XVIII — XX вв. К ней относится оружие периода Кавказской войны XVIII — XIX вв. (кинжалы, шашки, кремневые и капсюльные ружья и пистолеты), а также гражданской (1917 — 1920 гг.) и Великой Отечественной войн (стрелковое, холодное боевое и парадное оружие).
В музейных фондах имеются коллекции: самоваров, в основном, тульского производства, мебели XIX — начала XX вв., «кузнецовского» фарфора, этнографическая коллекция, включающая предметы быта черкесо-гаев, русских, адыгейцев, немцев и других национальностей, проживающих в г. Армавире.
Коллекция предметов изобразительного искусства включает три этюда выдающегося русского художника М.В.Нестерова, написанные в Армавире.
Представляет интерес коллекция икон XIX — начала ХХ вв. С начала III тысячелетия особое внимание уделяется комплектованию коллекции православных икон образами Кубанских народных писем. Они традиционно отличаются по колориту и стилистике от икон, представляющих художественные традиции средней полосы России и ее Севера.
В фондах музея хранится небольшая, но интересная коллекция древнерусских старопечатных и рукописных книг, дореволюционные издания журналов, газет, книг, дающая представление о развитии книги и книгопечатного дела.
Что касается темы туристического маршрута «Легенды великих имперских дорог», то в Армавирском краеведческом музее есть стенды, посвященные деятельности баронов Штейнгелей, а также Владикавказской и Армавир-Туапсинской железным дорогам. Есть собрание фотографий и документов, иллюстрирующих строительство и работу этих железнодорожных магистралей.
Мосты-призраки Туапсинки
экскурсия по мостам — «призракам».
В публикации о первом дне путешествия по маршруту «Легенды великих имперских дорог» мы рассказывали историю создания железной дороги Ставрополь-Армавир-Туапсе и об участии в этом проекте известных купцов Якова Николенко и Захара Щербака.
Во второй день маршрута участники поездки познакомятся с одним из сохранившихся участков этой железнодорожной магистрали, который располагается на территории Успенского района около хутора Веселого. Это так называемый «Веселовский мост».
Несколько дальше в ст. Николаевской Успенского района сохранился целый комплекс построек этой железнодорожной магистрали: Мост, водонапорная башня, развалины железнодорожной станции, старинная мельница. Но время, запланированное на маршрут, уже не позволит осмотреть эти достопримечательности.
Чем уникальны эти постройки? И почему они привлекают к себе множество туристов?
Дело в том, что при строительстве Туапсинки применялись наиболее революционные технологии того времени строительства инженерных сооружений, которых возводилось очень много. В частности, для строительства мостов и водопропускных труб широко применялся железобетон. Некоторые бетонные мосты строились по старым проектам для каменных мостов и имели арочные пролеты. Однако большинство малых и часть крупных мостов имели балочные железобетонные пролеты.
Возможно, что сохранившиеся пролеты и так называемые «немецкие мосты» разрушенного участка Ставрополь — Армавир являются самыми старыми бетонными балочными мостами в России. Образцами такого строительства как раз и являются «Веселовский» и «Николаевский» железнодорожные мосты, которые как призраки стоят в Прикубанской степи на фоне Ставропольской возвышенности. Самой железной дороги больше нет, а мосты сохранились.
Если к той части Туапсинки, что идет от Армавира до Туапсе судьба была благосклонна, и он успешно функционирует и в наше время, то участок от Армавира до Ставрополя был закрыт в 1922 году и разобран. Рельсы и шпалы этой ветки были использованы при строительстве участка Петровское (Светлоград) — Благодарное, пуск которого состоялся в 1928 г.
От Ставрополя до Армавира трасса в 114 верст проектировалась и строилась инженером Александром Лашем и Иосифом Годзевичем. Это был самый сложный участок, где каждая верста дороги обходилась в 80 и более тысяч рублей серебром. Но строили ее добротно, на века. Не даром часть ее построек сохранилась до наших дней.
Департамент Железнодорожных Дел в 1911 году утвердил смету на сооружение новой линии: Армавир — Ставрополь — Петровское, с ветками на Благодарное и Винодельное. Общая протяженность линии составила 334 версты, а проектная стоимость составила 25683920 рублей.
Если основной участок железной дороги от Армавира до Туапсе заработал с 31 августа 1911 года, то от Ставрополя через Армавир на Туапсе поезда пошли в 1916 году. К Туапсе пошли первые составы со ставропольской пшеницей, продаваемой за границу.
Армавир-Туапсинская железная дорога имела большое экономическое значение прежде всего как транзитная магистраль, грузооборот которой все время возрастал. С 31 августа 1910 г. по 1914 г. было перевезено пассажиров 1 384 946 человек, грузов 73 762 337 пудов. Валовой доход дороги составил 4 734 013 руб. В 1915 — 1917 гг. пассажирские перевозки составили 3.2 млн человек, а товарные — более 100 млн пудов. Общий валовой доход за эти же годы выразился в 9 млн рублей.
Основными грузами были лесные материалы, хлеб, масло, уголь, керосин, нефть, соль, поташ и др. Важнейшее место среди всех грузов занимали, лес и хлеб. Армавир-Туапсинская железная дорога (АТЖД) способствовала развитию промышленности края, увеличению населения, усилению его подвижности, росту рабочего класса. За период с 1909 г. по 1917 г. в Туапсе, Майкопе, Армавире возникают сравнительно крупные для этих мест промышленные предприятия металлообрабатывающей, машиностроительной, деревообрабатывающей, и пищевой промышленности. Кроме того, строятся заводы и мастерские в крупных кубанских станциях — Курганской, Белореченской и других. В связи со строительством и в ходе эксплуатации железной дороги формируются кадры железнодорожных рабочих.